Урок физики в 7-м классе по УМК А.В. Перышкина

Разделы: Физика


Цели урока:

  1. Сформулировать и закрепить у учащихся знания умения и навыки в процессе решения задач по темам «Механическая работа», «Мощность».
  2. Проверить степень усвоения учащимися формул и единиц измерения. Отрабатывать практические навыки решения задач по изученным темам.
  3. Воспитывать культуру устной и письменной речи учащихся. Прививать интерес к научному познанию мира.

Оборудование: Таблицы с формулами. Раздаточный материал (тесты). Планы решения задач.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Повторение ранее изученного материала:

  1. Что такое механическая работа?
  2. По какой формуле вычисляется механическая работа?
  3. Какие правила существуют в расчёте механической работы?
  4. Какие единицы работы вы знаете?
  5. Чему равен 1 Дж?
  6. Для характеристики чего введено понятие мощности?
  7. По какой формуле вычисляется мощность?
  8. Какие единицы мощности вы знаете?
  9. Чему равен 1 Вт?

III. Далее учащимся предлагается тест.

Тест по темам «Механическая работа. Мощность»

1. Для того, чтобы совершалась механическая работа, необходимо…

  1. наличие силы, действующей на тело;
  2. передвижение тела;
  3. наличие тела и передвижение тела.

2. Пусть …

  1. мальчик везёт санки;
  2. космический корабль движется по инерции по своей орбите вокруг Земли;
  3. Машина с грузом стоит у светофора.

В этом случае …

  1. работа совершается;
  2. работа не совершается.

3. Выберите и укажите какая сила совершает работу в следующих случаях:

  1. Яблоко падает с ветки дерева.
  2. Санки катятся с горки.
  3. Сжатая пружина выталкивает пулю.
  4. Шарик движется вниз по наклонному желобу.
  5. Трактор пашет землю.
  1. сила тяжести;
  2. сила упругости;
  3. сила тяги мотора.

4. Составьте тексты из фраз А, В, С, D:

  1. 1) Мощность характеризуется…; 2) Работа характеризуется…
  2. 1) наличием силы и перемещения; 2) скоростью совершения работы.
  3. Эта величина численно равна … 1) произведению силы на путь, т.е. …; 2) работе, совершенной в 1 с, т.е. …
  4. 1) A=Fs; 2) N=A/t.

IV. Физкультминутка.

(2-4 минуты)

V. Решение задач.

На доске вывешивается таблицы с планом общего решения задач по изученным темам.

План решения задач по теме «Механическая работа»:

  1. Установите на какое тело воздействует рассматриваемое тело.
  2. Выделите участок движения, на котором происходит воздействие.
  3. Определите силу F.
  4. Определите направление силы и движения.
  5. Если сила направлена по направлению, либо против направления движения, то:
    а) определите пройденный путь s;
    б) рассчитайте произведение Fs.
  6. Если угол между направлениями силы и движения равен 90°, то работа равна нулю;
    б) в других случаях работу по указанной формуле определить нельзя.

Разобрав план по решению задач, ученики могут приступать к решению задач (по разделу «Механическая работа»).

Задача 1. Мальчик поднял ведро из колодца глубиной 8 метров. Что ещё нужно знать, чтобы вычислить механическую работу, совершённую мальчиком? Придумайте сами недостающие данные и решите задачу.

Задача 2. Какая работа совершается при погрузке 25 тонн металлолома на высоту 6 метров?

Задача 3. Какую работу нужно совершить, если поднять тело массой 2 кг на высоту 1,3 метра или передвинуть его по полу на 1,3 метра. (Цель решения задачи – предупредить ошибку: вычисление работы по перемещению тела находят, умножая вес тела на длину пути). После решения этой задачи, можно проверить её решение экспериментально. Сформулировать выводы после решения задач.

VI. Самостоятельная работа.

Решите задачу: Мальчик на санках, скатившись с горы, прокатился некоторое расстояние по горизонтальному участку, а затем остановился.

А) Почему санки двигались по горизонтальному участку (т.е. какое физическое явление лежит в основе этого движения)?
Б) Почему через некоторое время санки остановились?
В) Совершалась ли работа при перемещении санок по горизонтальному участку?

VII. Изучение плана решения задач по теме «Мощность»:

  1. Выделите тело, над которым совершается работа.
  2. Определите значение совершенной работы А в джоулях.
  3. Определите время t, за которое совершена работа (в секундах).
  4. Найдите отношение A/t.

Разобрав план по решению задач, ученики могут приступать к решению задач (по разделу «Мощность»).

Задача 1. Силач в цирке поднимал мальчика массой 45 кг на высоту 75 см за 1 секунду. Какую мощность развил силач при этом?

Задача 2. Высота плотины гидроэлектростанции 11 метров. Мощность водяного потока 4 МВт. Найдите массу воды, подающей с плотины за 5 минут.

Примечание: Особо обратить внимание на наименование единиц измерения в СИ.

VIII. Итоги урока.

IX. Домашнее задание:

параграфы 53, 54 (повторить); выполнить упражнение 29 (3, 4); задание 17 (1), 18 (1, 2)

Используемая литература:

  1. А.В. Пёрышкин. Физика 7 класс.
  2. Д.И. Пеннер, А. Худобердыев. Программированные задания по физике для 7-8 классов.