Тип урока: урок- исследование
Цели:
1.Образовательная:
раскрыть тайны сказок Пушкина, обратиться к сравнительному анализу образа дуба через славянскую мифологию, помочь детям увидеть откуда пришли сказки Пушкина .
2. Развивающая:
развивать навыки анализа поэтического текста,
развивать навык целостного восприятия худ. образов;
развивать навык выразительного чтения.
3. Воспитывающая:
воспитывать чувство прекрасного, эмоции.
Оборудование для учителя: компьютер, проектор, экран, презентация, худ галерея иллюстраций по сказкам А.С.Пушкина, аудиозапись.
Оборудование для учащихся: учебник «Литературное чтение» (авт.В.Ю. Свиридова, Н.АЧуракова), 2 класс
Ход урока.
1. Организационный момент.
- Ребята! Сегодня в нашей гимназии необычный день. У нас в гостях учителя из различных школ г. Мурманска. Повернитесь к ним и поздоровайтесь. Садитесь.
-Я хочу показать вам 2 картинки.(слайд слон и сова)
-Почему я показала именно эти картинки?
-Да, на сегодняшнем уроке, вы глазами будите внимательно читать ,а ушами слушать меня и слышать друг друга.
-Каким вы хотите видеть сегодняшний урок ?
-Пусть этот урок принесет нам радость общения и наполнит наши души прекрасными чувствами.
2. Целеполагание и сообщение темы.
( слайд Сказка о рыбаке и рыбке
Вот север , тучи нагоняя…
Сказка о мертвой царевне
Уж небо осенью дышало.
- Прочитайте следующие строки и подумайте, что объединяет все эти произведения?
(Это произведения А.С. Пушкина)
-Как вы думаете , какова тема урока ?
( мы будем говорить о Пушкине и читать его произведение)
-Правильно, мы будем говорить о солнце русской поэзии- так называют Пушкина.
-А отравимся мы сегодня в мир сказок, мы литературные исследователи.
И предстоит нам раскрыть тайны сказки.
3. Повторение изученного.
(Слайд портрет Пушкина)
-Посмотрите внимательно на портрет Пушкина ,вглядитесь в его лицо, как вы думаете, какой он был человек?( внимательный, добрый, задумчивый, мечтательный).
-Я неслучайно обращаюсь к творчеству Пушкина, именно его творчество поможет раскрыть многие тайны.
-Сейчас вы прослушаете грамзапись , после этого мне бы хотелось услышать ответ на вопрос
Что ценил А.С.Пушкин?
(слайд- портрет с музыкой и текст о Пушкине).
-Итак, что же ценил Пушкин?
( русскую речь)
-Да, ребята он очень ценил русскую речь, русский язык, русский фольклор, его красоту.
-А что такое фольклор?( сказки, песни, легенды и т.д.)
-Кто заложил любовь ко всему русскому- языку, природе, песням, сказкам?
(няня и бабушка).
-А няня откуда знала так много сказок?
-А вы хорошо знаете сказки Пушкина?
-Сейчас мы это проверим.
- Я приглашаю вас и наших гостей на экскурсию в художественную галерею. А проведет ее экскурсовод , ученица нашего класса……….
Открывается занавес с рисунками.
(слова уч-ся: -Знаете ли вы сколько сказок написал Пушкин?
-А наши гости как считают?
-В конце экскурсии мы узнаем точный ответ на этот вопрос.
- Перед вами экспозиция рисунков по сказкам А.С. Пушкина, авторами которых являются юные художники 2-х классов нашей гимназии. Но прежде , внимание на экран.
Слайд (фрагмент мультфильма «Золотая рыбка»)
- Какая это сказка?
- Перед вами рисунки к этой сказке
-что понадобилось старику, чтобы поймать золотую рыбку?(невод)
- Назовите первый заказ, исполненный рыбкой ( новое корыто)
-Посмотрите еще один фрагмент.
(фрагмент мультфильма «О царе Салтане»)
-А это какое произведение Пушкина?
- О каком образе идет речь? Он по морю гуляет и кораблик подгоняет.
- Молодцы! А теперь отдохнем.
