Цель: научить использовать социальные сервисы Web 2.0 для формирования учебных компетенций.
Задачи:
- обеспечить гибкость в обновлении содержания образования, проявляющуюся в умении современно мыслить;
- освоить новые ИКТ на основе деятельности с сервисами Web 2.0;
- создать условия для удовлетворения различных информационных потребностей учащихся;
- продолжить развитие аналитических умений на основе сравнения существующих сервисов Интернета 1 и 2 поколений;
- продолжить формирование коммуникативных качеств и толерантности в ходе совместной деятельности.
Ход урока
1. Мотивационный этап.
Сегодня всё меньше остаётся людей, кто не слышал бы о том, что такое Интернет и какие услуги он предоставляет пользователям. С развитием сети становится всё больше сервисов и услуг, которые нацелены на то, чтобы сделать пользование информацией максимально комфортным, обеспечить пользователям независимость от стационарных рабочих мест. На слуху у всех загадочный термин - Web 2.0, иначе говорят: новые Интернет - сервисы, новые социальные сервисы, современные сервисы и т.п. Что же понимается под этим? Что такое Web 2.0?
Прежде чем приготовить для вас такой урок, на котором мы будем говорить о новых сервисах, я выяснила, с какими же сервисами Интернета вы знакомы вообще, какие из них используете в своей жизнедеятельности. Домашним заданием прошлого урока было: ответить на вопросы интерактивной анкеты, ссылку на которую каждый получил по электронной почте. Участвуя в скайп - чатах со мной и своими одноклассниками, вы освоили один из сервисов нового поколения - SKYPE (Интернет - телефонию).
Как мы увидели из анкеты, Интернет и его сервисы всё глубже проникают в нашу жизнь. Я приглашаю вас в путешествие по новым социальным сервисам, где мы сравним их с сервисами первого поколения, постараемся найти их принципиальные отличия и освоить их возможности для дальнейшего успешного обучения в этой среде, ведь каждому из вас предстоит ещё получать профессиональное образование. В российском образовании сегодня происходит реформа системы, и многие специалисты именно с новыми социальными сервисами связывают новые педагогические технологии, коллективное взаимодействие обучающих и обучающихся, преподавателей и студентов или школьников.
Для начала разведём 2 понятия, лежащие в основе нашей беседы: Интернет и WEB.
Интернет - это совокупность компьютеров и различных устройств, обеспечивающих информационный обмен между компьютерами в сети без использования каких - либо промежуточных носителей информации. Они расположены в разных странах на разных континентах. Их разделяют тысячи километров, моря и океаны. Но они соединены между собой специальными каналами связи (выделенные линии, кабельные и беспроводные сети, спутниковая связь) и образуют всемирную компьютерную сеть ИНТЕРНЕТ.
"Веб" - это информационное наполнение (контент) сети Интернет.
2. История Web'а. Если заглянуть в историю развития веба, то можно выделить, на мой взгляд, три эпохи. Первую, исходя из текущих тенденций, можно было бы назвать Web 0.1 - это этап зарождения такого явления, как веб, когда интернетом пользовались исключительно НИИ, хайтек-корпорации и прочие компании, для которых эта сеть и создавалась. Стандартом был SGML - прародитель нынешнего HTML, не способный описывать дизайн, а призванный только обозначать логическую разметку документа. То есть, веб представлял собой некую кладезь документов (только текстовых, потому что SGML-документы не могли содержать картинки) привязанных друг к другу гиперссылками.
Следующую эпоху развития веба все мы застали и именно с ней ассоциируются у нас слова "интернет" и "веб". Интернет стал местом, где есть всё: фотографии, музыка, видео, тексты и любая другая информация. Да и аудитория Интернета очень сильно расширилась - доступ в сеть стали получать почти все обладатели персональных компьютеров. Появился веб-дизайн, который придал Интернету внешний вид. Главным отличием первого веба от второго была его слабая развитость в самовыражении пользователей. Как правило, пользователи могли общаться на форумах, в чатах и прочих публичных местах, но лишь немногие могли создавать собственные сайты, чтобы выражать себя максимально полно. Для создания своей "домашней странички" людям приходилось разбираться в устройстве HTML, покупать услуги хостинг-провайдеров, цены которых были ориентированы на компании, желающие открыть сайт. Это было очень дорого и хлопотно. Поэтому эпоха web 1.0 - время сайтов, а не людей. Центром веба 1.0 были сайты.
