Программа детского объединения "Рукодельница" дополнительного образования детей

Разделы: Технология


Пояснительная записка

Основная задача, стоящая перед государством и обществом в целом в отношении детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидами , - создание надлежащих условий и оказание помощи в их социальной реабилитации и адаптации, подготовке к полноценной жизни в обществе.

В связи с этим важность и необходимость значительного повышения роли системы дополнительного образования в развитии, воспитании и обучении детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидами .

Имея, в соответствии с Конституцией Российской Федерации и Законом «Об образовании»ст.2,5,10,14,16,20,50, Закон «Об образовании в Свердловской области»ст.14,18-22,35, Закон Свердловской области «О защите прав ребенка» ст.23,24,25,43,Закон РФ «Об основных гарантиях прав ребенка» ст.1,15, Закон «О социальной защите инвалидов в РФ» ст.18,19., «Об утверждении порядка воспитания и обучения детей – инвалидов на дому и в негосударственных образовательных учреждениях» Постановление Правительства РФ от 18.07.96 № 861, Социальные нормативные нормы( Распоряжение Правительства РФ от 03.07.96 №1063 – о нормах наполняемости и групп в образовательных учреждениях), такая категория детей имеет равные со всеми другими детьми права на образование и творческое развитие , так как в жизни они зачастую лишены возможности реализовать это право.

Назрела острая необходимость в разработке и реализации социальных программ, направленных на воспитание и социализацию личности ребенка с ограниченными возможностями здоровья и инвалида, подготовку к самостоятельной жизни в обществе, обеспечить развитие его потенциальных возможностей.

В процессе труда формируются такие личностные качества, как привычки к трудовому усилию, способность работать в коллективе, что является важным условием для дальнейшей социально – трудовой адаптации обучающихся. Трудовая деятельность оказывает большое внимание на физическое развитие детей. В процессе труда у обучающихся улучшается общее физическое состояние, развиваются работоспособность, координированность движений.

Программа построена по принципу поэтапного усложнения и расширения объема сведений, с учетом преемственности планирования тем на весь курс обучения. Такой принцип позволяет повторять и закреплять полученные знания и умения в течении первого года, а далее дополнять их новыми сведениями и умениями.

Центральное место на занятиях занимает практическая работа. Кроме непосредственно практической работы, определенное время отводится на приобретение обучающимися знаний познавательного характера, они изучают технику безопасности и санитарно – гигиенические требования к занятиям ручного труда.

Программа обучения ручному труду содержит перечень изделий, изготовлением которых должны овладеть обучающиеся.

Обучение ручному труду предусматривает проведение экскурсий и выставок в музее – мастерской Дома детского творчества, Шалинского краеведческого музея с целью изучения окружающего мира, знакомство с мастерами Шалинского городского округа, участия в районных и областных выставках детей с ограниченными возможностями здоровья, участие в мероприятиях Дома детского творчества и посещения детских объединений с той же направленностью.

Программа является составительской. Разработана, с учетом возрастных особенностей и с учетом заболевания обучающегося в соответствии с требованиями программ: «Программы обучения детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью». Новоселова Н.А.- Екатеринбург: Центр «Учебная книга»,2004, Сборник программ дополнительного образования «Социально – педагогическая поддержка детей» - Екатеринбург,2000, Сборник программ дополнительного образования социально – педагогического направления. Вып.3-Екатеринбург 2004, Программа «Умелец» Гиззатуллина М.А. Набережные Челны,2006.

Программа рассчитана на 2 года обучения, 2 часа в неделю, 72 учебных часов.

Принципы создания программы:

Принцип гуманизма означает признание обучающегося ценностью со всем своим внутренним миром, интересами, особенностями, способностями; активным субъектом учебно- развивающегося процесса, позволяющим раскрыться ему как личность и получить социальное призвание, которое реализуется в атмосфере доброжелательности и сотрудничества.

Принцип природосообразности. Отличительной чертой подросткового возраста необходимо учитывать возрастную , половую дифференцированную; законы природы при выборе содержания, форм, методов обучения и взаимодействия педагога и обучающегося, что позволит восполнить дефицит общения у обучающегося.

Принцип культуросообразности – отражение культурных ценностей через содержание, формы и методы обучения. Создание среды, «Растящей и питающей личности» ( П. Флоренский).

