Введение.
Творчество – это одно из значимых качеств человека. Творческое вдохновение – человеческая потребность, в которой личность находит счастье. Переживая духовное удовлетворение оттого, что он творит, человек по настоящему ощущает, что он живет.
Социологические опросы показали нарастание интереса у населения к различным видам декоративно – прикладного творчества, и особенно к рукоделию. В современных условиях в некоторых семьях это является дополнительным источником пополнения бюджета семьи.
Приобщение детей к различным видам прикладного искусства, связанными рукодельными работами, можно считать значимой частицей трудового обучения и воспитания детей. Со многими видами рукодельного творчества учащиеся знакомятся на уроках трудового обучения – это обработка текстильных материалов, когда дети обучаются шитью, вышиванию и вязанию. Приобщение учащихся к различным видам рукодельных работ – это и подготовка молодежи в рамках школы к будущей семейной жизни. Развитие таких качеств, как настойчивость, терпение. Формирование хорошего эстетического вкуса, обогащение собственного досуга старинным и таким молодым и современным рукоделием. В смысле практической значимости основные умения и навыки, получаемые на занятиях по рукоделию, нужны каждому человеку.
Умение многое делать (и уметь хорошо делать!) собственными руками для себя и своих близких – залог уверенности в себе. Человек, владеющий каким – то мастерством, не спасует перед любой другой проблемой: он знает, что может постичь и любое другое дело, если в нем окажется потребность. Закрепить эту уверенность поможет кружок «Золотошейки», в котором предлагаются темы для самостоятельных работ из самых разнообразных областей деятельности. Кружок «Золотошейки» предлагает использовать ту основу знаний и умений по обозначенным в нем темам, ничего не навязывая: он предлагает разные возможности.
I. Пояснительная записка.
Данная программа призвана помощь учащимся, имеющим склонность к декоративно – прикладному искусству, реализовать свои природные задатки в одном из популярных его исправлений – художественной вышивке золотой нитью. Занятия этим видом творчества будут способствовать развитию художественного вкуса, осознанному выбору или профессии в дальнейшем и более успешной адаптации на современном рынке труда.
Цель: ознакомить учащихся с принципами художественной вышивки золотой нитью, основами цветоведения, особенностями тканей и способами применяемыми отделки, с содержанием выполнения рукодельных работ и использование его в сферах своей дальнейшей деятельности.
Задачи:
- развитие индивидуальных и творческих способностей;
- воспитание уважения к народным традициям, а именно татарского народа;
- развитие познавательной активности и самостоятельности;
- воспитание в детях интереса и любви к творчеству;
- формирование хорошего эстетического вкуса;
- приобщение к самодеятельному творчеству;
- привитие практических навыков работы;
- создание условий для осознанного профессионального самоопределения.
Программа разработана на основе блочно-модульного принципа структурирования содержания обучения. В этой связи содержание программы представлено видами обучения, учебными циклами, курсами и учебными модулями (предметами и видами работ).
Блочно-модульное структурирование содержания обучения представляет возможность использовать различные формы организации творческой подготовки в области декоративно-прикладной деятельности с учетом их образовательных потребностей, разрабатывать личностно-ориентированные учебные планы и программы с учетом индивидуальных особенностей учащихся, их интеллектуального потенциала, направленности личности.
Содержание и время проведения занятий по разделам, учебным циклам и модулям регламентируется соответствующим учебно-тематическим планом. Учебная программа кружка «Золотошейки» призвана способствовать целостному развитию учащихся, практической реализации ими умений и знаний, прежде всего в процессе изготовления конкретных изделий. Программа кружка состоит из двух разделов «Народно-прикладное искусство как область декоративного искусства. Практическое назначение в быту», в котором предусмотрены все работы по декоративной деятельности на основе искусства родного края. Учитывая условия школьных мастерских, а также базируясь на знаниях и умениях, получаемых учащимися на уроках трудового обучения мной предлагаются такие виды работ, как изготовление и украшение готовых изделий вышивкой, аппликацией, использование декоративной отделки, лоскутной мозаики. Они вызывают у учащихся наибольший интерес. Немало важно и то, что эти виды рукоделия требуют незначительные материальные затраты. Получаемые учащимися знания и умения пригодятся им в жизни, а формируемые при этом такие качества личности, как настойчивость, терпение и аккуратность в труде, творческая фантазия, будут способствовать в любой работе. Занятия кружка проводятся 1 раз в неделю по 2 часа. Кружок рассчитан на учащихся 5-11 классов на 10-12 человек. Это позволяет использовать индивидуальный инструктаж, при которым обучение новым, более сложным навыкам ведется очень успешно. Специальной главной выделена вышивание (описанию различных ручных швов и их вариантов). В определенном объеме эти швы известны учащимся по урокам шитья. При повторении их на занятиях по рукоделию повысится их практическая подготовка. На занятиях в кружке учащиеся знакомятся с новыми швами, являющимися вариантами тех, которые изучены на уроках труда. Изучение и усвоение новых ручных швов золотой нитью позволяет вносить большое разнообразие в оформлению изделий из ткани. Обучение новым швам, осуществляется на образцах или при выполнении тех или иных изделий.
