Викторина проводится как минимум между двумя командами в кабинете химии или актовом зале. В каждую команду входит 7-9 человек. Приветствуется присутствие болельщиков, которые не только могут помочь своей команде выиграть, но и помогут сделать репортаж о викторине в сводной стенгазете о неделе естественных наук.
Помощь в проведении викторины оказывают учащиеся 9-11 классов. Они готовят материал, проводят конкурсы и наблюдают за правильностью их проведения, являются членами жюри, подводят итоги и проводят награждение победителей. Из учащихся этих же классов выбирают корреспондента и фотокорреспондента, которые собирают отклики болельщиков и оформляют страничку стенгазеты.
В викторине предусмотрено 10-11 командных конкурсов, конкурс капитанов и конкурс болельщиков. Все конкурсы рассчитаны на определенное время и оцениваются определенным количеством баллов (см. таблицу).
| Номер или название конкурса | Время (мин) | Максимальное число баллов |
| 1. | 2 | 5 |
| 2. | 3 | 5 |
| 3. | 2 | 5 |
| 4. | 2 | 5 |
| 5. | 2 | 5 |
| 6. | 2 | 5 |
| 7. | 5 | |
| 8. | 3 | 5 |
| 9. | 3 | 5 |
| 10. | 1 | 5 |
| 11. | 3 | 5 |
| Конкурс капитанов | 2 | 5 |
| Конкурс болельщиков | Неограниченно | |
| Задание 1 | 5 | |
| Задание 2 | 5 | |
| Задание 3 | 5 | |
| Задание 4 | 5 |
Примечание:
- За досрочный ответ команде начисляется дополнительно 2 балла.
- Если ни одна из команд не дала ответа на задание, добавляется еще одна минута, а если и после этого нет ответов, задание снимается с конкурса.
- Конкурс болельщиков проводится параллельно с конкурсами команд, время его проведения неограниченно, но следующее задание дается только после выполнения предыдущего.
- Конкурс капитанов проводится в середине викторины, во время 6 и 7 конкурсов (они проводятся одновременно).
Конкурсы
КОНКУРС 1.
Начав движение с левой верхней клетки, передвигаясь по горизонтали (налево или направо) или по вертикали (вверх или вниз), пройдите все клетки таким образом, чтобы из букв, приведенных в клетках, получилось правило по мерам предосторожности при обращении с химическими реактивами. Запишите его под таблицей. Каждая клетка может быть использована только один раз.
| Х | И | Р | Е | А | К | П | Р | О | Б | О | У | С |
| И | М | Е | И | И | Т | Я | З | Ь | А | В | К | В |
| Ч | Е | С | К | В | Ы | Н | Е | Л | Т | Ь | Н | А |
КОНКУРС 2.
Составьте пары:
А) из знаков химических элементов и их русских названий, приведенных справа, так, чтобы каждому знаку соответствовало название;
Б) из русских и латинских названий элементов, приведенных справа, так, чтобы русскому названию элемента соответствовало его латинское название.
Запишите пары внизу в виде, например: 1д, 1б, 2ж и т.д.
| A | Б | |||||
| 1) Ca | а) Олово | 1) Серебро | а) Cuprum | |||
| 2) Cu | б) Свинец | 2) Олово | б) Plumbum | |||
| 3) Ag | в) Медь | 3) Золото | в) Argentum | |||
| 4) Sn | г) Натроий | 4) Марганец | г) Ferrum | |||
| 5) Pb | д) Кальций | 5) Железо | д) Manganum | |||
| 6) Na | е) Цинк | 6) Медь | е) Stannum | |||
| 7) Zn | ж) Серебро | 7) Свинец | ж) Aurum |
КОНКУРС 3.
Разгадайте кроссоворд, заполняя его русскими названиями элементов. Ключевым словом (отмечено символом ♦) является фамилия великого русского ученого, одного из создателей атомно-молекулярного учения. Запишите его фамилию внизу под сеткой кроссворда.
