"Географическая экспедиция в мир школьных наук"

Разделы: География


Цель:

  • Показать многогранность науки географии, ее связь с другими школьными предметами, развитие кругозора, внимания, памяти, сообразительности.
  • Совершенствование навыков работы в группе.

Ход мероприятия

Сегодня мы с вами отправляемся в научную экспедицию по миру школьных предметов. Но для начала заглянем в толковый словарь Ожегова, что означает слово "экспедиция". ( Опережающее домашнее задание).

Экспедиция - это поездка группы лиц, отряда с каким - нибудь специальным заданием.

Задание у нас будет одно: исследовать многогранность географических знаний. В дорогу мы с собой возьмем знания о природе нашей Земли!

В нашей игре принимают участие 2 команды. Поприветствуем участников игры!

1. Конкурс: География и русский язык.

Орфографический диктант: Ростов - на - Дону, Среднесибирское плоскогорье, Миссисипи, Печора, о. Новая Земля, пассаты, циклон, Гибралтарский, Ла-Манш, Санкт Петербург.

(По одному баллу за правильное написание)

2. Конкурс: География и литература

Каждой команде предоставляется по три вопроса.

Кому принадлежат строки:

Приветствую тебя, Кавказ седой!
Твоим горам я путник не чужой:
Прекрасен ты, суровый край свободы
И вы, престолы вечные природы,
Когда, как дым, синея, облака
Под вечер к вам летят издалека:
(М.Ю.Лермонтов)

Буря мглою небо кроет,
Вихри снежные крутя;
То как зверь она завоет,
То заплачет, как дитя,
То по кровле обветшалой
Вдруг соломой зашуршит
То, как путник запоздалый,
К нам в окошко застучит.
(А.С.Пушкин)

Где происходит действие повести Н.В. "Тарас Бульба"? Как называется природная зона, множественные описания которой дает Н.В.Гоголь? (степь)

На каком материке происходит события сказки "Маугли" Р.Киплинга? (Джунгли Евразии, в Индии)

Какое явление описывает в своем произведении Н.А.Некрасов "Дедушка Мазай и зайцы"? (половодье)

Кто из советских писателей был большим знатоком природы. Им написаны многочисленные рассказы о красоте природы, но самое известное его произведение "Кладовая Солнца". (Пришвин)

Где находился дворец сказочной Снежной Королевы? (Лапландия, природная область на севере Швеции, Норвегии, Финляндии)

3. Конкурс: География и математика

1.Кто быстрее нарисует геометрический рисунок:

Отметьте на листочке точку "Д" и от нее не отрывая карандаша от листа отложите 3 см на восток, 3см на север, 3см на запад, 3см на юг, 3 см на север,2см на Северо-восток, 2 см на Юго-восток, 5мм на Северо-запад, 1 см на север, 5 мм на запад,5мм на юг. Что изображено на вашем рисунке? (Дом)

2. Абсолютная высота вулкана Ключевская Сопка-4750м. Чему равна его относительная высота, если он образовался на равнине, поднимающейся на 200м над уровнем моря.

3. Представьте себе, что ваша местность поднимается в среднем на 10мм в год. Подсчитайте, на сколько метров она поднимется через 100 лет?

4.Что могут обозначать геометрические фигуры на карте? (куб, прямоугольный треугольник, квадрат?)

4. Конкурс: География и история

Реши кроссворд:

Вопросы:

1. Где родился великий русский химик, физик, историк, географ, поэт М.В. Ломоносов? (Холмогоры, Архангельской обл)

2. Один из древних городов России названный в честь князя ":. - Мономаха" (Владимир)

3. По льду этого озера в годы Великой Отечественной войны проходила "дорога жизни" (Ладожское)

4. Самая любимая река казаков (Дон)

5. Город, основанный в 1010 году Ярославом Мудрым (Ярославль)

6. Какие горы пересекла армия под командованием Суворова? (Альпы)

7. На каком озере в 1242 году было знаменитое "Ледовое побоище"? (Чудское)

8. Город, выдержавший 900-дневную блокаду немцев в годы Великой Отечественной войны. (Ленинград)

9. В какой стране был изобретен главный прибор для ориентирования? (Китай)

10. Страна, развязавшая II Мировую войну? (Германия)

Дополнительный вопрос: что изучает хронология?

5. Конкурс: География и биология

Конкурс капитанов "Сокровища Деметры" (Деметра- богиня плодородия)

Соотнести название растений с их природной "родиной".

1.Огурец а) Южная Америка
2.Томат б) Индия
3.Капуста в) Египет
4.Дыня г) Южная Африка
5.Арбуз д) Малая и Средняя Азия

Ответы: 1-б, 2а, 3в, 4д, 5г.

