Цели: научить решать уравнения с неизвестным уменьшаемым на основе взаимосвязи между частью и целым; закрепить умение решать текстовые задачи, навыки быстрого и стабильного счёта в пределах 9; развивать логическое мышление, математические и аналитические способности, речь, внимание память.
Ход урока
Организационное начало.
Вступительное слово о весне и тех, кто является предвестниками весны.
(МУЗЫКА)
Актуализация опорных знаний. Постановка проблемы. Открытие нового.
Состав числа 8.
- Прочитайте слово на доске:
ПЕРВОЦВЕТ
Рассказ о первоцветах.
Какие числовые выражения можно составить?
Например: ПЕРВОЦВЕТ = 8 - 4 = 4 и т.д.
Самостоятельная работа.
Каждому я раздам по цветочку. На каждом лепестке записано выражение. Вы должны найти значения каждого выражения и записать его.
Работа по учебнику.
*№ 8, с. 29.
Проверка по образцу на доске.
Подберите схемы к задачам. Реши их.
Катя нашла 8 подснежников. Это на 5 подснежников больше, чем нашла Оля. Сколько подснежников нашла Оля?
На одной веточке распустились 5 листочков. Это на 3 листика меньше, чем на второй веточке. Сколько листиков на второй веточке?
На этой неделе было 2 пасмурных дня, а ясных - 5. На сколько ясных дней больше, чем пасмурных?
На дереве сидели 9 птиц. Из них 4 вороны, а остальные синицы. Сколько синиц на дереве?
( Можно предложить поработать у доски)
- Какие схемы соответствуют данным задачам?
- Заполните схему, предложите решение задачи.
Неизвестные компоненты. Тема урока, цели.
- Рассмотрите выражения. Объясните, какое задание нужно выполнить.
__ - 5 = 2 __ - 6 = 2
5 + __ = 7 6 + __ = 8
- Заметили что-нибудь особенное?
- Назовите части и целое.
- Как иначе называются подобные равенства? (Уравнения)
- Что называют уравнением?
- Что объединяет уравнения первой строки? (Неизвестное целое или уменьшаемое)
- Как найти целое? (Нужно сложить его части.)
- Знакомы ли мы с подобными уравнениями?
- Решали ли их раньше?
- Определите тему урока.
- Какие цели поставим перед собой?
- Запишите I выражение первого столбика, заменив рамочку на х. что получилось? ( х - 5 = 2)
- Предложите решение данного уравнения.
- Возникли ли трудности при выборе способа решения?
- Что нужно было найти в уравнении?
- Каким действием нашли целое?
- Чему равен корень уравнения?
Первичное закрепление.
Решение уравнений с геометрическими фигурами.
Работа с учебником.
№ 1 - 2, с. 28.
Закрепление вывода о нахождении целого; запись решения в общем виде:
Если х - а = б, то х = а + б.
Физкультминутка.
Решение уравнений с числами.
№ 3, с. 28.
а), б) Самостоятельная работа по вариантам.
в) Решение с комментированием.
- Заметили ли вы какое-либо отличие в записи уравнения в)?
Измениться что - нибудь в решении? ( В данном уравнении х - часть, вычитаемое. Значит. Изменится ход решения, потому что часть находится действием вычитания.)
Повторение и закрепление пройденного.
Действия с числами в пределах 9.
№ 5, с. 29.
- Объясните, как выполнить данное задание.
Работа в паре: после фронтальной работы с первой таблицей ребятам предлагается поработать каждому над одной из двух таблиц, а потом поменяться тетрадями и проверить работу друг друга.
Пальчиковая гимнастика.
Поиск закономерности, графический рисунок.
С. 29.
- Установить закономерность каждой строки.
- Продолжите ряд.
Задания на развитие внимания и аналитических способностей.
№ 6-7, с. 29.
Решение задачи с практическим действием учащихся.
Выясняют, что по условию задачи в автобусе стало столько же человек, сколько и было.
После решения примеров № 7 ребята делают вывод.
Вывод: если к числу прибавить какое - то число, а потом его вычесть, то получится число, с которого всё начиналось.
№ 9, с. 29.
5 + 1 + 3 = 9
Итог.
- Какую цель ставили перед собой в начале урока?
Считаете ли, что научились решать уравнения с неизвестным уменьшаемым?
Творческое задание.
- Предлагаю проверить себя.
Вот вам жаворонки - веснянки, открыв их, вы сможете решить уравнения и ещё раз проверить себя. А также можете раскрасить их, этим вы поможете Весне вступить в свои права.