- C
- O
- Al
- N
- Zn
- I
- P
- H
- Pb

КОНКУРС 4.
Если вы определите правильно химическую природу химических элементов, знаки которых приведены в таблице, то сумма ответов будет равна относительной молекулярной массе гидроксида натрия (Mr (NaOH)). Запишите эту сумму под таблицей.
| Знак химического элемента | Металл | Неметалл |
| C | 1 | 2 |
| Ca | 3 | 4 |
| O | 5 | 6 |
| Al | 7 | 8 |
| N | 9 | 10 |
| H | 11 | 12 |
КОНКУРС 5.
Определите, какие величины, характеризующие строение атома и положение химического элемента в Периодической системе элементов, численно равны между собой. Буквы, соответствующие правильным ответам, образуют название химического элемента, обнаруженного в 1868 году в солнечном спектре. Запишите название этого элементы под таблицей.
| Строение атома | Положение химического элемента в ПС | ||
| Порядковый номер | Номер периода | Номер группы | |
| Заряд ядра | Г | Д | Ж |
| Число электронов в атоме | Е | З | К |
| Число протонов в ядре атома | Л | М | Н |
| Число нейтронов в ядре атома | Ю | У | С |
| Число электронов на внешнем уровне | О | П | И |
| Число электронных уровней | Ч | Й | Я |
КОНКУРС 6.
Исходя из нижеприведенных электронных схем атомов химических элементов, определите и выделите те элементы, которые находятся в главной подгруппе II группы.
А) +2 2)
Б) +4 2)2)
В) +10 2)8)
Г) +20 2)8)8)2)
Д) +36 2)8)18)8)
КОНКУРС 7.
Исходя из нижеприведенных электронных схем атомов химических элементов, определите и выделите те элементы, которые находятся в III периоде.
А) +5 2)3)
Б) +13 2)8)3)
В) +17 2)8)7)
Г) +20 2)8)8)2)
Д) +31 2)8)18)3)
КОНКУРС 8.
Вы, конечно, умеете играть в «Крестики и нолики». В этой игре в горизонтальном, вертикальном или диагональном направлении следует соединить прямой линией три клетки по признаку, являющемуся одинаковым для всех веществ, приведенных в этих клетках.
Исходя из вида химической связи, определите для каждого случая выигрышный путь, если его составляют вещества:
А) с ковалентной неполярной связью;
Б) с ковалентной полярной связью;
В) с ионной связью.
А)
| NH3 | NaI | I2 | N2 | I2 | HF | |
| CH4 | F2 | NaF | S | HCl | F2 | |
| Cl2 | N2 | NaCl | H2 | Cl2 | HI |
Б)
| CH4 | H2S | HCl | Cl2 | CH4 | HF | |
| NH3 | N2 | H2O | N2 | HCl | NH3 | |
| Br2 | HF | CaCl2 | H2O | I2 | NaF |
В)
| H2S | CH4 | KBr | H2O | CaF2 | NaF | |
| HCl | NaCl | H2O | CsCl | HCl | RbBr | |
| CaCl2 | N2O | MgF2 | Cl2 | NH3 | LiI |
КОНКУРС 9.
Игра «Крестики и нолики». Укажите выигрышный путь, который составляют в: А) одинаковое значение степени окисления азота; Б) одинаковое значение степени окисления серы.
| А) | Б) | |||||
| KNO3 | Mg3N2 | NH3 | SO3 | H2SO3 | Na2SO4 | |
| KNO2 | N2O3 | NaNO2 | SrSO4 | H2SO4 | S | |
| N2 | HNO3 | NaNO3 | H2S | SO2 | MgSO4 |
КОНКУРС 10.
Игра «Крестики и нолики». Укажите выигрышный путь, который в обоих случаях составляют формулы оксидов.
| А) | Б) | |||||
| HNO3 | SO2 | SO3 | KClO3 | ZnO | Na2O | |
| CO2 | CuO | MgO | NaOH | SO2 | H2SO4 | |
| O2 | NaOH | ZnSO4 | Cu(OH)2 | N2O3 | CO2 |
КОНКУРС 11.