Пока капитаны работают, команды должны назвать овощи, лежащие в "Волшебной кастрюле". (Кто быстрее и правильнее даст ответ - 1балл)

Это двухлетнее растение впервые стали выращивать древние иберийцы, населявшие теперешнюю Испанию. Оттуда оно распространилось в Грецию, Египет, Рим. Отварное блюдо из этого овоща подавали в конце обеда как сладкое блюдо. Славяне возделывают это растение с XI в. Оно стало основой русских национальных блюд.

(Ответ: капуста).

Долгое время его высаживали в ботанических садах и на аптекарских огородах. Придворные дамы украшали свои прически его цветами. И только через 200 лет он появился на крестьянских полях и огородах.

В Румынии этому растению поставлен памятник. А в Брюсселе есть его музей. Что это за растение?

(Ответ: картофель)

3.

Это талисман, который носили на груди средневековые рыцари. Они верили, что этот овощ способен предохранить от стрелы и ударов меча.

В средние века франки получали среди подарков в день свадьбы корзину, наполненную этим овощем. Это означало пожелание сохранить до глубокой старости здоровье, зрение, слух. Что это за растение?

В гробницах египетских фараонов находят изготовленные из дерева или глины изображения овоща, который был любимой приправой к блюдам древних властителей. Что это за овощ?

(Лук)

4.

"Отец медицины" Гиппократ восхвалял этот овощ как один из самых полезных даров природы. А знаменитый римский врач XI в. Гален назвал его "золотым оранжевым корнем". Что это?

Древние греки и римляне разводили это растение и назвали его "дуацис" и "карота". Оно было любимым кушаньем при дворе императора Карла Великого. Что это за растение?

(Морковь)

5. Это растение 6 тысяч лет выращивают на американском континенте. Его плоды богаты белками, по питательности приближаются к мясу. Что это за растение?

(Фасоль)

6. Конкурс: География и химия

1.Водород, азот, кислород. Соответствует ли порядок перечисленных газов их содержанию в воздухе?

(Порядок должен быть следующим: азот, кислород, водород).

2. Какие химические элементы названы в честь частей света? (Составить из букв название химических элементов).

п и р о в е й
м е ц и й р и а

Ответ: европий, америций.

7. Конкурс: География и экология

Укажите правильную последовательность (составьте сказку):

  1. Филин обиделся и улетел в другой лес.
  2. Мыши стали поедать соты и разорили ульи.
  3. Пришлось мужику мириться с филином.
  4. Не стало пчел - не опыляются травы, и их урожайность понизилась.
  5. Худо стало мужику без меда и молока.
  6. Не стало филина - расплодились мыши.
  7. Мало стало травы - корова не дает молока.
  8. Мужик сказал филину: "Нет от тебя в лесу никакой пользы!".

(Ответ: 8, 1, 6, 2, 4, 7, 5, 3).

8. Конкурс: География и ОБЖ

Решите тесты:

1. Если вы стоите лицом на север, то справа от вас будет:

А) запад б) восток в) юг г) северо-восток

2.Ориентироваться в лесу можно:

А) по ветвям деревьев б) по муравейнику в) по Солнцу г) всеми перечисленными способами

3. Какие виды костров бывают:

А) звездный б) таежный в) тундровой г) все перечисленные

4. Вас застала в лесу гроза, вы

а) спрячетесь под самым высоким деревом б) выйдите на открытое место в) укроетесь под кустами г) все способы поведения правильны

5. Какие растения могут помочь вам при небольшом ранении или порезе:

а) подорожник б) мох в) осока г) все перечисленные

6. Вы заблудились в лесу, какие растения могут "накормить" вас:

а) щавель б) кислица обыкновенная в) лопухи г) молодая хвоя

7. Какие явления природы могут принимать катастрофический характер:

а) ветер б) град в) половодье г) все перечисленные

8. Какие грибы являются несъедобными для человека:

а) сморчок б) сыроежка в) бледная поганка г) ложные опята

9. Мусор туристам необходимо:

а) собрать и оставить в кучке б) закопать в землю в) забрать с собой г) сбросить в реку.

10. Если вы оказались в районе землетрясения, то вам необходимо

а) лечь на землю б) спрятаться в здании в) покинуть здание г) при невозможности покинуть здание спрятаться под стол.

Ответы: 1-б; 2-г; 3-а, б; 4-в; 5-а, б; 6-а, б, г; 7-г; 8-в,г; 9-б,в; 10-а,в,г

Подведение итогов.

 Литература.

  1. И.Д.Агеева "Веселая география на уроках и праздниках", Москва, издательство "Сфера",2005 год.
  2. Н.А.Касаткина "Занимательные материалы к урокам и внеклассным занятиям", Волгоград, издательство "Учитель".
  3. Дидактический материал по географии для 6 класса, Москва, издательство "Просвещение",1996 год.
  4. М.В.Постникова "География. Контрольные вопросы, занимательные задания, кроссворды и тесты", Москва, издательство НЦ ЭНАС,2005 год.