Раздел «Изготовление и оформление национального костюма татарского народа». Запланированы практические работы изготовления отдельных элементов костюма (пошив и оформление национального пояса, тюбетеек, камзола), изучение элементов национального орнамента.
В наши дни как никогда стоит проблема воспитания толерантности, на основе изучения культуры народов, населяющих Пермский край. В искусстве каждого народа есть свои традиции, и свой самобытный, исторически сложившийся орнамент, являющийся важным и своеобразным слоем художественной памяти народа. Необходимо помочь учащимся понять специфику этого искусства, а именно народное декоративно прикладное искусство татар и научить отличать его от искусства других народов. Данная программа поможет раскрыть азы национального орнамента.
В процессе занятий с учащимися особое внимание уделяется выполнению профессиональных проб. Профессиональная проба – это профиспытание или проверка, моделирующая элементы конкретного вида профессиональной деятельности, имеющая завершенный процесс, способствующая сознательному обоснованному выбору профессии. При выполнении профессиональных проб у них актуализируется сформированные знания и представления о данной сфере профессиональной деятельности, формируется первоначальные умения и представления о себе как субъекте профессиональной деятельности.
Профессиональные пробы являются наиболее важным этапом в области профессиональной ориентации и дают возможность учащемуся получить те навыки и умения, которые могут быть использованы в дальнейшей профессиональной деятельности. В результате учащиеся получают возможность не только приобрести определенные навыки, но и определить соответствует ли характер данной работы его способностям, моральным и волевым силам. Увлеченный творческим трудом он раскрывает эти качества.
«Секрет» творческого мастерства – это воспитание сильной воли. Ученик увлеченный творением, стремится быть хорошим. Если каждый будет стремиться быть хорошим, то в коллективе ярко раскроется каждая личность.
В основу примерного тематического планирования положена программа по технологии «Художественные ремесла», «Художественная вышивка» (факультативные курсы).
Структура кружка состоит из теоретических и практических занятий.
Предложенный в программе широкий перечень изделий не подлежит выполнению в полном объеме, а предназначен для более широкого выбора изделий в соответствии с интересами и запросами участников кружка, для оптимизации обучения, как начинающих, так и имеющих определенные навыки в работе. Кружок предполагает не только использование различных методов обучения, таких как объяснение, показ, практическое закрепление полученных знаний на занятии, система домашних заданий, поурочный контроль выполнения домашнего задания, широкое использование фотографий, но и новые формы работы.
Это широкий обмен мнениями, встречи с мастерами, участниками других кружков того же профиля. Только широкая информация о данных видах по выполнению рукодельных работ, и направлениях развития творчества и моды, постоянное общение, приток новых впечатлений дадут возможность кружку «Золотошейки» выполнить функции не только обучения, но и воспитания, внесут разнообразие в их работу, сделают их более привлекательными, главное помогут сформировать хороший эстетический вкус.
Содержание программы дает возможность использовать различные формы организации и методы обучения с учетом их образовательных потребностей.
Содержание и время по разделам регламентируется соответствующим учебно-тематическим планом.
Для повышения интереса детей к народно-прикладному творчеству. Для выполнения работ повышенной сложности и требующих больших затрат времени, к совместному творчеству могут быть привлечены родители. Тем самым будут заложены новые возможности для общения детей и родителей на качественно ином уровне. В повседневных совместных делах появятся взаимопонимание, уважение, доверие, чувство общности
В начале изучения каждой новой темы в программе уделено серьезное внимание безопасным приемам труда при работе с оборудованием и инструментами.
Для успешного функционирования кружка подобран материал, соответствующий интересам и склонностям участников кружка. Это позволит им самостоятельно подбирать мотивы, отбирать материалы и технику выполнения.
Выполненные работы будут использованы для участия на различных конкурсах, что будет способствовать росту престижа участников кружка, более серьезному отношению их к своему творчеству в рамках кружка, а также росту популярности занятий в нем.
