Цель: знакомить с электричеством, историей его открытия.
Программное содержание:
- Учить понимать связь между прошлым, настоящим и будущим, анализировать, сравнивать и распознавать.
- Развивать у детей изобретательность, умение высказывать свои нестандартные мысли, логическое мышление, внимание.
- Формировать социальный опыт, нормы и правила поведения.
- Закрепить у детей навыки работы со схемами, знания о безопасном поведении с электрическими приборами.
- Воспитывать интерес, усидчивость, активность на занятии.
Словарная работа: электричество, розетка, оголенные (провода), вилка.
Ход занятия
Вос-ль: Ребята, зайдя сегодня в группу, я увидела, что наши часы перестали ходить. С часами удобно: мы знали точно по времени, когда надо идти в физкультурный и музыкальный залы, выходить на улицу, начинать занятия вовремя, выходить на прогулку.
Стрелка стоит на месте. Что же это такое? (Поломались, нет батарейки, села батарейка и т. д.)
Вос –ль: Давайте попробуем заменить батарейку. У неё есть два полюса. Посмотрите здесь «плюс» и «минус». Надо не ошибиться, поставить «плюс» к «плюсу», а «минус» к «минусу». Когда мы вставили батарейку, через часы пошел электрический ток, и часы заработали.
– Послушайте, часы тикают. Стрелки идут. Что же за сила скрывается в батарейках? (Электричество)
Вос-ль: А в природе, где можно встретить электричество?
Молния – это тоже разряд электричества. (Слайды 2-4)
А вы когда-нибудь слышали, как трещит ваша одежда, когда ее снимаешь? (Ответы детей)
«Опыт с расческой», «Опыт с воздушным шариком» Это тоже электричество. Вещи и волосы, наше тело электризуются.
Вос-ль: В нашей группе тоже есть электричество. По каким предметам можно догадаться о наличии электричества. (Розетка, лампы, выключатели, провода и т.д.)
– Сейчас электричество есть в каждом доме. Оно наш помощник. С его помощью работают все электроприборы.
Вос-ль: Много лет тому назад человек не знал, что электричеством можно пользоваться. Трудно приходилось человеку. Давайте на несколько минут вернемся в прошлое и посмотрим, как люди обходились без электричества.
Игра «Что есть, что было»
Вос –ль: Молодцы! Посмотрите, сколько бытовой техники усовершенствовал человек с помощью электричества.
А теперь давайте помечтаем, как будет в будущем. Представьте, что вам при помощи электричества надо усовершенствовать предмет, который вы увидите. Подумайте, как он будет работать. Как помогать человеку в жизни?
Показ картинок: сапоги, варежки, одеяло. (Одеяло электрическое, сапоги-скороходы, варежки на батарейках с подогревом). (Слайды 6-8)
Игра «Что есть, что будет»
Вос-ль: Электричество – это великое открытие. Ученые научились получать электрический ток 160 лет назад. Сейчас все предприятия в городе работают с помощью электричества. Человеку помогают компьютеры, автоматические станки, роботы. (Слайд 9)
Психогимнастика «Роботы» (Слайд 10)
Вос-ль: Как много мы узнали об электричестве. Но каждый должен знать и помнить правила безопасности при пользовании электроприборами.
Карточки-схемы.
- Выходя из дома, необходимо выключить телевизор, магнитофон, утюг и др. Включенные и оставленные без присмотра электроприборы могут стать причиной пожара. (Слайд 11)
- Нельзя тянуть руками электрический провод, можно брать в руки только вилку. (Слайд 12)
- Ни в коем случае нельзя подходить к оголенным проводам и дотрагиваться до них. Это опасно для жизни. (Слайд 13)
- Нельзя прикасаться мокрыми руками к электроприборам. (Слайд 14)
- Нельзя стоять под деревом во время грозы. (Слайд 15)
- Нельзя вставлять никакие предметы в розетку. (Слайд 16)
- Не пытайся починить прибор, если он включён в розетку. (Слайд 17)
Стихи детей
Анализ занятия
Вос-ль: Ребята, об электричестве вы еще много узнаете в школе, на уроках физики, а пока мы почитаем вот эту энциклопедию.