"Вера в чудеса" помогает нам жить и учиться.
Роль литературного чтения в общем развитии школьников огромна. Посредством предмета познается не столько внешняя, объективная реальность, сколько реальность внутреннего мира человека. И задачей учителя является, прежде всего, воспитывать внутренний мир ребенка, способствовать превращению его в со-творца произведений художественной культуры.
Окружающий нас мир наделен тайной и красотой, которая не всегда открывается обычному взгляду, и именно литература обладает способностью и средствами делать явной не замечаемую нами подчас красоту, открывать в мире, и, главное в человеке, содержащиеся глубину и богатство.
Самый короткий путь эмоционального раскрепощения ребёнка, снятие зажатости, обучения чувствованию и художественному воображению - это путь через игру, фантазирование, сочинительство. Всё это может дать театрализованная деятельность. Являясь распространённым видом детского творчества, именно драматизация, основанная на действии, совершаемом самим ребёнком, наиболее близко, действенно и непосредственно связывает художественное творчество с личными переживаниями.
Начиная с 1-ого класса на уроках обучения грамоте, дети учатся не только читать, но и приобщаться к миру литературы, театра, быть не только слушателем, читателем и зрителем, но и чтецом, артистом. Маленькие фрагменты театра, разнообразие жанров литературы и фольклора хорошо представлены в "Азбуке" Н. В. Нечаевой. Через разыгрывание пантомим с постепенным включением спонтанных высказываний дети выходят на осознание средств устного общения, учатся владеть своим голосом, жестами, мимикой. Участие в "театре" дает очень важный социальный опыт общения с разными людьми, с приятелями, поведения в различных ситуациях. На первых порах основная задача заключается в том, чтобы пробудить у детей внутреннюю потребность в общении, вызвать интерес к собеседнику, желание поделиться своими мыслями и чувствами. Но на уроке времени не хватало, всем детям хотелось попробовать себя в роли чтеца или артиста. Так появилась идея создания детского театра.
Наш театр "Мы верим в чудеса" появился давно. Он уже существует 10 лет (так что можно считать, что у нас юбилей)! Только артисты в нем меняются. Когда выпускники
- начальной школы уходят учиться в среднюю школу, на их место приходят новые,
- совсем маленькие первоклассники. И каждый раз приходится начинать все заново.
Мои выпускники, ребята 5-го класса помогают мне подготовить с первоклассниками наше первое выступление - "Прощание с Азбукой".
В самые первые годы мы показывали свои маленькие представления для одноклассников и наших родителей. Потом стали показывать наши спектакли для ребят детского сада, в своей школе для других классов, приглашали к нам будущих первоклассников и их родителей.
Всем зрителям нравятся наши выступления: праздники и спектакли. А артистам нравится выступать, радовать наших зрителей. Нам всегда и во всем помогают наши родители: шьют костюмы, делают декорации и всячески нас поддерживают.
У нас уже достаточно большой репертуар. Праздники: "Прощание с Азбукой", "Здравствуй, осень золотая!", "До, свидания, первый класс!", "Ярмарка талантов". Спектакли: "Неумейка" по Я. Акиму, по мотивам русских народных сказок "Там на неведомых дорожках", русская народная сказка "Царь Горох и принцесса Горошина", по мотивам сказки Г. Х. Андерсена "Настоящая принцесса", С. Маршак и С. Михалков "Аленушкины сказки", по мотивам сказки Г. Х. Андерсена "Свинопас" - "Сказочный сон", по мотивам сказки С. Аксакова "Аленький цветочек", по мотивам сказки Ш. Перро "Золушка", по мотивам сказки Е. Шварца "Вечная сказка", по мотивам сказок Р. Киплинга "Время полной луны".
Сейчас я работаю с 3-классниками.
Из 24 человек в "Театре" занимается 15 человек с 1-ого класса.
Детям нравится импровизировать, фантазировать, играть в ролевые игры, инсценировать. Они хотят больше читать, читают осознанно.
(Результаты представлены в сравнительной таблице).
1 кл. декабрь | 1 кл. май | 3 кл. декабрь | 3 кл. III четв. |
25-45 сл. и более 9 уч.+ 6 уч. |
более 45 сл. 16 уч. | более 70 сл. 16 уч. |
более 70 сл. 19 уч. |
15 - 25 сл. 5 уч. |
25 -45 сл. 6 уч. |
50 - 70 сл. 6 уч. |
50 - 70 сл. 4 уч. |
5 - 10 сл. 4 уч. |
15 - 25 сл. 2 уч. |
менее 50 сл. 1 уч. |
менее 50 сл. 1 уч. |
Мы очень любим литературу. И любим сочинять хокку - это такие японские трехстишия:
Упал кленовый лист.
Он был желтый.
Наступила золотая осень.
А. ШевцовЛуна тихо светит.
По небу летят облака.
Природа необъяснима.
А. ФоминЛеса густые, красивые леса
Осенью стоят, как стены золотые.
Приятно глазу и душе.
А. Львова, 3 "А" класс"
Мы принимаем участие в различных конкурсах районных, городских, Всероссийских и Международных. У нас есть грамота конкурса "Театр глазами детей" ТЮЗа.
В этом году, в марте, наш "Детский театр" был награжден Дипломом IX Международного Брянцевского фестиваля детских театральных коллективов. А главная героиня спектакля "Сказочный сон" по мотивам сказок Г. Х. Андерсена - Принцесса (роль исполняла Даша Калашникова) специальным призом "За яркую творческую индивидуальность".
Постоянное изучение достижений уч-ся - обязательное условие продуктивной педагогики, направленной на оптимальное развитие каждого ребенка. Чем раньше будет усвоен язык, тем легче и полнее будут усваиваться знания. У моих учащихся появляется мотивация для успешности в обучении, интерес к литературе.
Литературное чтение 3 класс.
"5" | "4" | "3" | средний балл | кач-во знаний | |
I четверть | 12 уч. | 8 уч. | 3 уч. | 4,3 | 86% |
II четверть | 13 уч. | 7 уч. | 3 уч. | 4,4 | 86% |
III четверть | 14 уч. | 7 уч. | 3 уч. | 4,5 | 87,5% |
Успехи в уроках русского языка несомненно тоже есть. Уч-ся стали больше использовать разные средства устной речи для выражения мысли, составления предложения, текста.
Расширяются представления об этимологии, омонимах, синонимах, антонимах, многозначности слов, обогащается словарный запас слов уч-ся.
Русский язык 3 класс.
"5" | "4" | "3" | средний балл | кач-во знаний | |
I четверть | 2 уч. | 12 уч. | 9 уч. | 3,7 | 60% |
II четверть | 2 уч. | 13 уч. | 8 уч. | 3,7 | 65% |
III четверть | 3 уч. | 13 уч. | 8 уч. | 3,8 | 66% |
Опираясь на опыт своей работы, делаю вывод: такая работа позволяет стимулировать способность детей к образному и свободному восприятию окружающего мира, которое, развиваясь параллельно с традиционным восприятием, расширяет и обогащает его, учит строить отношения с окружающими людьми, психологической культуре, позитивным взаимоотношениям, воспитывает чувство собственного достоинства, понимания интересов, мотивов, потребностей окружающих людей.