Программой предусмотрена посещение школьного, районного музеев, встреча с мастерами декоративно-прикладного искусства Бардымского района и посещение и реализация готовых изделий через салон «Народные ремесла»
II. Учебно-тематический план кружок «Золотошвейки» на 2007 – 2008 учебный год.
№ |
Название темы |
Всего часов |
Теория |
Практика |
Форма учебного занятия |
Форма отслеживания результатов |
1 |
Вводное занятие |
1 |
0,5 |
0,5 |
Беседа. Тест |
Опрос |
Раздел 1. Народно-прикладное искусство как область декоративного искусства. Практическое назначение в быту. |
32 |
5,5 |
26,5 |
Беседа. Практическая работа |
Использование в быту , подбор литературы изделий выполненных |
|
2 |
Вышивка, как один из видов народно-прикладного искусства. |
14 |
2 |
12 |
Выполнение заданий, освоение технологии выполнения. |
Проверка и оценивание выполненной работы. Самоконтроль правильности выполнения швов. Выполнение образцов. |
Раздел 2. Изготовление национального костюма. |
30 |
9 |
21 |
|||
3 |
Татарский костюм как вид декоративно-прикладного искусства. История его развития. Посещение школьного музея и районного музея. |
4 |
2 |
2 |
Экскурсия, беседа. Моделирование одежды. Самостоятельная работа. |
Реферат. Выполнение эскизов национального костюма |
4 |
Орнамент, как структурный элемент татарского костюма. Виды орнаментов. |
6 |
1 |
5 |
Выполнение заданий. Практическая работа. |
Контроль выполнения. |
5 |
Традиционные приемы обработки текстильных материалов использование декорировании костюма. |
10 |
3 |
7 |
Практическая работа (коллективная) |
Демонстрация изделия. Самооценка. |
6 |
Создание художественно-выполненного сценического костюма, составляющего ансамбль вместе с головным убором. Экспонатами и предметами декоративно-прикладного искусства. |
12 |
3 |
9 |
Практическая работа. Распределение заданий по группам. |
Демонстрация готового изделия. |
7 |
Встреча с мастерицами |
4 |
2 |
2 |
Мастер-класс в музее «Татарской тюбетейки» при СДК с.Березники |
Выставка. |
8 |
Поездка в салон «Народное ремесло» с.Барда. |
2 |
2 |
Экскурсия |
Выставка изделия в салоне. |
|
9 |
Организация итоговой выставки. |
2 |
2 |
Выставка работ в школе. |
||
Итого |
III. Содержательная часть.
Тема 1. Вводное занятие (1 ч.)
Ознакомление с программой работы кружка, с требованиями к поведению кружковцев, выбор старосты принятие графиков дежурств. Техникой безопасности при выполнении практических творческих заданий.
Практическое задание (0,5 ч.): Приготовить необходимые инструменты, подбор подручного материала (лоскуты тканей, нитки) для занятий, изучение эмоционально-психологических отношений в коллективе и положение в них каждого (приложение 2)
Раздел 1. Народно-прикладное искусство как область декоративного искусства. Практическое назначение в быту. (32 ч.)
Различные виды декоративно-прикладного искусства и использование их в интерьере при выполнении различных изделий. Оформление интерьера. Виды художественной обработки текстильных материалов.
Тема 2. Вышивка, как один из видов декоративно-прикладного искусства (14 ч.)
Виды вышивки. Профессия – вышивальщица.
Художественная вышивка-украшение одежды и быта. Использование тканей и ниток, используемых в процессе вышивания. Подготовка ткани к вышивке. Ознакомление с перечнем изделий, которые предполагается выполнить в процессе работы. Оформление вышивки в готовое изделие.
Практическая работа. Выполнение изделие золотой нитью с использованием простых швов, счетных швов (крест, счетная гладь, владимирский шов), отделка изделия бисером.… Из сборника заданий по вышивке выбрать схему для изделия (полотенце, прихватки, кухонные наборы). Вышить, используя в работе карточки-схемы выполнения швов. Контроль качества работ. Использование карт-схем по обработке края изделия. Разновидности оформления. Выполнение ВТО.
Раздел 2. Изготовление национального костюма (30 ч.)
Тема 3. Татарский костюм как вид декоративно-прикладного искусства (2 ч.)
История его развития. Составляющие национального костюма. Посещение школьного, районного музеев.
Выполнение эскиза татарского костюма. Декоративность как особая форма выражение красоты. Технологическая последовательность изготовления изделия.
- Технология ручных работ.
Виды ручных работ. Основные определения. Технология и требования к выполнению ручных работ. Правила безопасности при выполнении ручных работ.
- Технология машинных работ.
Основные определения. Технология и требования к выполнению машинных работ. Правила безопасности при выполнении машинных работ.
- Технология изготовления узлов одежды.
- Виды узлов одежды и технология их изготовления. Контроль качества работ.
- Технология изготовления одежды.
Последовательность выполнения и сборки отдельных узлов изделия. Контроль качества работ. Изучение технологии раскроя. Создание целостного архитектурного ансамбля, выполнение. Технология пошива тюбетеек.
