Дидактический смысл проектной деятельности заключается в том, что она помогает связать обучение с жизнью, формирует навыки исследовательской деятельности, развивает познавательную активность, самостоятельность, творчество, умение планировать, работать в коллективе. Такие качества способствуют успешному обучению детей в школе. Метод проектной деятельности я использую в работе со старшими дошкольниками. Этот возрастной этап характеризуется более устойчивым вниманием, наблюдательностью, способностью к началам анализа, синтеза, самооценке, а также стремлением к совместной деятельности. В проекте я объединила содержание образования из различных областей знаний, кроме того, подключила к работе и родителей и весь коллектив детского сада. Я выбрала для апробирования метод познавательно-творческий издание газеты "Первые шаги".
Приложение 1; Приложение 2; Приложение 3.
Вот задачи, которые я выполняю при работе над методом проекта:
Задачи развития:
- Обеспечение психологического благополучия и здоровья детей;
- Развитие познавательных способностей;
- Развитие творческого воображения; мышления.
- Развитие творческого мышления;
- Развитие коммуникативных навыков.
- Формирование предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы.
- Развитие умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно.
- Формирование умения применять данные методы, способствующие решению поставленной задачи, с использованием различных вариантов.
- Развитие желания пользоваться специальной терминологией, ведение конструктивной беседы в процессе совместной исследовательской деятельности.
Реализуя данный проект, выделила 4 этапа.
Этапы проекта | Деятельность педагога | Деятельность детей |
1 этап | Формирую проблему, ставлю задачу. | 1. Вхождение в проблему. 2. Вживание в игровую ситуацию. 3. Принятие задачи. 4. Дополнение задач проекта. |
2 этап | Планирование и организация детской деятельности. | 5. Объединение детей в рабочие группы. 6. Распределение амплуа. |
3 этап | Практическая работа по осуществлению проекта. | 7. Формирование специфических знаний, умений навыков. |
4 этап | Подготовка к презентации. Презентация. |
8. Продукт деятельности готовят к
презентации. 9. Представляют (зрителям или экспертам) продукт деятельности. |
Итак, вовлекая в реальную практическую деятельность все четыре образующие и используя информационные ресурсы мы с редакторской группой приходим к планируемому результату - это издание газеты "Первые шаги".
Открытое мероприятие.
Ход занятия
1. Вводная часть.
Здравствуйте, ребята и уважаемые взрослые! Мы продолжаем работу по изданию нашей газеты "Первые шаги".
-Помните, мы с вами говорили, что во все времена Россией управляли разные правители. Кто сейчас во главе России?
(- Дмитрий Медведев)
- А до него?
(Владимир Путин)
При каком правителе впервые появилась печатная газета?
(-При царе Петре 1)
-Правильно. А для чего нужна государству газета?
(-Чтобы сообщать людям о новостях, которые происходят в области науки, культуры.)
Я вам обещала принести газеты старых изданий, посмотрите.
Вот эти газеты, которые принесли ваши родители( показываю "Правду", "Труд", "Аргументы и факты"), которые читали ваши дедушки и бабушки, папы и мамы являются "Большой" прессой, потому что в них описываются события всего мира.
А есть еще "Малая" пресса - это специализированные газеты показ "Салдинский рабочий", "Городской вестник" - газеты которые пишут о новостях нашего города. ("Пионерская правда", новые издания.)
А как вы думаете, а наша газета относится к какой прессе? (Малой)
-А почему?
(-Мы пишем новости о нашем детском саде?)
- Да, ребята, вы правы, газета является главным поставщиком любой информации, рекламы. Это самое доступное издание.
-А как вы думаете для чего мы издаем газету?
(- Для истории, чтобы передать ребятам, которые будут выпускать газету, когда мы уйдем в школу. Возвращаясь в детский сад - в качестве гостей с удовольствием мы будем читать наши газеты, в которых мы хотели рассказать все новости из жизни "Калинки", и с интересом будем рассматривать те выпуски, которые будут изданы после нас..)
-Правильно, молодцы!
-Давайте вспомним, как мы начинаем работу по изданию газеты:
-сначала мы определяем тему, доказывая, почему именно сейчас она актуальна.
-Затем подбираем название, собираем информацию с помощью интервью у родителей, ребят, воспитателей, через заметки, Интернет, телевидение.
-Затем начинаем отбирать подходящий материал и верстать газету.
-А потом мы дарим наши газеты в каждую группу.
-Вспомните темы наших газет.
(-"Листопад, листопад: Листья желтые летят", " У Калинки день рождения")
-Какая тема сегодняшнего выпуска, почему?
