Цель: закрепление знаний детей по ПДД в игровой форме.
Задачи:
- учить быть внимательными, решая ситуативные задачи, встречаемые на дорогах, закрепить знание дорожных знаков и правила перехода проезжей части;
- развивать творческую активность, логическое мышление, коммуникативные способности, ориентационные навыки;
- воспитывать культуру безопасного поведения на дорогах
Межпредметные связи:
- исполнение песни (музыка);
- разучивание стихотворений, инсценировок по теме (чтение, развитие речи);
- рисунки по теме (рисование).
Обеспечение занятия:
- магнитофон, аудио кассеты с записями песен;
- реквизит для кота Базилио и лисы Алисы, волка и Красной Шапочки, кота Леопольда и мышат; (одежда, сундучок, детский самокат, корзинка, телеграмма);
- дорожные знаки: "железнодорожный переезд со шлагбаумом", "дикие животные" "въезд запрещён", "наземный переход", "подземный переход", "надземный переход", макеты картонных рулей, вывеска "Харчевня трёх пескарей".
На полу выполнена разметка проезжей части.
Занятие проводится в виде театральной инсценированной игры, роль в которой исполняют дети разных классов.
Ход занятия
I. Организационная часть.
Вед: Добрый день, дорогие друзья! Мы рады приветствовать вас на нашем театрализованном представлении "Чудеса дорожные". На дорогах чудес вы встретитесь с известными героями сказок, мультфильмов, которым вам придется помогать узнавать многое о правилах дорожного движения. Надеемся, что и вы сами кое-что новое узнаете для себя .
Вы готовы помочь своим друзьям? Тогда в путь!
II. Основная часть.
1) Звучит музыка из к/ф "Красная шапочка". Появляется девочка и поёт песню. Навстречу - волк на самокате.
Волк:
Ты кто, скажи-ка мне, малышка!
Куда спешишь, а что в корзинке?
Дев.:
Я к бабушке своей иду.
Горшочек с маслицем несу.
Она болеет, плохо ей,
Пропусти меня скорей!
Волк:
Не бойся, я не съем тебя,
Зубов давно нет у меня.
Да ещё болит живот.
А где же бабушка живёт?
Дев.:
Иди по этой вот тропинке,
Там за лесом - поворот.
От мельницы ещё немного -
В том доме бабушка живет.
Девочка уходит. Волк, поворачиваясь к детям, говорит:
- А, поеду коротким путём. Доеду как-нибудь.
(Волк едет, видит знак: "Железнодорожный переезд со шлагбаумом".
Волк:
Вот так знак! Глазам не верю!
Для чего здесь батарея?
Помогает ли движению
Паровое отопление?
Вед.: Ребята, скажите волку, что это за знак? ("Железнодорожный переезд со шлагбаумом")
- Такой знак устанавливается вблизи железнодорожной дороги.
- На что указывает закрытый шлагбаум? (проезд закрыт)
- Слышишь, приближается поезд, подожди, пока он проедет (звучит музыка, имитирующая движение поезда)
- Ну вот, волк, теперь шлагбаум открыт, можешь продолжать путь.
Волк едет дальше, видит знак "Дикие животные".
Волк:
Уходи скорей, прошу,
Или больно укушу!
Вед.:
Ребята, скажите волку, что это за знак?
- Здесь необходимо снизить скорость, так как возможно столкновение с животными, перебегающими дорогу.
(Волк спешивается, идёт шагом. Затем едет дальше, не обращая внимания на знак "Въезд запрещён"
Волк:
Наконец приехал я,
Здравствуй, бабушка моя!
Спотыкается о камень, падает. Встает, прихрамывая.
Волк:
Что за знак подвёл меня?
Выбил зуб последний я!
Вед.: Дети, объясните волку, как называется этот знак.
- Напрасно ты не послушал Красную Шапочку и поехал короткой дорогой. На самом деле она оказалась очень длинной.
Дев.:
Чтобы руки были целы,
Чтобы ноги были целы,
Знаки эти надо знать.
Надо знаки уважать!
Дети занимают свои места.
Вед.: Молодцы, ребята, что помогли Волку разобраться в дорожных знаках. а мы продолжаем наш путь по дороге чудес. Но сначала поиграем.
Игра "Найди свою половинку".
Дети по своей половинке дорожного знака находят ребенка с другой половинкой знака. Затем представляют свои знаки и называют их.
2) Звучит музыка "Какое небо голубое:" муз. А.Рыбникова, сл. Ю.Этнина.
Танец кота и лисы.
Лиса: Какое небо голубое:
Кот: Ага, точно голубое. Только очень кушать хочется.
Лиса: Ну, пойдём, подкрепимся.
Кот: Пойдём, а куда?
Лиса: А во-о-он, на той стороне дороги есть харчевня "Три пескаря", там и поедим.
На дороге появляются дети-водители, двигаются в разных направлениях. Кот и лиса пытаются перейти дорогу.
Лиса: Пусти, я первая.
Кот: Нет, я первый.
Лиса: (Даёт ему подзатыльник). Отойди, дурень, а то под машину попадёшь
Кот: Мя-у! Чего дерёшься? Лучше надо спросить у кого-нибудь, как нам дорогу перейти.
Лиса: Ну, ладно, давай спросим вот у них (рукой показывает в сторону детей.)
Вед.: Правильное решение приняли, кот Базилио и лиса Алиса.
- Дети, как же быть коту и лисе? Как им перейти дорогу? Какое правило необходимо знать?
Реб.:
Пешеход, пешеход! Помни ты про переход!
Подземный, наземный, похожий на зебру.
