Урок по развитию устной речи по теме "Овощи. Морковь, свекла, лук" во 2-м классе коррекционной школы

Разделы: Начальная школа


Цели:

  • дать понятие о существенных признаках каждого овоща: моркови, свёклы, лука; их цвета, формы, величины;
  • коррекция осмысленного восприятия на основе упражнений учащихся, в установлении логических связей;
  • повышение мотивации к урокам развития речи.

Оборудование: 10 овощей и 1 яблоко; предметные картинки овощей; загадки; таблички с надписями: "название предмета", "цвет", "форма", "размер", "вкус", "употребление в пищу"; полоски коричневого, белого, оранжевого, бордового цветов; геометрические фигуры; шапочки овощей моркови, лука, свёклы; сырые и отварные овощи моркови, лука, свёклы; опорные слова на табличках; салфетки; таблички "борщ", "винегрет".

Ход урока

Психологический настрой.

Учитель. Ребята, сегодня к нам на урок развития речи пришли гости, чтобы посмотреть, как вы умеете работать на уроке. Давайте повернемся к нашим гостям, улыбнемся им и мысленно пожелаем всем хорошего настроения, а также друг другу.

Актуализация опорных знаний о предмете.

Учитель. Сейчас подойдите ко мне и встаньте в круг. Отгадайте загадку:

Вещунья белобока,
А зовут ее : (Сорока)

Сорока. Кто это тут про меня говорит? Куда это я попала? (На урок развития речи во 2-ой "А" класс).

Учитель. Скажите ребята, кто это к нам прилетел на урок? Давайте, сороке дадим имя. (Сорока Наталья).

Сорока. Я для вас приготовила осенние подарки. Вам интересно, какие это подарки? (Да).

Развитие тактильных ощущений.

Учитель. Сейчас лесная гостья будет подходить к каждому из вас. Вы должны взять из корзины один предмет, назвать его и показать нам. А мы посмотрим, правильно ли вы определили предмет. (В корзине 10 овощей и 1 фрукт).

Коррекция зрительного восприятия.

Учитель. Посмотрите внимательно и определите лишний предмет. (Яблоко).

Почему яблоко лишнее? (Фрукт).

Где растут фрукты?

Скажите, как одним словом назвать оставшуюся группу предметов.

О чем мы сегодня будем говорить на протяжении всего урока?

Итак, тема нашего урока "Овощи"! (На доске прикрепляется табличка с надписью "Овощи").

Коррекция слухового восприятия.

Учитель. А о каких именно овощах мы будем говорить, мы узнаем из загадок, которые приготовила для вас сорока Наталья.

Сорока. Да и загадки у меня есть для вас. Где же они? Ах, вот.

Учитель. Вы должны отгадать загадку. Найти этот предмет и картинку с его изображением прикрепите на доску.

Читает загадки:

Красная девица сидит в темнице,
А коса на улице. (Морковь)

Сидит дед, в сто шуб одет,
Кто его раздевает
Тот слезы проливает. (Лук)

Он такой чудесный овощ
Для хозяек просто помощь.
Винегрет, борщ и икра
Всюду быть должна :(Свёкла)

Сорока. Вот молодцы все загадки отгадали.

Учитель. Так о каких овощах будем говорить? (О моркови, свёкле, луке).

Картинки с их изображением крепятся рядом с табличкой тема урока.

Учитель. Над какой темой на уроке будем работать?

Работа над новым материалом.

Сорока. Овощи - это хорошо, я люблю овощи, но вот беда, различать их я не умею.

Учитель. Давайте сороке Наталье поможем, расскажем, что мы знаем об овощах и составим рассказы о них.

Чтобы вам было легче составить рассказ об овощах и научиться различать их, мы заполним таблицу, в которой укажем название предмета и его признаки - это цвет, форма, размер, вкус, употребление в пищу.

Какой овощ у меня в руках? (Лук).

Какого он цвета? (Кожура коричневая, внутри лук белый).

Найдите у себя лук. На какую геометрическую фигуру он похож? (На круг).

Круг это плоская фигура, а лук у нас объемный. Уточните форму. (Форма шара).

Определите размер. Маленький, небольшой, крупный? (Маленький, крупный).

Попробуйте лук на вкус. Что можете сказать? (Горький, сочный).

А сейчас я каждому из вас дам почувствовать запах тёртого лука. Опишите этот запах. (Резкий).

В каком виде можно употреблять лук в пищу? (Сыром, отварном).

Учитель. А теперь мы разделимся на две группы и определим признаки моркови и свёклы. Опорные слова с признаками этих овощей мы затем прикрепим в таблицу на доске.

Работа в группах.