Центром же веба второго поколения являются люди и возможность их самовыражения. Web 2.0 - это не новый стандарт, это не новый формат. Web 2.0 - это всего лишь обозначение новых течений, нового этапа эволюции в Интернете. Нельзя сказать, что "второй" веб пришел резко и сменил собой устаревшие сайты. Наоборот, это результат постоянно текущего прогресса, их логическое улучшение. Web 2.0 - это эпоха, когда в основе Интернета лежат не сайты, а люди, их знания, их взаимодействие.
Создателем термина "web 2.0" является Тим О'Рейли. 30 сентября 2005 он написал статью, в которой рассказал о новой концепции веба, пришедшей на замену рухнувшему "доткому" (.сом). Собственно, с этой статьи и начались разговоры о "втором" вебе.
Итак, что же все-таки такое web 2.0 и чем он отличается от web 1.0?
Новые технологии и возможности
Нельзя сказать, что веб нового поколения породил какие-то новые стандарты. Все "новые технологии", используемые в вебе 2.0, могли существовать и раньше, но никому в голову просто не приходило их использовать.
Технология AJAX. Если не вдаваться в технические подробности, то можно сказать, что AJAX - это технология, позволяющая изменять содержимое веб-страницы без ее перезагрузки, то есть, как в оффлайновых приложениях. Чтобы максимально полно ощутить преимущества AJAX'а, достаточно воспользоваться хотя бы одним из сервисов Google:
по мере набора запроса в строке поиска Гугл будет предлагать вам варианты наиболее часто используемых запросов, похожих на ваш, с информацией о количестве найденных результатов. Эта схема знакома вам по поведению браузеров - когда мы набираем адрес в адресной строке браузера, мы видим выпадающий список предлагаемых вариантов. До появления технологии AJAX такая схема на веб-страницах была практически нереализуема, а теперь используется повсеместно.
Эта технология делает веб-приложения непохожими на веб-приложения, где ярким примером являются интерактивные карты; в Google - это MAPS. Попробуйте потаскать карту в разные стороны (просто зажимая ее мышкой и перетаскивая в нужном направлении). Чего в таких случаях ожидает пользователь Интернет-сайтов? Правильно, перезагрузки страницы. Но перезагрузка не происходит, меняется только лишь тот кусок страницы, который должен меняться, - карта.
Эти сервисы имеют еще явное преимущество: а именно, их мобильность. Вы не можете получить доступ к своей почте или органайзеру, которые хранятся на вашем компьютере, которого нет под рукой. Но вы всегда можете получить к ним доступ, если они хранятся в Сети.
Пиринговые сети - это тоже составляющая Веба 2.0. Пережитком прошлого являются файловые серверы, с которых мы всегда качали софт, музыку, видео и прочие файлы. На смену им приходят пиринговые сети, сети, в которых нет единого хранилища, а есть миллионы пользователей обладающих необходимыми нам файлами. В чем разница?
Если мы качаем файл с сервера, то вынуждены делить пропускную способность сервера с другими людьми, качающими файлы с этого сервера. То есть, скорость закачки сильно зависит от пропускной способности каналов сервера и количества активных пользователей. Качая же файлы из torrent-сети мы получаем этот файл одновременно от всех пользователей, у которых на компьютере он есть. И чем больше таких пользователей, тем выше скорость закачки. Пиринговые сети устроены так - чем больше пользователь отдает, тем больше он получает. Пока вы качаете новый файл от разных пользователей, другие пользователи качают уже скачанные вами сегменты этого файла. То есть, чем популярнее файл, тем быстрее вы его скачаете.