Найдите формулы всех оксидов, которые можно составить из записей в приведенных карточках. Число карточек равно числу оксидов. Запишите формулы этих оксидов.
| Ca | S | O | O2 | C | Al2 | Mg | O3 | N | Fe2 |
КОНКУРС КАПИТАНОВ.
Распределите вещества, формулы которых приведены в таблице, по классам. Из букв, соответствующих правильным ответам, получите фамилию великого русского химика и запишите ее под таблицей.
| Формулы | Классы неорганических соединений | |||
| Оксиды | Кислоты | Основания | Соли | |
| K2O | М | А | Ш | А |
| H2CO3 | П | Е | Т | Р |
| P2O5 | Н | И | М | А |
| CuSO4 | П | О | С | Д |
| Ca(OH)2 | Л | И | Е | С |
| Fe(NO3)3 | А | Н | У | Л |
| SO2 | Е | Л | З | А |
| H3PO4 | Н | Е | Л | С |
| Na3PO4 | Ч | У | М | В |
КОНКУРС БОЛЕЛЬЩИКОВ.
Задание 1.
Начав движение с левой верхней клетки, передвигаясь по горизонтали (налево или направо) или по вертикали (вверх или вниз), пройдите все клетки таким образом, чтобы из букв, приведенных в клетках, получилось одно из правил техники безопасности, говорящее об осторожности при разбавлении концентрированной серной кислоты в воде. Запишите его под таблицей. Каждая клетка может быть использована только один раз.
| Р | Б | А | В | К | О | Й |
| А | З | Я | Л | Н | Щ | С |
| И | К | Я | Е | Е | Т | Т |
| С | Л | Т | Ь | Е | У | Р |
| Т | О | А | В | Й | У | Д |
| У | В | Л | И | В | В | О |
Задание 2.
Ниже представлена четырехэтажная пирамида, «строительными камнями» которой являются химические соединения. Найдите такой путь с вершины пирамиды к ее основанию, чтобы сумма относительных молекулярных масс соединений, находящихся на этом пути была максимальной. При определении каждого следующего шага следует иметь ввиду, что можно выбрать только один из камней, непосредственно прилегающих к предыдущему.
Запишите этот путь под пирамидой в виде, например: SO3 → H2SO4 → и т.д.
| SO3 | |||||||
| CaSO4 | H2SO4 | ||||||
| CuSO4 | H2CO3 | Fe2O3 | |||||
| CH4 | NO | H2O | C2H6 | ||||
Задание 3.
Вы, конечно, умеете играть в «Крестики и нолики». В этой игре в горизонтальном, вертикальном или диагональном направлении следует соединить прямой линией три клетки по признаку, являющемуся одинаковым для всех веществ, приведенных в этих клетках.
Укажите выигрышный путь, который составляют в:
А) химические знаки элементов одного и того же периода;
Б) химические знаки элементов одной и той же главной подгруппы;
В) химические знаки элементов, находящихся рядом в периодической системе.
| А) | Б) | |||||
| Be | N | Si | Zn | Cl | Al | |
| Al | Na | C | Be | Mg | Ca | |
| Cl | Mg | Ge | Si | S | Na |
| В) | ||
| Mg | Ar | Fe |
| Na | K | N |
| Cl | Ca | O |
Задание 4.
Найдите в правом столбце названия оксидов, формулы которых приведены в левом столбце.
Запишите пары внизу в виде, например: 1д, 1б, 2е и т.д.
| 1) P2O5 | а) Оксид серы (IV) | |
| 2) CO2 | б) Оксид фосфора (V) | |
| 3) SO2 | в) Оксид железа (II) | |
| 4) FeO | г) оксид меди (II) | |
| 5) K2O | д) Оксид углерода (IV) | |
| 6) CuO | е) Оксид калия |