Цели:
- Образовательная: познакомить учащихся с компонентами искусственной экосистемы на примере аквариума.
- Развивающая: способствовать формированию эмоционально - положительного отношению к процессу познания (развитие умений сравнивать, анализировать, обобщать, делать выводы)
- Воспитывающая: воспитывать чувство бережного отношения к окружающей природе и живому миру (уход за рыбками).
Оборудование: презентация Microsoft Power Point, аквариум, индивидуальные карточки с заданиями, иллюстрации аквариумных рыбок и растений, клей, посылка
Ход урока
I. Организационный моментУчитель: Посмотрите на меня внимательно. Я хочу увидеть ваши глаза, понять, как вы готовы к уроку, какое у вас настроение. Что нам нужно для того, чтобы урок прошел успешно? (быть внимательными, уметь выслушать друг друга, уметь исправить и дополнить ответ товарища)
II. Актуализация опорных знаний.Работа в парах по карточкам.
Установите соответствие (Слайд 2)
Экосистема |
Производители |
Потребители |
Разрушители |
Луг Болото Озеро Лес |
Злаки Мох-сфагнум Водоросли Сосна |
Чекан Комары Циклоп Дятел |
Дождевые черви Рачки Грибы Микробы |
У каждого из вас есть листочек с рыбками. Те, кто выполнил задание без ошибок, поставьте «+» рядом с первой рыбкой
Cамопроверка. (Слайд 3)
Блиц-опрос
- Что такое экосистема?
- Какие профессии необходимы, чтобы круговорот в экосистеме был замкнут?
- Что происходит, когда круговорот веществ не замкнут?
- Что такое искусственная экосистема?
- Приведите пример искусственной экосистемы (поле).
- Почему? (Не может существовать без заботы человека. Круговорот не замкнут, замыкается человеком).
III. Постановка проблемного вопроса
Легко ли создать искусственную экосистему?
Что для этого нужно? (знания)
Стук в дверь (почтальон приносит посылку и письмо)
Учитель читает письмо (слайд 4)
Открываем посылку, в ней банка с двумя золотыми рыбками.
Ребята, а рыбки могут жить в этом сосуде?
Почему? (мало места, нет кислорода, необходимо создать искусственную среду обитания, нужен аквариум)
Что такое аквариум?
Аквариум
-
Искусственный водоем или стеклянная емкость с водой для содержания рыб, водных животных и растений.
-
Переносное. Небольшое здание, помещение с прозрачными стенами (кафе). (Слайд 5)
Как называют человека, который разводит аквариумных рыбок? (аквариумист)
Науку, которая занимается изучением аквариумных рыбок, называют аквариумистика.
IV. Определение темы и цели урокаНазовите тему урока.
Аквариум – маленькая искусственная экосистема
Цель: узнаем обитателей аквариума попытаемся создать искусственную экосистему (слайд 6)
V. Совместное открытие знаний (работа по группам)Учитель: Из представленных карточек выберите и назовите составные экосистемы, которые нам необходимы для аквариума.
Распределите их на группы: производители, потребители, разрушители.
А грунт, вода, воздух?
Почему у вас нет этих слов? (элементы неживой природы).
Для чего они нужны в экосистеме?
Задание выполнено правильно. Поставьте рядом со второй рыбкой «+»
Лена с Мишей тоже попробовали создать искусственную экосистему.
Чтение диалога (С. 72)
Учитель:
- Почему же в аквариуме Лены трудно дышать? (нет водорослей).
- Какова их роль? (они дают органические вещества, а получают углекислый газ и минеральные вещества)
Учитель: Растения в аквариуме занимают важное место. Они служат не только декоративным целям, но и являются поставщиками кислорода. Круглый год хорошо растут в аквариумах валлиснерия, кубышка, риччия, элодея.
Элодея – хорошо выделяет кислород, это пузырьки, которые можно видеть при солнечном свете. (Слайд 7)
- А какова функция потребителей в экосистеме? (дают углекислый газ, а получают кислород и органические вещества)
- Что вы можете сказать о рыбах – потребителях?
