План-конспект урока по теме "Атмосферное давление" с ИКТ-сопровождением и наличием рабочей тетради по данной теме. 7-й класс

Разделы: Физика

Класс: 7


Оборудование: учебник Физика 7кл, А.В. Перышкин , Н.А.Родина , М., «Просвещение»; шар в чехле для определения веса воздуха, весы, набор гирь насос Камовского, цилиндр с поршнем, шприц, пипетка, стакан с водой и лист бумаги, ливер; презентация учителя, выполненная в программе Microsoft Office Power Point 2003

План урока.

Этап урока

Методы и приемы , виды деятельности

1. Организационный момент

Приветствие, отчет дежурного о причине отсутствующих, постановка цели урока

2. Активизация знаний

Анализ слайдов1-4 презентации к уроку,

3. Изучение нового материала с поддержкой ИКТ

Анализ демонстрационного эксперимента;

Работа в группах с проведением и анализом опытов.

4. Закрепление изученного материала

Оформление записей по учебному материалу, анализ слайдов 12-16

5. Домашнее задание

§§40-42, Упр 27 (1,4, 50)

6. Рефлексия

При выходе из кабинета каждый ученик размещает цветной магнит на металлической доске (красный – все понял, мне было комфортно на уроке; зеленый - в основном все понятно; желтый – имею затруднения)

Конспект урока.

1. Организационный этап

Постановка цели урока

2. Актуализация знаний

Использование слайдов 1-4 презентации;

Учитель : Ребята, перед вами известный вам учебник географии 6 класса. Что вам известно об атмосфере из курса географии?

Учащиеся: Атмосфера – это воздушная оболочка Земли

Учитель: Какова структура атмосферы Земли?

Учащиеся: тропосфера, стратосфера, термосфера, ионосфера

Учитель: Какова примерная протяженность каждого слоя атмосферы?

Учащиеся: пользуясь сл№4 указывают примерную высоту каждого слоя

Учитель: проанализируйте содержание сл №4 и ответьте на следующие вопросы

  • В каком слое воздух наиболее плотный? Почему?
  • Какие физические величины изменяются с высотой?

Учащиеся: В тропосфере, т. к .самый ближний слой к Земле, значит, сила притяжения наибольшая, действующая на молекулы газов приземного слоя .

С высотой изменяются такие физические величины как: температура, плотность, давление, влажность

3. Изучение нового материала

Т.к . приземный слой воздуха Земли удерживается силой притяжения , то

  • Воздушная оболочка Земли обладает весом;
  • Каждое физическое тело на поверхности земли , имея некоторую площадь, на которую опирается воздух, ощущает давление атмосферы.

Учитель: Что произошло бы с атмосферой Земли, если бы не было бы силы земного притяжения?

Учащиеся: Молекулы газа покинули бы землю , жизнь прекратила свое существование. ( сл №5,6)

Учитель: А теперь давайте выясним экспериментально:

Вопрос

Эксперимент

1

Обладает ли воздух весом?

Демонстрационный эксперимент (сл №7)

Оборудование: весы, шар для определения веса воздуха в чехле; набор гирь, насос Камовского

Эксперимент:

  1. уравновесить весы
  2. расположить на левую чашку весов шар с воздухом, на правую – гирьки, уравновесить весы
  3. из шара с помощью насоса Камовского выкачать часть воздуха с соблюдением ТБ
  4. поместить шар опять на левую чашку весов

Проблема : Почему равновесие весов нарушено?

Вывод: воздух – это газ, исходя из особенностей агрегатного состояния газа : состоит из молекул, занимает весь предоставленный объем сосуда =>если выкачали некоторую часть воздуха, значит, часть молекул покинула сосуд => общая масса шара уменьшилась => вес газа в шаре уменьшился => равновесие весов нарушилось .

2

Как проявляет себя атмосферное давление в следующих случаях:

Работа в экспериментальных группах:

Обучающие задачи:

формирование навыков работы с физическими приборами, умения делать предположение, вывод;

Воспитательные задачи:

Формирование коммуникативных качеств работы в группе: сотрудничества, умение выслушать товарища; повышение мотивации к учебному процессу;

Развивающие задачи:

Развитие речевых навыков публичного выступления , развитие способности к анализу и синтезу

 

ПЕРВА ГРУППА

Объяснить устройство и принцип действия

  • пипетки,
  • шприца,
  • перевернутого стакана с водой
 

ВТОРАЯ ГРУППА

Объяснить устройство и принцип действия

  • ливера
  • поднятие воды за поршнем в стеклянной трубке
 

ТРЕТЬЯ ГРУППА ( теоретики)

Изучить содержание сл №8. Объяснить: как проявляет атмосферное давление в каждом случае?

( каждая группа объясняет результаты своей экспериментальной деятельности )

Учитель: Мы убедились , что атмосферное давление имеется, оно себя проявляет: действует на каждое тело на поверхности Земли . Но мы с вами тоже на поверхности Земли : можно ли рассчитать давление атмосферы , как столба газа по формуле

р =ρ g h ?

Учащиеся: разногласие

Учитель: У. организует анализ формулы , акцентируя внимание учащихся на :

  • четких границ между слоями атмосферы нет
  • плотность воздуха с высотой уменьшается => по этой формуле нельзя вычислить атмосферное давление.

Давление атмосферы было определено экспериментально итальянским ученым Эванджелистом Торричелли ( сл№9 + по сл 10 решение задачи)

4. Закрепление:

  1. Решение задач по сл №11( определение высоты столба спирта, бензина при нормальном атмосферном давлении)
  2. закрепление теории урока через решение качественных задач по сл №12-15
5. Домашнее задание : §§40-42, Упр 27 (письм№ 1,4, устно № 50)

( для углубления учебного материала по теме , учащиеся могут взять дополнительный материал « Приложение к уроку по теме « Атмосферное давление» на флешкарту для самостоятельного прорабатывания с помощью домашнего ПК )

6. Рефлексия.

Приложение 2.

Приложение 3.