Оборудование: учебник Физика 7кл, А.В. Перышкин , Н.А.Родина , М., «Просвещение»; шар в чехле для определения веса воздуха, весы, набор гирь насос Камовского, цилиндр с поршнем, шприц, пипетка, стакан с водой и лист бумаги, ливер; презентация учителя, выполненная в программе Microsoft Office Power Point 2003
План урока.
Этап урока |
Методы и приемы , виды деятельности |
1. Организационный момент |
Приветствие, отчет дежурного о причине отсутствующих, постановка цели урока |
2. Активизация знаний |
Анализ слайдов1-4 презентации к уроку, |
3. Изучение нового материала с поддержкой ИКТ |
Анализ демонстрационного эксперимента; Работа в группах с проведением и анализом опытов. |
4. Закрепление изученного материала |
Оформление записей по учебному материалу, анализ слайдов 12-16 |
5. Домашнее задание |
§§40-42, Упр 27 (1,4, 50) |
6. Рефлексия |
При выходе из кабинета каждый ученик размещает цветной магнит на металлической доске (красный – все понял, мне было комфортно на уроке; зеленый - в основном все понятно; желтый – имею затруднения) |
Конспект урока.
1. Организационный этапПостановка цели урока
2. Актуализация знанийИспользование слайдов 1-4 презентации;
Учитель : Ребята, перед вами известный вам учебник географии 6 класса. Что вам известно об атмосфере из курса географии?
Учащиеся: Атмосфера – это воздушная оболочка Земли
Учитель: Какова структура атмосферы Земли?
Учащиеся: тропосфера, стратосфера, термосфера, ионосфера
Учитель: Какова примерная протяженность каждого слоя атмосферы?
Учащиеся: пользуясь сл№4 указывают примерную высоту каждого слоя
Учитель: проанализируйте содержание сл №4 и ответьте на следующие вопросы
- В каком слое воздух наиболее плотный? Почему?
- Какие физические величины изменяются с высотой?
Учащиеся: В тропосфере, т. к .самый ближний слой к Земле, значит, сила притяжения наибольшая, действующая на молекулы газов приземного слоя .
С высотой изменяются такие физические величины как: температура, плотность, давление, влажность
3. Изучение нового материалаТ.к . приземный слой воздуха Земли удерживается силой притяжения , то
- Воздушная оболочка Земли обладает весом;
- Каждое физическое тело на поверхности земли , имея некоторую площадь, на которую опирается воздух, ощущает давление атмосферы.
Учитель: Что произошло бы с атмосферой Земли, если бы не было бы силы земного притяжения?
Учащиеся: Молекулы газа покинули бы землю , жизнь прекратила свое существование. ( сл №5,6)
Учитель: А теперь давайте выясним экспериментально:
№ |
Вопрос |
Эксперимент |
1 |
Обладает ли воздух весом? |
Демонстрационный эксперимент (сл №7) Оборудование: весы, шар для определения веса воздуха в чехле; набор гирь, насос Камовского Эксперимент:
Проблема : Почему равновесие весов нарушено? Вывод: воздух – это газ, исходя из особенностей агрегатного состояния газа : состоит из молекул, занимает весь предоставленный объем сосуда =>если выкачали некоторую часть воздуха, значит, часть молекул покинула сосуд => общая масса шара уменьшилась => вес газа в шаре уменьшился => равновесие весов нарушилось . |
2 |
Как проявляет себя атмосферное давление в следующих случаях: |
Работа в экспериментальных группах: Обучающие задачи: формирование навыков работы с физическими приборами, умения делать предположение, вывод; Воспитательные задачи: Формирование коммуникативных качеств работы в группе: сотрудничества, умение выслушать товарища; повышение мотивации к учебному процессу; Развивающие задачи: Развитие речевых навыков публичного выступления , развитие способности к анализу и синтезу |
ПЕРВА ГРУППА Объяснить устройство и принцип действия
|
||
ВТОРАЯ ГРУППА Объяснить устройство и принцип действия
|
||
ТРЕТЬЯ ГРУППА ( теоретики) Изучить содержание сл №8. Объяснить: как проявляет атмосферное давление в каждом случае? |
||
( каждая группа объясняет результаты своей экспериментальной деятельности ) |
Учитель: Мы убедились , что атмосферное давление имеется, оно себя проявляет: действует на каждое тело на поверхности Земли . Но мы с вами тоже на поверхности Земли : можно ли рассчитать давление атмосферы , как столба газа по формуле
р =ρ g h ?
Учащиеся: разногласие
Учитель: У. организует анализ формулы , акцентируя внимание учащихся на :
- четких границ между слоями атмосферы нет
- плотность воздуха с высотой уменьшается => по этой формуле нельзя вычислить атмосферное давление.
Давление атмосферы было определено экспериментально итальянским ученым Эванджелистом Торричелли ( сл№9 + по сл 10 решение задачи)
4. Закрепление:
- Решение задач по сл №11( определение высоты столба спирта, бензина при нормальном атмосферном давлении)
- закрепление теории урока через решение качественных задач по сл №12-15
( для углубления учебного материала по теме , учащиеся могут взять дополнительный материал « Приложение к уроку по теме « Атмосферное давление» на флешкарту для самостоятельного прорабатывания с помощью домашнего ПК )
6. Рефлексия.