Урок математики по теме "Совместные действия умножения и деления круглых десятков на однозначное число"

Разделы: Математика


Цели урока:

  1. Закрепить полученные знания учащихся по умножению и делению круглых десятков на однозначное число.
  2. Отработать приёмы устных и письменных вычислений, умение решать текстовую задачу.
  3. Развивать интеллект, творческие способности учащихся.
  4. Коррекция внимания, памяти.
  5. Воспитывать дружеские отношения в классе.

Оборудование:

  • М.Н. Перова «Математика»5 класс;
  • раздаточный материал: листы- тренинги, сигнальные карточки (красного и зеленого цвета);
  • демонстрационный материал: мультимедиа – презентация (см. Приложение).

Ход урока

Организационный момент

- Здравствуйте, ребята. Садитесь.

Начинается урок.
Проверь, дружок
Готов ли ты начать урок?
Все ль на месте,
Все ль в порядке:
Книжка, ручка и тетрадка.

- Посмотрите, все ли вы готовы к уроку.

- Какое сегодня число?

- Какой месяц?

- Какой он по счёту среди зимних месяцев?

- Назовите зимние месяцы?

- Какой у нас урок?

- Ребята, у нас сегодня необычный. К нам пришел сказочный герой. Отгадайте кто он? (Приложение - слайд 1)

Загадка:

Он не знает ничего!
Вы все знаете его.
Мне ответьте без утайки
Как зовут его?

Дети хором: Незнайка.

- Ребята, Незнайке улыбнулась удача, он выиграл полёт по планете Марс. И он вместе с нами отправляется в космическое путешествие. Незнайке необходимо построить космический корабль. Мы должны ему помочь, выполнить следующее задание.

2. Устная работа.

(Приложение - слайд 2)

Задание. Нужно найти три числа, из которых можно составить два примера на умножение и два примера на деление.

Например, 3 * 8 = 24, 36 / 4 = 9.

Рисунок 1

- Провожу беглый счет. (Приложение - слайд 3)

- Предлагаю тест – контроль. (Приложение - слайд 4)

(Учитель диктует задания, ученики называют правильные ответы.)

Таблица 1. (Приложение 1)

-Назовите двузначные числа?

- Назовите круглые десятки?

- Молодцы, оценивание каждого учащегося.

3. Проверка домашнего задания.

По пути к планете Марс мы посетим первый спутник Деймос. (Приложение - слайд 5)

- Откроем тетради, проверим домашнюю работу (учебник математики 5 класса, автор М.Н. Перова) стр.139 № 576 (1).

- Проверка. Учитель называет правильный ответ, учащиеся сигналами показывают ответы: красный- неправильный, зелёный – правильный. Оценки за домашнюю работу.

4. Работа у доски.

(По очереди каждый учащийся у доски с комментарием.)

- Посетим второй спутник Фобос. (Приложение - слайд 6)

- В тетрадях запишем число, тему урока: « Совместные действия умножения и деления круглых десятков на однозначное число».

- Откроем учебник стр. 139 № 579.

- Молодцы, с этим заданием справились. Оценивание каждого учащегося.

5. Физкультурная минутка.

(Приложение - слайд 7)

Незнайка руки к верху поднимает (Руки вверх.)
А потом их опускает. (Руки вниз.)
А потом их разводит (Руки в стороны.)
И к себе скорей прижимает (Руки вниз прижать к бедрам.)
А потом быстрей, быстрей
Хлопает, хлопает веселей. (Хлопки в ладошки.)

6. Задача.

- Внезапно пошёл метеоритный дождь. Чтобы пройти это испытание, нам необходимо решить задачу. (Приложение - слайд 8)

Задача. Животный и растительный мир Омской области насчитывает 50 видов лекарственных растений, птиц в 2 раза больше, рыб в 5 раз меньше, чем птиц. Какова общая численность видов животных и растений в Омской области?

Беседа.

- Как, много оказывается видов растений и животных в нашей области. А представьте себе, сколько их на всей планете. Но, к сожалению, как бы ни было велико число, многие постепенно исчезают.

- Почему исчезают растения и животные? (Они погибают от нехватки пищи; человек истребляет их.)

- А чем мы с вами можем помочь? (Мы должны правильно вести себя по отношению к природе и беречь животных и растения.)

- Какие животные обитают в нашем районе? (Белка, заяц, лисы и др.)

- Какие рыбы обитают в реке Таре? (Окунь, карась, лещ, щука.)

- О чём говорится в задаче? (Лекарственные травы, птицы, рыбы.)

- Какими действиями будем решать эту задачу? («Умножением», «делением», «сложением».)

- Какие слова указывают на выбор этих действий? (Птиц в 2 раза больше, рыб в 5 раз меньше, какова общая численность.)

- Составим краткую запись (Приложение - слайд 9):

Решение:

1.Сколько видов птиц в Омской Области?

50 * 2 = 100 (в) птиц

2. Сколько насчитывается видов рыб в Омской области?

100 / 5 = 20 (в) рыб

3. Какова общая численность видов животных и растений?

50 + 100 + 20 = 170

Ответ: 170 видов животных и растений в Омской области.

Молодцы.

7. Самостоятельная работа (работа в парах).

Необходимо устранить неисправность нашего корабля.

- У вас на столе лежит лист – тренинг. В нём 4 задания, и в каждом из них несколько вариантов ответов. Внимательно прочитайте 1 задание. Каждый в паре выбирает верный ответ, записывает в графы1 – 1-й вариант, 2 – 2-й вариант; затем , посовещавшись в графе « Выбор в паре» записываете окончательный ответ. (Приложение 2)Если что-то непонятно, поднимаете сигнальную карточку. Дети работают в парах, выполняя задания на листах- тренингах, затем проводят проверку.

(Приложение - слайд 10)

- Назовите круглые десятки?

- Молодцы, с этим заданием справились. Оценивание каждого учащегося.

8. Геометрический материал.

(Приложение - слайд 11)

- Фигура человека. Назовите из каких геометрических фигур состоит человечек.

Рисунок 2

- Молодцы.

9. Домашнее задание.

(Приложение - слайд 12)

1 вариант – стр. 139 ,№573 (2).

2 вариант – стр. 139 № 573 (1).

10. Итог урока.

(Приложение - слайд 13)

Учитель:

Услышим скоро мы звонок.
Пора заканчивать урок.

- Всё ли было понятно на уроке?

- О чём сегодня мы говорили на уроке?

- Ребята, попробуйте сами оценить свою работу. На столе лежат сигнальные карточки.

- Если вы считаете, что усвоили тему на «отлично», покажите улыбающегося человечка. Если где-то в чём-то не уверены, то покажите задумчивого человечка. Оценка своей работы учащимися.

Учитель:

Вот закончился урок
Результат узнать пора
Кто же лучше всех трудился
И на уроке отличился.

- Оценки за урок.

- Спасибо! Урок закончен!

Приложение