Цели урока:
- Совершенствовать вычислительные навыки и умения решать задачи.
- Развивать логическое мышление и умение сравнивать.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Сообщение темы и целей урока.
Учитель: Сегодня я приглашаю вас в увлекательное путешествие в горы, на покорение вершины «Знаний» Обратите внимание на карту, где показан наш маршрут. Но чтобы отправиться в путь, надо правильно собрать рюкзак.
- Найдите значение выражения. (Игра «Кто быстрей соберет рюкзак».)
На доске:
67 + 5 = | 78 + 9 = | 92 + 8 = |
46 + 9 = | 7 + 18 = | 36 – 8 = |
32 – 9 = | 43 – 4 = | 38 – 9 = |
95 – 6 = | 0 + 50 = | 9 + 33 = |
74 + 16 = | 24 – 6 = | 46 + 7 = |
Учитель: Молодцы! Я вижу, что вы все готовы.
– Нам предстоит подниматься по отвесной скале и необходимо определить, какой массы будет у вас рюкзак.
III. Работа над пройденным материалом.
Учитель: Что это? Какой огромный след! Наверное, это след «снежного человека»! Для науки находка очень важная. Надо выразить длину ступни в дм, но для начала вспомните единицы длины:
1 м = ...дм = ... см
1 дм = ...см = ... мм
1 см = ...мм
Длина ступни 45 см = ...дм ...см
Смотрите, следы ведут в пещеру. О! Вы видели такое чудо? Это пещера сталактитов и сталагмитов, огромных сосулек, которые растут и сверху, и снизу навстречу друг другу.
Давайте сравним длину самых маленьких сосулек.
100 см * 1 м
360 дм * 3 м 80 дм
720 см * 72 дм
IV. Решение задачи.
Учитель: Пещеру мы прошли, но следы ведут дальше, как видите, длина ступни большая, значит и двигается это человек быстро. Сейчас вы решите задачу и узнаете, сможем ли мы его догнать, если в день проходим 9 км.
В первый день Снежный человек прошел путь в 26 км, а во второй день на 9 км меньше.
Поставьте вопрос и решите задачу.
Дети: Надо узнать, сколько км пройдет Снежный человек во второй день. Задача будет решаться в 1 действие.
Учитель: Какой вопрос поставите, чтобы решить задачу в 2 действия?
Дети: Сколько км он пройдет за два дня?
Учитель: Составьте краткое условие задачи.
Дети:
Запись решения выполняется самостоятельно, один ученик работает у доски.
Дети: Мы не догоним снежного человека, потому что за два дня мы пройдем только 18 км, а он – 43 км.
V. Работа над совершенствованием вычислительных навыков.
Учитель: На вашем пути большая расщелина и перейти ее не так-то просто, потому что
веревочный мост поврежден. Работать надо очень внимательно, точно, помогая друг другу.
Работа в парах.
1. Найди значение выражений:
40 – 12 = | 70 – 30 = |
55 – 20 = | 88 – 3 = |
26 + 2 = | 37 + 3 = |
2. Вставь в выражения арифметические знаки:
32 * 8 = 24 | 90 * 6 = 84 |
36 * 18 = 54 | 38 *16 = 54 |
12 + 9 * 35 = 56 | 49 + 8 * 18 = 39 |
VI. Физкультурная минутка.
С солнцем рано мы встаем, (потягиваются)
В горы весело идем. (шагают на месте)
Поднимаем рюкзаки, (наклон)
Запеваем песни.
Раз, два, три, (хлопки в ладоши)
Раз, два, три
Мы всегда все вместе.
VII. Самостоятельная работа.
Учитель: Для подъема на скалу необходимо вычислить правильный и менее опасный путь.
76 + 5 – 20 = 61
90 – 34 + 8 = 56
35 + 8 – 30 = 13
Учитель: Перед вами отвесная стена скалы, чтобы на нее подняться, надо вбить крюки, которые и помогут вам.
Индивидуальная работа.
У детей на столе лежат карточки с тремя заданиями. Ученик должен выбрать одно задание в зависимости от уровня сложности и выполнить его.
- 30 – 9 * 100 – 72
- 2 + (38 – 29) * (29 – 24)
- Из суммы чисел 40 и 6 вычесть число 7 * К разности чисел 36 и 5 прибавить 6
Работа проверяется с помощью веера с цифрами.
Учитель: Кто выполнял первое задание? Назовите ответы.
Ученики показывают первый, а затем второй ответы. Также проверяются второе и третье задания.
VIII. Геометрическая задача.
Учитель: Скоро уже будет вершина. Мы приближаемся к концу нашего путешествия.
- На какую геометрическую фигуру похожа гора?
Дети: На треугольник.
Учитель: Надо найти периметр треугольника.
- Что такое периметр?
Дети: Сумма длин сторон фигуры.
Учитель: Как найдете периметр?
Дети: Измерю и сложу длины всех сторон.
Учитель: Чему равен периметр треугольника?
Дети: Р = 30 + 30 + 15 = 75 (мм)
Учитель: Ну вот, мы с вами и на вершине горы. Вы первыми покорили эту вершину, значит за вами право закрепить флаг нашей Родины. Вы молодцы! Спасибо за урок!