Серверы-хранилища файлов должны быть очень мощными, а, следовательно, дорогостоящими, чтобы хранить большие объемы информации и обеспечивать приемлемую скорость закачки и стабильность связи большому числу пользователей. Тогда как серверы - трекеры торрент - сетей являются лишь координаторами процессов закачки и просто распределяют потоки данных между пользователями-участниками закачки, то есть не хранят больших объемов информации и не требуют широких каналов, а значит, являются намного более дешевыми.
Новые веяния.
Но техническая составляющая "второго" веба это лишь фундамент, основа главной идеи. Web 2.0 - это веб для людей, а, значит, основной его идеей стало упрощение методов самовыражения. На смену ресурсоемким и сложным для самостоятельного создания домашним страницам пришли блоги, создаваемые за пару минут. Вместо "движков" крупных порталов появилась Wiki. И во всем этом прослеживается одна идея - в Web'e больше нет единых центров, Web теперь - сообщество самостоятельных мнений. Вот представьте сайт. Обычно этот сайт управляется одним человеком или группой разработчиков. То есть, на сайте меняется информация, добавляются страницы, удаляются ненужные разделы и т.д. И все это делает человек, ответственный за этот сайт. Теперь представим себе сайт-книгу (предположим, какую-то документацию или энциклопедию). Книгу, которую один человек написать не в состоянии по причине недостаточных знаний. И он хочет, чтобы эту книгу писали все. Но все писать ее на одном сайте не могут, потому что, во-первых, предоставлять всем желающим доступ к элементам управления сайта небезопасно, во-вторых, не каждый сможет разобраться в панели администрирования. Вот для того и была придумана среда Wiki. Wiki - это одновременно и "движок" сайта, и примитивный язык разметки, понятный каждому, и целая философия веб-демократии. Среда wiki была придумана еще в 1995 году.
Пожалуй, самым ярким примером воплощения идеи Wiki является Wikipedia - открытая энциклопедия, составляемая всеми пользователями Интернета на всех языках мира. Соавтором этой энциклопедии может стать любой желающий. Вы можете создать новый раздел, новую статью, заметку, исправить ошибку в уже существующей, добавить что-то, прокомментировать и т.д. В общем, вы являетесь полноправным создателем этой необъятной базы знаний. Максимально полно и доходчиво объясняет, что такое Wiki сама Википедия.
Блоги. Самым заметным "открытием" Веба 2.0 конечно же стали блоги (производное от weblog - веб-журнал, сетевой журнал, журнал событий). Блог - это WEB - сайт, основное содержимое которого - регулярно добавляемые записи, содержащие текст, изображения, видео или мультимедиа. Для блога характерны недлинные записи временной значимости, отсортированные в обратном хронологическом порядке. Блоги обычно публичны и предполагают сторонних читателей, которые могут вступить в публичную полемику с автором. Суть Веба 2.0 на лицо. В начале века "домашнюю страничку" имел каждый сотый пользователь Рунета. А сегодня в сети - более 35 млн блогов. Чем же так примечательны эти блоги? Именно демократичностью и легкостью создания/поддержания. Не нужно совершенно никаких специальных знаний, чтобы иметь в Сети свой дневник. А ведь желание самовыражаться у людей, как было в эпоху "доткомов", так и осталось. Следовательно, изобретение блогов и было тем самым переломным моментом в эволюции веба. И даже не столько блоги как самостоятельные единицы совершили переворот, сколько образовавшаяся вокруг них блогосфера. Если представить каждый блог в виде отдельного человека, то блогосферой будут наши взаимоотношения. Блогосфера образована множеством блогов и сообществ. То есть, основной идеей всего этого является не то, что каждый может писать, а то, что при этом каждого еще и будут читать. Причем достигается это довольно легко.
У вашего класса появился свой блог, посвященный актуальным вопросам для одиннадцатиклассников - вопросам школьной формы: http://schoolboard11b.blogspot.com/ Приглашаю блоггеров (людей, ведущих этот блог) ответить на несколько вопросов:
- Какая среда была выбрана для создания блога?