Практическая работа Ознакомление с конструкторско-технологической документацией, применяемой в швейном производстве. Подготовить материалы для изготовления изделий. На основе шаблона выкройки тюбетейки, камзола, пояса, калфака нанести на ткань. Пошив. Профессиональная проба.
Тема 4. Орнамент, как структурный элемент татарского костюма. Виды орнаментов (6 ч.)
Виды и использование мозаичных орнаментов, порядок расположения на готовом изделии.
Практическая работа Составление композиции с использованием различных часто встречающихся мотивов. Правила нанесения контурных орнамента. Пошив тюбетеек. Контроль качества работ.
Тема 5. Традиционные приемы обработки текстильных материалов использование в декорировании костюма (10 ч.)
Золотошвейное искусство – самостоятельный художественный промысел татарского народа. Техника выполнения.
Практическая работа Выполнение орнамента (с использованием золотого шитья, тамбурного шва и т.д.). Бисер. Контроль качества работ.
Тема 6. Создание художественно выполненного сценического костюма, составляющего ансамбль вместе с головным убором. Экспонатами и предметами декоративно-прикладного искусства (12 ч.)
Практическая работа. Изготовление выкройки платья. Раскрой швейного изделия. Пошив. Оформление платья волонами или оборками. Контроль качества работ.
Тема 7. Поездка в салон «Народное ремесло» с.Барда. Организация итоговой выставки (1 ч.)
Планируемые результаты обучения:
По данной программе планируется выполнить работы, используя знания и умения, которые учащиеся получают на уроках технологии. В результате реализации данной программы учащимся дается большой выбор для развитии самостоятельности, стремлением к созиданию, самореализации.
Занятия в кружке позволяют школьникам в системе овладеть организацией практической деятельности от идеи до ее реализации. Развитие творческих способностей решает огромную роль в формировании личности. Сегодня умение обустраивать и украшать жилище, одеваться, преподносить подарки является частью образа успешного человека, а без образа, разумеется, нет и самого успеха. В настоящее время метод проектов широко применяется в школах, и поэтому занятие в кружке будет способствовать формированию и развитию у них общих способов организации проектной деятельности. Комплекс обучающих методов и средств поможет учащимся не только приобрести навыки, необходимые для изготовления качественных изделий, но и научиться:
- придумывать разнообразные идеи;
- оценивать эти идеи;
- пробовать одну или несколько идей до стадии изготовления;
- планировать процесс изготовления;
- изготовлять изделия;
- оценивать продукт своего труда.
Разработанные творческие задания позволяет учащимся освоить множество мыслительных операций, необходимых для творческой работы. Учащиеся наделены неограниченными возможностями, и участие в различных конкурсах принимают с большим удовольствием. Наиболее удачные в изготовлении изделия, а именно отличающиеся оригинальностью исполнения, качеством работы будут выставлены на районных выставках по народно-прикладному искусству. Ожидается, что организация внеурочной деятельности учащихся по прикладным видам творчества, позволит привить учащимся интерес к народному творчеству, увеличить восприимчивость к красоте, умение ее использовать в повседневной жизни. В наши дни как никогда стоит проблема интернационального воспитания и на этой основе изучения культуры народов, населяющих Пермский край. В искусстве каждого народа есть свои традиции, и свой самобытный, исторически сложившийся орнамент, являющийся важным и своеобразным слоем художественной памяти народа. Необходимо помочь учащимся понять специфику этого искусства, а именно народное декоративно прикладное искусство татар и изучить отличать его от искусства других народов. Данная программа поможет раскрыть азы национального орнамента.
Литература для обучающихся
- В.Д. Симоненко, «Технология», Москва «Вентана – Граф» 5 кл. – 1999
- В.Д. Симоненко, «Технология», Москва «Вентана – Граф» 6 кл. – 2001
- В.Д. Симоненко, «Технология», Москва «Вентана – Граф» 7 кл. – 1999
- В.Д. Симоненко, «Технология», Москва «Вентана – Граф» 8 кл. – 1999
- В.Д. Симоненко, «Технология», Москва «Вентана – Граф» 9 кл. – 1999
- Шитье и рукоделие. Энциклопедия / Гл.редактор И.А. Андреева – 2-е издание – М. «Большая Российская энциклопедия», 2000
Методическая литература для педагога дополнительного образования
- Бабушкин сундук (пособие для воспитателей, учителей). Татарское книжное издательство, 1997.
- Файдуллин Р.Ш. «Татарский народный орнамент», Казань, татарское книжное издательство, 1984, с.67
- программа общеобразовательных учреждений. Твоя профессиональная карьера 8-9 классы. М. Просвещение, 2005
- Чагин Г.Н. «Народы и культуры Урала в XIX – XX вв., Екатеринбург: Сонрат, 2002