Физминутка ( повторяют движения).
«….И царица хохотать,
И плечами пожимать,
И подмигивать глазами,
И прищелкивать перстами,
И вертеться подбочась,
Гордо в зеркальце глядясь.
Но царица молодая,
Тихомолком расцветая,
Между тем росла, росла,
Поднялась и расцвела…»
-Из какой сказки прозвучал отрывок?
( о Мертвой царевне и семи богатырях)
-К каким еще сказкам вы видите рисунки в этой галерее?
-Сколько сказок мы сегодня вспомнили?
--на самом деле у Пушкина еще одна сказка ( о Медведихе, но она была не окончена.
Всего 6 сказок.
4. Работа над новым материалом.
( слайд Лукоморье)
-Что это?
-Где вы встречали лукоморье?
-Ребята, каждый из вас, наверное, еще с детского сада знает строки «У лукоморья дуб зеленый…..».Но сколько ни произноси их вслух, сколько не повторяй про себя- они всегда новы, всегда волнуют. А написаны знаменитые строки в селе Михайловском. В родовом имении матери Пушкина.
( слайд Михайловское , звучит музыка)
5. Первичное восприятие текста.
Как это было.
- Представьте, за окном огромный дуб роняет последние листья. На лежанке дремлет старый кот. В няниной избушке тихо, тепло. Горит свеча. Ветер потряхивает ставни. Пушкин сидит за столом . Он обмакивает в чернильнице гусиное перо и пишет…..
Учитель читает отрывок наизусть.
- Какие сказочные персонажи повстречались?
-Из какой они сказки?
-дядька морской, кто это? ( Черномор)
-В какой сказке встречали? ( о царе Салтане)
- Этого героя мы встретим и в другом произведении Пушкина, поэме
« Руслан и Людмила».
( показать книгу)
-Сегодня мы будем работать над вступлением к поэме.
( слайд А.С. Пушкин. Вступление к поэме « Руслан и Людмила» У лукоморья дуб зеленый….)
6.Работа над выразительным чтением.
- Прочитайте первые шесть строк шепотом.
- Выберите интонацию ,с которой их прочитал бы Пушкин.
-Получилось ли у ребят, оцените.
-А теперь попробуйте придать этим строчкам завораживающую интонацию.
-Оцените.
7.Исследование.
-Вам не кажется, что уже в первых шести строках сплошные загадки?
-А.С. Пушкин именно в этих строчках спрятал тайны для исследования.
-Что же такое лукоморье?
(слайд – изображение лукоморья)
-На самом деле прочтем лексическое значение этого слова в конце учебника в словаре.
Лукоморье – морская лука, изгиб моря.
-А какое объяснение дается в толковом словаре Ожигова?
- А теперь подумайте, почему А.С. ставит огромный дуб на берегу моря и селит сказочных персонажей? ( высказывания детей)
- А я вас сейчас запутаю!
-Знаете ли вы, что это не просто дерево, не просто дуб. Наши предки ,согласно мифам, считали, что это мировое дерево.
- Как же древний человек представляет себе это дерево, почему оно мировое?
-Куда упирается вершина? ( в небеса)
-Кто там живет? ( боги)
Значит это не наш мир, а какой? ( чужой)
( выплывает на слайде - чужой мир)
-Где корни растут? ( под землей)
-Значит это какой мир? (подземный)
(на слайде надпись - подземный)
-Кто там живет ?( злые духи)
-А в дупле, что там? Хочется залезть, но страшно, т.к. там тайна .Вот Пушкин и хочет ее разгадать и нам предлагает это сделать.
-А тайна где? ( в сказках)
-Значит это какой мир? ( сказочный)
( на слайде - сказочный)
- А где мы с вами находимся?( посередине, под дуплом)
-Что же делает это дерево своим стволом? (соединяет эти миры)
- Итак, почему же А.С. привлек образ дуба? (высказывания детей)
-В нем отражены народные представления о мире, о его гармоничности, бессмертии.
Вот почему его считали мировым деревом.
- А где дорога, которая ведет в мир опасности, кто догадался?( по цепи)
- Прочитайте первые 4 строчки про себя.