- Где, в какой среде ещё можно создать блог?
- Сколько времени потратили на создание блога класса?
- Как пригласили читателей, соавторов, участников?
- Как часто посещаете свой блог?
- Посещаете ли вы блоги знаменитостей?
- Вы создали блог вашего класса, а появилось ли желание создать свой собственный блог?
Мода на дизайн. Веб 2.0 - это не только новые технологии, новые идеи и новые веяния, но еще новые тенденции в веб-дизайне. Если вы походите по сайтам нового поколения, то обратите внимание на некую схожесть дизайна. Как правило, все они выполнены в минималистично-лаконичном стиле, логотипы предельно читаемы и понятны. Такая тенденция хоть и стандартизирует творчество, несколько ограничивая его, но все же задает тон, автоматически отсекая бездарно нарисованные сайты
3. Обзор сервисов нового поколения на примере сервисов Google.
Возможности сервисов нового поколения для решения наших учебных или повседневных жизненных задач мы рассмотрим на основе на примере сервисов Google.
Аккаунты Google
(англ. Google Accounts - аккаунт, учётная запись) - это система общих аккаунтов для пользования всеми сервисами корпорации Google. Таким образом, пользователь одного из сервисов Google получает в придачу и множество других. Тем не менее, поводов упрекнуть компанию в навязывании услуг нет, так как использование каждого сервиса необходимо подтвердить.Gmail - Бесплатный сервис электронной почты с большим объёмом места для хранения сообщений (более 7,2 Гб), с доступом по POP3 и удобным веб-интерфейсом.
Docs (Документы) - это веб-ориентированное приложение для работы с документами, таблицами, презентациями, допускающее совместное редактирование и использование документа, обсуждение, публикацию.
Notebook (Блокнот) http://www.google.com/notebook/#b=BDUoh3goQ58fXt8gk
С помощью Блокнота Google можно просматривать, сохранять и упорядочивать информацию из Интернета и получать к ней доступ с любого компьютера. Планируете путешествие? Собираете сведения о товаре? Просто добавляйте нужные записи в блокнот. Google Notebook - web-приложение, позволяющее создавать, хранить и редактировать заметки на сервере. Что мне понравилось, так это то, что текст в заметках может содержать URL (интернет-адреса ресурсов по данной проблеме), а также может быть размечен курсивом, полужирным начертанием, разными шрифтами и цветами. Ещё один плюс: заметка может быть доступна другим пользователям, для этого им передается секретный URL заметки. Все заметки можно группировать в записные книжки и печатать.
Reader - подписка на новости, классификация новостей, публикация общих новостей в блоге. Думаю, что после этого урока вы обязательно определитесь с разделом новостей, интересующих ваших одноклассников и сделаете публикацию их в блоге.
Google Sites - сайты Google, упрощенный бесплатный хостинг на базе структурированного wiki. Позволяет простым способом wiki создать веб-сайт, сделать информацию доступной для людей, которые нуждаются в быстрой подаче информации. Пользователи сайта могут работать вместе, добавлять информацию из других приложений Google, например, Google Docs, Google Calendar, YouTube, Picasa и из других источников.
Sites (Сайты) http://sites.google.com/ и
Календарь - создание, добавление и описание событий, публикация календарей в блогах.
http://www.google.com/calendar/render?gsessionid=cn7cZ-lNc1gEXqXStnay4A
Если нас приглашают на семинар в другой город или посёлок, мы можем по записи с адресом с помощью интерактивных карт определить местоположение объекта и маршрут на Maps (Карте): maps.google.ru - это геоинформационный сервис.
Translate (Переводчик) - система статистического машинного перевода слов, текстов, фраз, веб-страниц между любыми парами языков. Качество перевода постоянно повышается по мере пополнения базы текстов.
Калькулятор - сервис для расчетов, встроенный в строку поиска на http://google.com.