Знай, что только переход от машин тебя спасёт!
Выходят дети-знаки ("наземный переход", "подземный переход", "надземный переход")
Лиса: Ой, сколько вас много, какой переход нам выбрать?
Кот: Давай вот этот (указывает на "подземный переход"), а как он называется?
Реб.: Я - "подземный переход". Меня найдёте в больших городах и метро. Если вы увидите такой знак на улице, то смело шагайте по подземному переходу. Ведь там нет машин!
Вед.: Ребята, помогите коту и лисе разобраться в знаках. Правильный выбор они сделали? Почему?
Кот: А может, выберем этот знак? (указывает на "надземный переход")
Лиса: Ах, ты, Базилио, неуч! Я и то знаю, что это переход, который называется :как? (обращается к детям.) Вот, именно. Этот знак находится наверху, над землёй. Охота мне лазить по верхам. Итак, все лапы переломаны.
Вед.: Дети, а в каком случае устанавливают этот знак?
Кот: Остался последний знак, и он называется:(пешеходный переход)
Реб:
Иди через улицу там, пешеход,
Где знаком указан тебе переход!
Вед.: Да, действительно, дорогу нужно переходить в том месте, где стоит знак "Пешеходный переход". Но и это ещё не всё. Послушайте, кот и лиса, что вам скажут дети.
Ребята, какое правило при переходе даже по пешеходной дорожке необходимо помнить?
Кто поможет нашим друзьям перейти дорогу? (дети переходят дорогу, кот и лиса прощаются с детьми.)
А теперь игра "Пешеходы и водители". Основное правило: не наталкиваться друг на друга, чтобы не было аварий.
(По сигналу "водитель", все дети двигаются в разных направлениях, имитируя езду на транспорте; "пешеход" - шагают на месте. "остановка" - замирают; "автобус" - занимают свои места)
3) Звучит музыка из к/ф "Кот Леопольд" "Давайте жить дружно".
Выходят мышата, несут сундук, приговаривая "Клад, клад, клад:"
Мыши: Леопольд, выходи!
- Выходи, подлый трус! (повторяют по два раза)
Кот: Ребята, давайте жить дружно!"
- А мы не хотим ни с кем дружить!
- Мы играть хотим! (имитируют игру в футбол)
Кот: Мышата, остановитесь? Ведь здесь вблизи дорога проходит. Вы можете попасть под колёса машин! (слышен визг тормозов)
Вед.: Дети, какое правило нарушают мышата?
Реб.:
Глупый мышонок играет в футбол,
Хочется очень забить ему гол!
Но здесь не футбольное поле с травой,
Мчатся машины по мостовой:
Красный автобус, такси, грузовик -
Тут под машиной очутишься вмиг!
Слушай, мышонок, себя береги,
С улицы шумной скорее беги!
Сразу за домом, рядом со школой
Есть у ребят уголок для футбола.
Там целый день, хоть вприпрыжку, хоть вскачь
Будешь гонять в безопасности мяч!
Кот:
Запомните правило простое:
Дорога - для машин,
Тротуар - для пешеходов!
Мыши: Прости нас, Леопольд. Мы поняли, что играть надо на специальных площадках.
- Прости нас, а? Мы больше не будем.
Кот: То-то же. А что это у вас? (показывает на сундук)
Мыши: Ничего. Да-да, ничего!
Кот: Ребята, давайте жить дружно!" (укоризненно)
Открывают сундук, вынимают памятку.
Вед.: (читает)
Милые мышата и дорогой кот Леопольд! Мы очень рады, что вы подружились. Мы вас так любим. Поэтому не хотим, чтобы с вами случались неприятности на дорогах. Мы вам приготовили памятки "Что должен знать пешеход?" Это настоящий клад.
Памятка.
Что должен знать пешеход.
- Ходи по тротуару, придерживаясь правой стороны.
- Переходи улицу спокойным шагом только по пешеходному переходу.
- Разрешающий для перехода сигнал светофора - зелёный. На красный и жёлтый сигналы нельзя переходить улицу.
- При переходе дороги убедись в безопасности. Посмотри, нет ли рядом машин.
- За городом безопаснее всего идти по обочине навстречу движущемуся транспорту.
- Никогда не перебегай проезжую часть перед близко идущим транспортом.
Ваши друзья.
Дети озвучивают пункты памятки. Вручают памятки персонажам, благодарят и прощаются с ними.
Заключительная часть.
Вед.: Молодцы, ребята, вы отлично справились с заданием. Итак, наше путешествие заканчивается. Вам понравилось оно?
Вы показали хорошие знания по правилам дорожного движения. Очень важно соблюдать их, как взрослым, так и детям. Ведь от этого зависит во многом наше здоровье и наша жизнь. А мы хотим заботиться о своём здоровье, правда?
Знать правила движения -
Большое достижение!
Будем правила движения
Выполнять без возражения!
Используемая литература:
- Автор-составитель Е.А.Гальцова "Сценарии развлекательных мероприятий для младших школьников: праздники, шоу-программы, игры, конкурсы, театрально-массовые представления" - Волгоград: Учитель 2007г
- Авторы - составители И.В.Персидская, Г.А. Фонова и другие "Классные часы в 1- 4 классах" - Волгоград: Учитель, 2007г
- Г.П.Шалаева "Дорожные знаки для маленьких пешеходов" - Москва: СЛОВО, Эксмо; 2007г
- Автор-составитель Г.П.Попова "Основы безопасности жизнедеятельности 1-4 классы" школьный курс в тестах, кроссвордах, стихах, играх и задачах с картинками - Волгоград: Учитель 2006г