Принцип демократизма и сотрудничества реализуется на равноправном общении как обучающегося с педагогом, так и между детьми, что позволяет обучающемуся свободно мыслить, находить новые идеи и решения поставленные педагогом или самим обучающимся.

Принцип включения личностив социально- значимую активную деятельность учит преодолевать психические барьеры и трудности, которые препятствуют активно развиваться и реализоваться.

Принцип самореализации в творчестве позволяет обучающемуся раскрыть, развить и реализовать имеющиеся у него возможности и интересы.

Принцип постепенного убывания помощи и увеличения доли самостоятельной деятельности обучающегося.

1. Обучающая цель: Формирование первоначальных трудовых навыков детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).

Задачи:

  • Формирование интереса к декоративно – прикладным видам деятельности.
  • Обучение обучающихся использовать в своей речи правильной терминологии, понятий и сведений.
  • Формирование навыков работы с инструментами и приспособлениями при работе с различными материалами.
  • Формирование умения самостоятельно решать вопросы по изготовлению изделий.

2. Воспитывающая цель: воспитание самостоятельной, уверенной в своих силах личности.

Задачи:

  • Создание ситуации успеха
  • Воспитание настойчивости в преодалении трудностей, достижения поставленных задач
  • Воспитание аккуратности, ответственности за порученное дело
  • Приобщение к нормам социальной жизнедеятельности

3. Развивающие цели: развитие творческих способностей детей с ОВЗ средствами декоративно – прикладного творчества.

Задачи :

  • Развитие мотивации обучающегося к творческому поиску
  • Развитие творческого мышления
  • Развитие умений умственного труда ( запоминать, анализировать, оценивать и т.д.)
  • Развитие умений организации учебного труда

Программа состоит из блоков:

1 блок – Вязание крючком

Вязание крючком является исконным народным ремеслом. Ни один человек с самого раннего возраста не обходится в своем гардеробе без вязанных вещей. Ручные работы не выходят из моды, меняются лишь виды, элементы, украшения изделий.

Блок по вязанию крючком включает в себя систематический курс знаний, навыков и приемов работы, она также дополнена темой по изготовлению изделий. .

Приобщение к вязанию крючком – это и подготовка обучающегося в рамках ДДТ к будущей семейной жизни, формирование культуры одежды как части бытовой культуры, развитие таких качеств и воспитания, как усидчивости, трудолюбия, аккуратности, хорошего вкус, развитию пальцев рук, благотворно влияет на нервную систему. Обучающий получает удовлетворение от выполненной работы, так как сразу видит ее результат.

2 блок – техника «Изонити»

  • История возникновения изонити
  • Развивает математические представления ( геометрические формы, ориентировка на плоскости)
  • Сенсорное развитие (цветовое восприятие)
  • Умственное воспитание (развитие абстрактного мышления, обучает плоскостному моделированию- умение составлять из окружностей и углов
  • ( треугольников) изображения предметов и композиций, закреплять знания понятия «зеркальное изображение)
  • Трудовое воспитание (владеть иголкой, ниткой, шилом, работать с трафаретом, научиться технике работы с изонитью)
  • Физическое воспитание ( развить мускулатуру кисти рук, глазомер, остроту зрения)
  • Нравственное воспитание (воспитывать усидчивость, терпение, внимательность, старательность)
  • Эстетическое воспитание ( познакомить с новым видом художественной деятельности. Воспитать эстетический вкус, умение подбирать контрастные цвета, оттеняющие друг друга, умение пользоваться знаниями, на других видах деятельности ( вязание, вышивка)
  • Речь. (развивать активной и пассивной словарь обучающегося, развивать объяснительную и доказательную речь, способствовать повторению словаря обучающегося математических терминов)

3 блок – Вышивка

  • Сформировать знания по вышивке,ее история возникновения;
  • обучить выполнению заданий по образцу;
  • научить самостоятельной оценке результатов работы;
  • воспитывать эстетический взгляд.
  • Готовить к будущей семейной жизни, прививая практические навыки работы с иглой, тканью, украшения одежды, интерьера.
  • С помощью вышивки обогатить и разнообразить свой досуг.

Предложенный в программе широкий перечень изделий не подлежит выполнению в полном объеме, а предназначен для широкого выбора изделий в соответствии с интересами и запросами обучающегося, для оптимизации обучения как начинающих, так и имеющих навыки и опыта вязания.

Программа предлагает не только использование различных традиционных методов обучения, таких, как объяснение, показ, практическое закрепление полученных знаний на занятии, но широкое использование фотографий, слайдов, литературы, периодики и новые формы работы.