Например, если задать поиск строки 900+600*2-(3+1), то будет выдан ответ 2096, а также Интернет - странички, где такая строка может встречаться. Сервис знает множество математических функций (например, квадратный корень из 49: sqr(49)), умеет соблюдать приоритет операций (вычисления в скобках и умножение в приведенном примере были сделаны раньше сложения и вычитания).
Конвертер валют Примеры: 600 USD in RUR - сколько будет $600 в рублях? 1400 RUR in EUR - сколько будет 1400 руб. в евро?
Picasa Web - позволяет хранить, классифицировать, обмениваться цифровыми фотографиями и обсуждать ресурсы, создавать фотоальбомов, персональные галереи фотографий, публиковать фотографий в блоге, создавать слайд-шоу. http://picasaweb.google.com/
4. YouTube - поиск видео или создание собственного http://www.youtube.com. Частыми пользователями сервиса YouTube в вашем классе являются юноши. Я просила их выяснить, а можно ли на этом сервисе найти полезную информацию школьнику и какую? (Учащиеся представляют сервис и рассказывают, по каким предметам школьной программы есть интересные видеосюжеты по информатике "Информационные процессы", физике и астрономии, и демонстрируют алгоритм скачивания).
Google Earth - модель планеты Земля, созданная при помощи спутниковых снимков.
С помощью этой программы команда учащихся 9 класса - участники сетевой игры "Гео - квест" смогли на 1 этапе разгадать по присланным снимкам озеро Байкал.
Таким образом, заведя аккаунт на Гугл, мы получили и электронный офис и более 3 десятков полезных и удобных сервисов.
5. Переходим к практической части нашего занятия: Работа с сервисами web 2.0. Для выполнения практической работы можно работать в группах или индивидуально.
6. Подведение итогов
7. Домашнее задание: продолжить выполнение заданий практической части занятия.
Практическая работа "Сервисы Web 2.0"
1. Интерактивное тестирование "ЕКЦОР. Передача информации в компьютерных сетях". (Задание для учащихся, выбравших информатику как экзамен).
Откройте в браузере Internet Explorer документ http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/cbe8b50c-d091-4779-9c61-bdc8a87dd66b/9_10.swf
Пройдите тестирование
Скриншот страницы с результатом разместите в текстовом документе МД/информатика/11 класс/ /Тест_Передача информации в КС.docx
Создание электронного письма с вложением (результаты тестирования)
Откройте в браузере Internet Explorer почтовый сервис Google - gmail
Создайте новое письмо с вложенным файлом Тест_Передача информации в КС.docx
Отправьте письмо по адресу vola2008@gmail.com
2. Размещение документа в сервисе "Документы Google"
Выберите заинтересовавший вас сервис Google, найдите информацию о нём в Википедии и оформите тезисы в текстовый документ в сервисе "Документы Google" (Документ - Создать)
Предоставьте доступ к просмотру 2 соавторам и 2 читателям
3. Заполнение совместного документа в сервисе "Документы Google"
В вашем электронном ящике откройте ссылку на совместный документ - "Таблицу идей" http://spreadsheets.google.com/ccc?key=0ApgkC9uyS-KdEswMXZpNGhWV01mOWRQbHBadTBWY3c&hl=ru
В "Таблице идей по использованию новых сервисов в учебной деятельности" для совместного редактирования заполните следующие столбцы:
- фамилия имя учащегося
- выберите сервисы (2-3) и напишите, как они могут быть использованы в учебной деятельности учениками и учителями.
Документ сохранить.
4. Оставить комментарий в блоге класса: http://schoolboard11b.blogspot.com/ по вопросу о школьной форме.
5. На странице сайта своего класса в Letopisi.ru оставьте сообщение об уроке: что нового вы узнали о сервисах web 2.0; чем они отличаются от сервисов первого поколения; какие сервисы вызвали наибольший интерес; какие из них вы будете осваивать и для чего использовать?
Информационные источники:
- Статья из Интернета: <http://www.i2r.ru/static/512/out_23422.shtml>
- Материалы семинара "Увлекательное путешествие в Веб2.нолию": http://webdvatravel.blogspot.com/2010/01/blog-post_24.html