-Где живет кот? ( на границе своего мира и чужих миров)
- Почему эта цепь золотая? Вспомните, в сказках волшебные предметы какие были? ( золотые)
-Это символ чего? ( солнца)
- Как думаете, у наших предков с чем ассоциировалось солнце ?( высказывания детей)
-Значит солнце – это сказочный мир? (да)
-А где вход в сказочный, волшебный мир?
( в дупле) Вот кот и живет на границе.
- А как он ходит кот, прочитай.
- Он ходит вокруг дуба днем и ночью, значит как? ( по кругу, беспрерывно)
Круг - это символ времени, именно круг в глубокой древности почитался наряду с крестом, был для наших предков священной фигурой.
- А солнце по форме что напоминает? ( круг)
Вот почему это символ волшебства.
Релаксация(« Сотвори в себе солнце» под музыку «Аве Мария”)
В природе есть солнце. Оно светит и греет Давайте сотворим солнце в себе. Закройте глаза, представьте в своем сердце маленькую звездочку. Мысленно направляем к ней лучик, который несет любовь. Мы чувствуем , как звездочка увеличилась. Направляем лучик, который несет мир. Звездочка опять увеличилась. Направляем лучик с добром, звездочка стала еще больше. Я направляю к звездочке лучики, которые несут здоровье, радость, тепло, свет. Ласку. Теперь звездочка становиться большой, как солнце. Оно несет тепло всем, всем, всем (руки в стороны).
- Почему Пушкин отправляет кота то налево, то направо?
(высказывания детей)
-Налево- мир волшебства, мир духов каких? ( сказочных из сказок)
-Направо- наш мир, правда. Вот кот и ходит на границе этих миров.
-Почему Пушкин на эту цепь посадил именно кота?
-вспомните сказки, кот-герой, какой? («Кот в сапогах» герой - помощник и учитель.)
-Кот Тимофеевич, кот Иванович, почему его величали в народных сказках по отчеству? (уважали, почитали). Кошка в доме считалась, что она связана с чужим миром, со злыми духами. Почему?
-Когда люди въезжают в новый дом , то кого с собой берут?( домового)
-Что знаете о домовом?
-А знаете кто его жена?
Это кикимора в теле кошки. А кикимора какой дух? ( злой).
С давних времен кот является атрибутом новоселья.
-Как думаете, для чего в дом впускают первую кошку?
Да, чтобы не мешали жить в новом доме злые духи. Вот почему он связывает наш мир с чужим.
8. Итог урока
- Сегодня мы только начали наши исследования, на следующем уроке продолжим раскрывать тайны и загадки Пушкинского произведения.
- Кто помог нам сегодня в наших исследованиях?( А.С. Пушкин)
Вы подарили нам царевну,
Что спит спокойно вечным сном,
И море синее и пену…
И рыбку золотую в нем.
И три девицы пряжу пряли…
По морю плавал царь Гвидон.
А поп с Балдою выясняли,
Кому и как менять закон…
Мы с детства знаем сказки эти,
Они нам дороги всегда.
Вы нам оставили в наследство
Любовь друзей и злость врагов,
И изумительное средство
Познанья вечного стихов.
- Так откуда А.С. Пушкин взял всех этих персонажей? ( из русских народных сказок)
-От кого он их узнал?( от бабушки и няни)
Наши предки не отличали сказочного мира от действительного. Все им представлялось загадочным. Они были суеверны, верили в разные ложные приметы, сочиняли мифы, легенды, сказки, преданья и образы. Они верили в введенья и чудеса. Так древний человек представлял мир.
9.Домашнее задание.
- Прочитайте еще раз это вступление к поэме, найдите слова, которые передают русский дух и подчеркните их.
10. Рефлексия.
- А сейчас я бы хотела , чтобы вы оценили свой вклад в достижение цели урока. Я хочу, чтобы вы высказались одним предложением, выбирая начало фразы на экране.
( слайд Сегодня на уроке я…..
- Доволен работой так как….
- Не совсем доволен , потому что…
А я сегодня на уроке довольна вашей работой и радостью общения с вами.
Полное приложение можно получить у автора статьи.