Это широкий обмен опытом, встреча с приглашенными специалистами, мастерами, участниками других детских объединений такого же профиля, экскурсии.

Только широкая информация о данном виде рукоделия и направлениях развития творчества и моды, постоянное общение, приток новых впечатлений дадут возможность занятиям выполнять функции не только обучения, но и воспитания, внесут разнообразие в их работе, сделают их более привлекательными для обучающихся и , главное, помогут сформировать хороший эстетический вкус, умение модно и красиво одеваться.

Обучение включает следующие методы и приемы:

  1. Стимулирование и мотивация:
    • Наглядность( иллюстрации, видеозаписи, фотографии, экскурсии);
    • Индукция (проблемные ситуации, ситуация новизны, активизирующая познавательный процесс)
    • Витагенное обучение (опора на жизненный опыт обучающегося)
    • Дискуссии ( в процессе обсуждения и спора возникает интерес к данному виду деятельности)
    • Эмоциональность ( яркость, занимательность примеров, опытов, фактов; создание эффекта удивления, переживания; присутствие чувства юмора)
    • Рефлексия анализа (обсуждение результатов, поощрения и выявления ошибок)
    • Предъявление учебных требований
    • Авансированный успех ( индивидуальный)
  2. Занятия практические и теоретические как сациально - организованные методы обучения.
  3. Индивидуальная работа
  4. Социализация, как приобретение социального опыта через совместное участие в конкурсах, праздниках.
  5. Проблемно – поисковый метод:
    • создание проблемных ситуаций, требующие новых знаний, поисков , решений (кроссворды, загадки и т.д.)
    • самоконструкция ( индивидуальное создание эскиза, проекта, изделия)
    • самостоятельная работа
    • экспериментальные занятия по созданию новых идей.
  6. Социоконструкция (самостоятельное построение творческого процесса, создание результата)
  7. Диалоги, беседы ( на философские темы о смысле жизни, о мире, нахождении своего места макро – и микромире и т.д.)

Система критериев и форма контроля

Завершение работы по изготовлению изделий, участие в праздниках и достижение на выставках. Свободное владение полученными навыками ДПИ и приемами полученных знаний и творческих навыков в различных жизненных ситуациях. Приобретение навыков самоконтроля, самооценки и общения через общение с другими обучающимися детских объединений Дома детского творчества.

Особенности программы:

Отличие настоящей программы от существующих в данной области программ заключается в том, что одним из видом деятельности курса является новый вид ДПИ – «Изонить».

Именно этот вид деятельности позволяет обучающемуся, самостоятельно вводить новшества в искусство изонити.

Разработка блока «изонить» выполнена преимущественно для той категории детей, у которых нарушена коррекция рук, т.е. для детей с ДЦП, с задержкой психики, поскольку развивает мелкую моторику рук и т.д., заставляет думать, доступен в выполнении и позволяет в каждом ребенке воспитывать уверенность в своих силах.

Данная образовательная программа рассчитана на 2 год.

Занятия проводятся согласно учебно – тематическому плану, с учетом возрастных особенностей и диагноза ребенка.

Для детей 13 лет продолжительность занятий 40 мин.

Занятия проводятся 1 раз в неделю по 2 часа.

Ожидаемый результат.

1 блок

Знать: Историю ремесла

Уметь. Правильно подобрать пряжу, крючок к выполненному изделию. Изделия должны быть аккуратными, чистыми, хорошо отглажены, связаны со вкусом.

Выполнять простейшие виды изделий

2 блок

Знать: Историю ремесла,математические представления

Уметь: владеть иголкой, ниткой, шилом, работать с трафаретом, научиться технике работы с изонитью, уметь составлять из окружностей и углов, дуг работы .

Развить: развивать активной и пассивной словарь ,объяснительную и доказательную речь.

3 блок

Знать: Историю ремесла.

Уметь подбирать нити (мулине) по цвету в работе.

Выполнять: задания по образцу;

Обогатить и разнообразить свой досуг.

Цели и задачи программы:

  • Развитие интеллектуальных и социальных творческих способностей здоровья (ОВЗ) средствам ДПИ.
  • Воспитание социально адаптированной, приспособленной к полноценному развитию личности ребенка
  • Формирование познавательных интересов, расширение познавательного кругозора в области ДПИ.
  • Готовить к будущей семейной жизни.

Полный текст статьи.