Цели урока:
- Закрепить полученные знания учащихся по умножению и делению круглых десятков на однозначное число.
- Отработать приёмы устных и письменных вычислений, умение решать текстовую задачу.
- Развивать интеллект, творческие способности учащихся.
- Коррекция внимания, памяти.
- Воспитывать дружеские отношения в классе.
Оборудование:
- М.Н. Перова «Математика»5 класс;
- раздаточный материал: листы- тренинги, сигнальные карточки (красного и зеленого цвета);
- демонстрационный материал: мультимедиа – презентация (см. Приложение).
Ход урока
Организационный момент
- Здравствуйте, ребята. Садитесь.
Начинается урок.
Проверь, дружок
Готов ли ты начать урок?
Все ль на месте,
Все ль в порядке:
Книжка, ручка и тетрадка.
- Посмотрите, все ли вы готовы к уроку.
- Какое сегодня число?
- Какой месяц?
- Какой он по счёту среди зимних месяцев?
- Назовите зимние месяцы?
- Какой у нас урок?
- Ребята, у нас сегодня необычный. К нам пришел сказочный герой. Отгадайте кто он? (Приложение - слайд 1)
Загадка:
Он не знает ничего!
Вы все знаете его.
Мне ответьте без утайки
Как зовут его?
Дети хором: Незнайка.
- Ребята, Незнайке улыбнулась удача, он выиграл полёт по планете Марс. И он вместе с нами отправляется в космическое путешествие. Незнайке необходимо построить космический корабль. Мы должны ему помочь, выполнить следующее задание.
2. Устная работа.
(Приложение - слайд 2)
Задание. Нужно найти три числа, из которых можно составить два примера на умножение и два примера на деление.
Например, 3 * 8 = 24, 36 / 4 = 9.
Рисунок 1
- Провожу беглый счет. (Приложение - слайд 3)
- Предлагаю тест – контроль. (Приложение - слайд 4)
(Учитель диктует задания, ученики называют правильные ответы.)
Таблица 1. (Приложение 1)
-Назовите двузначные числа?
- Назовите круглые десятки?
- Молодцы, оценивание каждого учащегося.
3. Проверка домашнего задания.
По пути к планете Марс мы посетим первый спутник Деймос. (Приложение - слайд 5)
- Откроем тетради, проверим домашнюю работу (учебник математики 5 класса, автор М.Н. Перова) стр.139 № 576 (1).
- Проверка. Учитель называет правильный ответ, учащиеся сигналами показывают ответы: красный- неправильный, зелёный – правильный. Оценки за домашнюю работу.
4. Работа у доски.
(По очереди каждый учащийся у доски с комментарием.)
- Посетим второй спутник Фобос. (Приложение - слайд 6)
- В тетрадях запишем число, тему урока: « Совместные действия умножения и деления круглых десятков на однозначное число».
- Откроем учебник стр. 139 № 579.
- Молодцы, с этим заданием справились. Оценивание каждого учащегося.
5. Физкультурная минутка.
(Приложение - слайд 7)
Незнайка руки к верху поднимает (Руки вверх.)
А потом их опускает. (Руки вниз.)
А потом их разводит (Руки в стороны.)
И к себе скорей прижимает (Руки вниз прижать к бедрам.)
А потом быстрей, быстрей
Хлопает, хлопает веселей. (Хлопки в ладошки.)
6. Задача.
- Внезапно пошёл метеоритный дождь. Чтобы пройти это испытание, нам необходимо решить задачу. (Приложение - слайд 8)
Задача. Животный и растительный мир Омской области насчитывает 50 видов лекарственных растений, птиц в 2 раза больше, рыб в 5 раз меньше, чем птиц. Какова общая численность видов животных и растений в Омской области?
Беседа.
- Как, много оказывается видов растений и животных в нашей области. А представьте себе, сколько их на всей планете. Но, к сожалению, как бы ни было велико число, многие постепенно исчезают.
- Почему исчезают растения и животные? (Они погибают от нехватки пищи; человек истребляет их.)
- А чем мы с вами можем помочь? (Мы должны правильно вести себя по отношению к природе и беречь животных и растения.)
- Какие животные обитают в нашем районе? (Белка, заяц, лисы и др.)
- Какие рыбы обитают в реке Таре? (Окунь, карась, лещ, щука.)
- О чём говорится в задаче? (Лекарственные травы, птицы, рыбы.)
- Какими действиями будем решать эту задачу? («Умножением», «делением», «сложением».)
- Какие слова указывают на выбор этих действий? (Птиц в 2 раза больше, рыб в 5 раз меньше, какова общая численность.)
- Составим краткую запись (Приложение - слайд 9):
Решение:
1.Сколько видов птиц в Омской Области?
50 * 2 = 100 (в) птиц
2. Сколько насчитывается видов рыб в Омской области?
100 / 5 = 20 (в) рыб
3. Какова общая численность видов животных и растений?
50 + 100 + 20 = 170
Ответ: 170 видов животных и растений в Омской области.
Молодцы.
7. Самостоятельная работа (работа в парах).
Необходимо устранить неисправность нашего корабля.
- У вас на столе лежит лист – тренинг. В нём 4 задания, и в каждом из них несколько вариантов ответов. Внимательно прочитайте 1 задание. Каждый в паре выбирает верный ответ, записывает в графы1 – 1-й вариант, 2 – 2-й вариант; затем , посовещавшись в графе « Выбор в паре» записываете окончательный ответ. (Приложение 2)Если что-то непонятно, поднимаете сигнальную карточку. Дети работают в парах, выполняя задания на листах- тренингах, затем проводят проверку.
(Приложение - слайд 10)
- Назовите круглые десятки?
- Молодцы, с этим заданием справились. Оценивание каждого учащегося.
8. Геометрический материал.
(Приложение - слайд 11)
- Фигура человека. Назовите из каких геометрических фигур состоит человечек.
Рисунок 2
- Молодцы.
9. Домашнее задание.
(Приложение - слайд 12)
1 вариант – стр. 139 ,№573 (2).
2 вариант – стр. 139 № 573 (1).
10. Итог урока.
(Приложение - слайд 13)
Учитель:
Услышим скоро мы звонок.
Пора заканчивать урок.
- Всё ли было понятно на уроке?
- О чём сегодня мы говорили на уроке?
- Ребята, попробуйте сами оценить свою работу. На столе лежат сигнальные карточки.
- Если вы считаете, что усвоили тему на «отлично», покажите улыбающегося человечка. Если где-то в чём-то не уверены, то покажите задумчивого человечка. Оценка своей работы учащимися.
Учитель:
Вот закончился урок
Результат узнать пора
Кто же лучше всех трудился
И на уроке отличился.
- Оценки за урок.
- Спасибо! Урок закончен!