- Сообщения детей об аквариумных рыбках
- 1 ученик - Скалярия
- 2 ученик - Меченосец, гуппи
- 3 ученик - Барбус, вуалехвост
- 4 ученик - Львиноголовка
- 5 ученик - Телескоп (Слайд 8)
-
Чем могут быть полезны разрушители? (дают углекислый газ и минеральные вещества, а получают кислород и органические вещества)
-
- 6 ученик - сомики
- 7 ученик - Улитки (Слайд 9)
Физминутка (релаксация)
Сегодня у меня прекрасное настроение. Не посетить ли мне золотую рыбку. Сказано - сделано. Вот оно, синее море. Какой покой и тишина! Как будто бы море не может шевелиться, а дремлет в лучах солнечного света. Поверхность его искрится под лучами солнца. Это напоминает мне крошечные бриллиантики, рассыпанные по темно-синему ковру. Я чувствую себя на верху блаженства. Как приятно просто смотреть в синь моря и не переставать удивляться естественной его красоте. Я делаю глубокий вдох, медленный выдох (2 раза) Я опускаю глаза и вижу золотую рыбку. Она почувствовала, что я здесь и приплыла. И вот я уже плыву рядом с ней и хочу научиться танцевать также, как она.
Я настраиваюсь на ее ритм и темп ее движений и чувствую пока непонятный прилив магических сил. Вмиг я сжимаюсь, как пружинка, тело мое напрягается, и я выпрыгиваю из воды. Несколько мгновений я ощущаю себя солнышком и вновь погружаюсь в морскую прохладу. Все тело расслаблено. Я чувствую себя самым счастливым человеком на всем белом свете и переполняюсь любовью к моей дорогой рыбке. Глубокий вдох-выдох (2 раза) Дышится ровно, легко, глубоко.
VI. Первичное закрепление
Перечислите всех участников в аквариуме. (Производители- водоросли. Потребители- рыбы. Разрушители - сомики (рыбы), микробы)
- Почему в аквариуме должны быть организмы разных «профессий» (чтобы экосистема была замкнута)
с. 76, № 4
- Посмотрите, что нужно сделать в задании 4. (Нужно исправить ошибки, допущенные в содержании аквариумных рыбок)
- Какую ошибку допустил хозяин в первом аквариуме? (Мало растений)
- А во втором? (В аквариуме много рыбок. Нужно купить аквариум большего размера или отсадить часть рыбок в другой аквариум)
- Главное условие успешного содержания рыб в аквариуме – малая плотности их посадки.
- Ребята, вы узнали много интересного об аквариуме, у кого появилось желание иметь его дома? У Захара есть дома аквариум, какие советы ты мог бы дать ребятам, которые хотят иметь аквариум.
Работа по группам.
Сейчас каждая группа смоделирует свою экосистему аквариума (группам раздаются картинки аквариума, рыбок, водорослей, песка, улиток, клей, )
Самое главное нужно понимать, что создать искусственную экосистему, даже маленькую, трудно. Для этого нужны знания.
Итак, аквариумы готовы.
Потребители есть, разрушители есть, производители есть,
Круговорот замкнутый или нет? (Нет, потому, что человек кормит рыб).
От кого зависит жизнь рыбки в аквариуме? (от человека)
Я тоже попыталась создать искусственную экосистему- аквариум (открыть настоящий аквариум), проверьте, пожалуйста, меня.
Хочется вспомнить слова маленького принца «Мы в ответе за тех, кого приручили».
(отпустить рыбок в аквариум и покормить)
ставим «+» рядом с третьей рыбкой
Тест: Подчеркнуть правильные ответы
- Аквариум – это …
-
искусственная экосистема
-
естественная экосистема (слайд 9)
-
- Круговорот веществ в аквариуме
-
замкнутый
-
незамкнутый (слайд10)
-
- Что такое круговорот веществ?
-
превращение веществ
-
превращение воды
-
движение веществ (слайд 11)
-
Взаимопроверка. (слайды 12,13,14)
Те, кто выполнил задание правильно, поставьте «+» рядом с четвертой рыбкой
За сообщение поставьте «+»
VII. Итог урокаВернемся к поставленным нами целям в начале урока (слайд 16)
- Назовите обитателей аквариума
- Создали ли мы искусственную экосистему?
- Какое условие нужно соблюдать, чтобы аквариум существовал? (Нужно, чтобы в нем присутствовали все компоненты экосистемы, а его обитатели поддерживали круговорот веществ)
(на доске три аквариума)
Заселите аквариумы рыбками
- было очень интересно, много узнал нового (1 аквариум)
- испытывал трудности, чувствовал себя совсем неуверенно (2 аквариум)
- было не интересно (3 аквариум)
IX. Домашнее задание (по выбору)
- Подготовить сообщение об аквариумной рыбке
- Составить 5 вопросов по теме «Аквариум - маленькая искусственная экосистема» с 76 № 5
- Нарисовать аквариум вашей мечты.
Спасибо за работу на уроке