Учитель. Хорошо. Сейчас первая группа крепит таблички с признаками моркови, а затем вторая группа - с признаками свёклы.

Учитель. А теперь, глядя на таблицу, найдите сходные признаки свёклы и моркови? (Они похожи по размеру, запаху и употреблению в пищу).

Найдите отличительные признаки свёклы и моркови? (Они отличаются по цвету и форме).

Найдите сходные признаки лука и моркови? (Они похожи по размеру - небольшие, по вкусу - сочные и употреблению в пищу).

Найдите отличительные признаки лука и моркови? (Они отличаются по цвету, форме, запаху, по вкусу - горький и сладкий).

Итог.

Учитель. Над какой темой мы сегодня работаем на уроке?

С какими конкретно овощами мы знакомились?

По каким признакам мы учились их определять?

Что мы для этого делали?

Для чего составляли таблицу?

Работа с деформированным текстом.

Учитель. Для каждого из вас на столе лежит конверт. Сейчас вы составите рассказ об одном из овощей по схеме.

Крепится на доску лист с наклеенными одна под другой полосками разного цвета. У детей в конвертах на полосках тех же цветов напечатаны предложения об изучаемых овощах.

Очередность расположения полосок на доске определяет план рассказа. Затем индивидуально или по группам дети читают свой рассказ. Остальным предлагается догадаться, о каком овоще идёт речь.

Физ. минутка.

Вот и свёклу мы собрали, (ходьба на месте)
И лучок с гряды сорвали, (приседают)
Выдернули всю морковку, (наклон)
Срезали капусту ловко (приседают)
И в корзине от земли (ходьба на месте)
Вам в подарок принесли.

Закрепление изученного материала.

Инсценировка "Спор овощей".

Учитель. Сегодня у нас на уроке присутствуют волшебные овощи, которые умеют говорить. Они приготовили для вас небольшую сценку.

Выходят ученики в шапочках овощей.

Овощи.

Кто из нас, из овощей
И вкуснее и нужней?
Кто при всех болезнях
Будет всех полезней?

Свёкла.

Дай сказать хоть слово мне,
Выслушай сначала:
Свёклу надо для борща
И для винегрета.
Кушай сам и угощай -
Лучше свёклы нету!

Морковь.

Ты уж, свёкла, помолчи!
Про меня рассказ не длинный:
Кто не знает витамины?
Пей всегда морковный сок
И грызи морковку.
Будешь ты тогда, дружок,
Крепким, сильным, ловким.

Лук.

Я - приправа в каждом блюде.
Я всегда полезен людям.
Угадали? Я ваш друг,
Я простой зелёный лук.

Учитель. Спор давно кончать пора!

Овощи. Спорить бесполезно!

Учитель.

Чтоб здоровым, сильным быть,
Надо овощи любить.
Всем без исключения,
В этом нет сомнения!
В каждом польза есть и вкус,
И решить я не берусь
Кто из вас вкуснее,
Кто из вас полезней.

Сорока. Что-то я не поняла, так кто же всех вкуснее, всех полезней? (Все овощи полезные. В каждом из них есть витамины).

Учитель. О пользе овощей мы поговорим на следующем нашем уроке.

Морковь. А сейчас мы хотим узнать, кто из вас был внимательней всех. Что можно приготовить из моркови? (Морковный сок).

Лук. Для чего можно использовать лук? (Приправа).

Свёкла. Какие блюда можно приготовить из свёклы? (Борщ, винегрет).

Учитель. Что такое борщ? (Ответы детей).

Борщ - это суп со свёклой и другими овощами.

Что такое винегрет?

Винегрет - это салат из мелко нарезанных овощей.

Какие овощи нам понадобятся для винегрета? (дети перечисляют и складывают овощи в кастрюлю).

Сорока Наталья. Я узнала много интересного об овощах. Мне понравились ваши ответы на уроке, то, как вы работали. И для вас я приготовила подарок. А какой вы узнаете чуть позже, когда закончиться урок. Мне пора возвращаться в лес и готовить обед. Жду всех вас в гости. (Берет кастрюлю и улетает).

Если есть возможность, заранее приготовьте винегрет сами или попросите поваров школы, чтобы дети отведали это блюдо.

Учитель. Давайте попрощаемся с нашей лесной гостьей.

Дети прощаются и желают доброго пути.

Итог урока:

Над какой темой урока мы сегодня работали?

Где растут овощи?

Что можете сказать о форме овощей?

Какого размера бывают овощи?

В каком виде овощи употребляют в пищу?

Какая на вкус свёкла?

Какой на вкус лук?

Чем полезны овощи?

Оценки за урок.