(-"Азбука здоровья", так как с наступлением холодов люди чаще болеют. Бывает, что заболевает целая группа детей, ведь мы заражаемся друг от друга.
-Мы хотим, чтобы, прочитав нашу газету и дети и родители могли использовать наши советы для профилактики заболевания.)
Да, сегодня мы посвятим номер нашей газеты на профилактику и укрепление здоровья. Ведь каждый человек может сам укрепить себе здоровье. Недаром говорится: "Я здоровье сберегу, сам себе я помогу!" И я вам принесла показать газеты, которые посвящены именно здоровью. ("Айболит", "ЗОЖ", "Дюймовочка")
-С какими профессиями мы встречаемся при издании газеты? (Корреспондент, дизайнеры, верстальщики, редактор.)
Познакомьтесь с корреспондентами нашей газеты:
Ваня Макаров, Даниил Волков.
Ребята кратко, ваша роль в газете?
(-Мы собираем информацию для газеты, ищем интересный материал.)
(-Берем интервью у родителей, воспитателей, ребят из нашего садика.)
Наши верстальщики:
Юля Селяхина, Алена Фарафонтова .
(-Мы оформляем и распечатываем газеты с помощью принтера и компьютера.)
Наши дизайнеры:
Лиза Ефремова, Алена Саксина
(- Мы определяемся с материалом и составляем газету, а затем отдаем Юле с Аленой.)
Один из способов сбора информации - это интервью детей с помощью видеосъемки. Этот материал подготовили Ваня и Даниил.
На самом первом этапе нашей работы мы собирали информацию по теме "Азбука здоровья" давайте вспомним.
(Видеосюжет с интервью, зачитывание статей, ответов на вопросы детей и родителей.)
Как мы оформим это в газете?
(- Перенесем информацию на бумажный носитель.)
2. Практическая работа.
а) Подборка материала в газету.
-Перед вами все статьи, которые мы с вами заготовили на прошлом планировании выпуска. Сейчас займемся версткой.
Как вы думаете на первую полосу какой пойдет материал? (Докажите)
-Самый главный важный материал.
-Заметка Лидии Васильевны -врача -педиатра о профилактике простудных заболеваний.
-Интервью со старшей медсестрой Венерой Григорьевной. Она следит за нашим здоровьем, ставит прививки, составляет меню на каждый день.
-Интервью с Ларисой Александровной, она проводит с нами медицинские процедуры в физкабинете.
Я с вами согласна. Давайте оформим.
(Работа с компьютерной техникой.)
Итак, на первой странице мы опубликовали материал, который нам приготовили наши корреспонденты Ваня и Даниил с помощью медиков нашего детского садика
3. Продолжим работу.
И так, первая страничка газеты готова, приступаем к следующей.
Как вы считаете, какая статья пойдет первой?
(-Статья Марии Сергеевны, которая каждое утро проводит с нами зарядку, занятия по физкультуре, занятия на тренажерах.)
(Стихи нашей поэтессы Алены, прочитай Алена свое стихотворение)
- Затем интервью родителей (показывают, готовые материалы).
Выпускаем страницу. ( Один через принтер)
-Молодцы, первый лист нашего номера готов, на второй странице у нас советы родителей и правила ребят о профилактике заболеваний.
Ну и последние странички обычно чему у нас посвящены?
(Стихам, загадкам, ребусам по теме газеты)
Выбираем и вставляем.
Не забываем напечатать редакторскую группу.
Обязательно редакторская группа
А сейчас, корреспондент нашей газеты возьмет интервью у гостей.
Ваня Макаров:
- Я Иван Макаров, корреспондент газеты "Первые шаги" хотел бы взять интервью у Вас, скажите, пожалуйста, как Вас зовут?
(-Ирина Николаевна)
-Ирина Николаевна, нужна ли газета детскому саду?
- А как считаете вы?
Ваши ответы обязательно выйдут в нашем следующем номере.
4. Итог занятия.
Давайте подведем итог нашему занятию.
Как вы думаете, тема нашей газеты нашла правильные отклики в газете, раскрыли мы тему полностью? Докажите.
(- Мы написали о том, как в нашем садике заботятся о нашем здоровье.)
-Каким образом лечат нас родители.
(-Дали советы родителям, детям, через развлекательные рассказы.)
Мне хочется, чтобы вы сегодня унесли с собой одну мысль главное - это не лечение, а профилактика заболеваний.
Ну и на следующее занятие задание - определите тему нашей следующей газеты.
Завтра я растиражирую газеты и мы с вами подарим по экземпляру в каждую группу детского сада, а сегодня подарите газету гостям.