Математика. Урок-путешествие по теме "Сложение и вычитание" (устные вычисления)

Разделы: Начальная школа


Цели урока:

  1. Совершенствовать вычислительные навыки и умения решать задачи.
  2. Развивать логическое мышление и умение сравнивать.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Сообщение темы и целей урока.

Учитель: Сегодня я приглашаю вас в увлекательное путешествие в горы, на покорение вершины «Знаний» Обратите внимание на карту, где показан наш маршрут. Но чтобы отправиться в путь, надо правильно собрать рюкзак.

- Найдите значение выражения. (Игра «Кто быстрей соберет рюкзак».)

На доске:

67 + 5 = 78 + 9 = 92 + 8 =
46 + 9 = 7 + 18 = 36 – 8 =
32 – 9 = 43 – 4 = 38 – 9 =
95 – 6 = 0 + 50 = 9 + 33 =
74 + 16 = 24 – 6 = 46 + 7 =

Учитель: Молодцы! Я вижу, что вы все готовы.

– Нам предстоит подниматься по отвесной скале и необходимо определить, какой массы будет у вас рюкзак.

III. Работа над пройденным материалом.

Учитель: Что это? Какой огромный след! Наверное, это след «снежного человека»! Для науки находка очень важная. Надо выразить длину ступни в дм, но для начала вспомните единицы длины:

1 м = ...дм = ... см

1 дм = ...см = ... мм

1 см = ...мм

Длина ступни 45 см = ...дм ...см

Смотрите, следы ведут в пещеру. О! Вы видели такое чудо? Это пещера сталактитов и сталагмитов, огромных сосулек, которые растут и сверху, и снизу навстречу друг другу.

Давайте сравним длину самых маленьких сосулек.

100 см * 1 м

360 дм * 3 м 80 дм

720 см * 72 дм

IV. Решение задачи.

Учитель: Пещеру мы прошли, но следы ведут дальше, как видите, длина ступни большая, значит и двигается это человек быстро. Сейчас вы решите задачу и узнаете, сможем ли мы его догнать, если в день проходим 9 км.

В первый день Снежный человек прошел путь в 26 км, а во второй день на 9 км меньше.

Поставьте вопрос и решите задачу.

Дети: Надо узнать, сколько км пройдет Снежный человек во второй день. Задача будет решаться в 1 действие.

Учитель: Какой вопрос поставите, чтобы решить задачу в 2 действия?

Дети: Сколько км он пройдет за два дня?

Учитель: Составьте краткое условие задачи.

Дети:

Запись решения выполняется самостоятельно, один ученик работает у доски.

Дети: Мы не догоним снежного человека, потому что за два дня мы пройдем только 18 км, а он – 43 км.

V. Работа над совершенствованием вычислительных навыков.

Учитель: На вашем пути большая расщелина и перейти ее не так-то просто, потому что

веревочный мост поврежден. Работать надо очень внимательно, точно, помогая друг другу.

Работа в парах.

1. Найди значение выражений:

40 – 12 = 70 – 30 =
55 – 20 = 88 – 3 =
26 + 2 = 37 + 3 =

2. Вставь в выражения арифметические знаки:

32 * 8 = 24 90 * 6 = 84
36 * 18 = 54 38 *16 = 54
12 + 9 * 35 = 56 49 + 8 * 18 = 39

VI. Физкультурная минутка.

С солнцем рано мы встаем, (потягиваются)
В горы весело идем. (шагают на месте)
Поднимаем рюкзаки, (наклон)
Запеваем песни.
Раз, два, три, (хлопки в ладоши)
Раз, два, три
Мы всегда все вместе.

VII. Самостоятельная работа.

Учитель: Для подъема на скалу необходимо вычислить правильный и менее опасный путь.

76 + 5 – 20 = 61

90 – 34 + 8 = 56

35 + 8 – 30 = 13

Учитель: Перед вами отвесная стена скалы, чтобы на нее подняться, надо вбить крюки, которые и помогут вам.

Индивидуальная работа.

У детей на столе лежат карточки с тремя заданиями. Ученик должен выбрать одно задание в зависимости от уровня сложности и выполнить его.

  1. 30 – 9 * 100 – 72
  2. 2 + (38 – 29) * (29 – 24)
  3. Из суммы чисел 40 и 6 вычесть число 7 * К разности чисел 36 и 5 прибавить 6

Работа проверяется с помощью веера с цифрами.

Учитель: Кто выполнял первое задание? Назовите ответы.

Ученики показывают первый, а затем второй ответы. Также проверяются второе и третье задания.

VIII. Геометрическая задача.

Учитель: Скоро уже будет вершина. Мы приближаемся к концу нашего путешествия.

- На какую геометрическую фигуру похожа гора?

Дети: На треугольник.

Учитель: Надо найти периметр треугольника.

- Что такое периметр?

Дети: Сумма длин сторон фигуры.

Учитель: Как найдете периметр?

Дети: Измерю и сложу длины всех сторон.

Учитель: Чему равен периметр треугольника?

Дети: Р = 30 + 30 + 15 = 75 (мм)

Учитель: Ну вот, мы с вами и на вершине горы. Вы первыми покорили эту вершину, значит за вами право закрепить флаг нашей Родины. Вы молодцы! Спасибо за урок!