Методические разработки "Моя родина – Кузбасс"

Разделы: Работа с дошкольниками


Цель: познакомить с профессией шахтера, показать значимость этой профессии, прививать любовь и уважение к труду шахтера.

Детям предлагаются иллюстрации шахты, шахтеров, шахтовых машин.

Ребята, люди какой профессии здесь изображены? (Ответы детей).

Есть ли среди ваших знакомых или родственников люди этой профессии? (Ответы детей).

А кто такие шахтеры, чем занимаются? (Ответы детей).

А откуда они его добывают? (Ответы детей).

Рассказ воспитателя.

Шахта – это:

1. Вертикальная горная выработка в виде глухого колодца (штольня), имеющая один выход на поверхность и служащая для связи подземных сооружений с поверхностью. Вентиляционная шахта - для воздуха, который необходим рабочим внизу. Путевая шахта - для спуска и подъема рабочих.

2. В тех случаях, когда угольный пласт залегает неглубоко, добывают уголь открытым способом. Проводят взрывные работы, а затем с помощью специальных комбайнов производится погрузка угля в самосвалы или железнодорожные вагоны (угольный разрез).

Как вы думаете, зачем у шахтера на каске фонарик? (Ответы детей). Правильно, ребята, в шахте очень темно, поэтому на каске у шахтера фонарик. Почему фонарик именно на каске, а не в руках? (ответы детей).

Раньше тяжелым отбойным молотком откалывал шахтер куски угля от стенок шахты. Грузили в специальные вагонетки и отправляли на поверхность. Шахтеры были вынуждены забираться очень глубоко под землю, до двух километров! Если в шахте случится обвал из-под него трудно выбраться. Пласты угля с годами становятся все тоньше, и в некоторых местах приходилось добывать уголь, стоя на коленях. А, сейчас, труд шахтера намного облегчен. Инженеры придумали специальные комбайны, с помощью которых добывают уголь (показать иллюстрацию комбайна), шахтеры ими управляют и обслуживают.

Труд шахтера очень опасный, тяжелый, поэтому шахтеры должны быть какими? (Отважными, смелыми, сильными).

Как вы думаете, почему эти люди рискуют своим здоровьем, жизнью? Зачем нам с вами нужен уголь? (Ответы детей). Правильно, уголь – это топливо, основной источник тепла. На теплостанции в печах уголь сжигают и тем самым нагревают воду в наших батареях. Используя уголь, человек научился сохранять главное богатство Земли - лес!

Люди ценят и уважают их труд. Труд шахтера очень почетен в Кузбассе. В честь всех шахтеров воздвигнуты в нашем городе памятники «Слава шахтерам» и Михайле Волкову – первооткрывателю угля.

Первооткрыватель угля

Ребята, что изображено на картине? (ответы детей).

А, как вы думаете, где находится этот памятник? И, почему, именно на этом месте? (ответы детей).

Рассказ воспитателя.

Красная горка – место открытия Кузнецкого каменноугольного бассейна.

Здесь, в 1721 году, рудознатец Михайло Волков обнаружил выход мощного угольного пласта: «Волков заявлял по Томи в 7 верстах от Верхо-Томского острога горелую гору от 20 сажень высотою». Образцы найденного каменного угля в 1722 испытывались в Петербурге и дали положительный результат.

С открытия М.Волкова началась история освоения Кузбасса.

В одном из преданий рассказывается: «В осеннюю пору одинокий путник плыл по Томи в лодке, осматривая приподнятые берега. Человек причалил к берегу – под защиту высокой горы, привязал лодку к коряге и осмотрелся. Он был высок, плечист. Путник вынул из-за пояса топор и начал рубить корягу для костра. Скоро костер разгорелся, человек подвесил котелок с водой и задумался. И вдруг показалось путнику, что рядом затлела сама земля. Человек проследил взглядом - откуда здесь камни. Поднялся к черному срезу и набрал для костра еще груду камней, и они горели оранжевым жаром осенней ночью на берегу Томи, а возле костра сидел Михайло Волков. Гора, на которой М.Волков нашел уголь, названа Черной Горкой.

А в честь Михайлы Волкова в городе воздвигнут памятник и названа площадь его именем.

Наша площадь Волкова Михайлы

Не спутать с площадью иной;

В больших руках мужик бывалый

Сжал каменный огонь земной. (С.Донбай)

Впоследствии гора, изменившая цвет под влиянием подземного угольного пожара, получила название Красная горка.

Как образовался угль

Много полезных ископаемых в нашей области, но какое же главное богатство мы узнаем, отгадав загадку:

Он несет в дома тепло,

От него кругом светло,

Черный и блестящий,

Помощник настоящий. (Каменный уголь)

Мы с вами уже много знаем о шахтерах, их нелегком труде, о шахтах. Но вот что интересно, а как уголь попал в шахту? (ответы детей)

Ребята как вы думаете, сколько лет куску угля? Оказывается, около 300 миллионов лет назад Земля была покрыта болотистыми лесами, полными гигантских растений. Вечнозеленые древовидные папоротники, хвощи отмирали, гнили, оставшаяся масса накапливалась и сначала образуется торф, а со временем он превращается в уголь. Превращение торфа в ископаемый уголь, (углефикация), происходило в течение многих миллионов лет и Главными факторами углеобразования являются температура, давление и время.

Ребята, посмотрите, вот каменный уголь, его еще называют антрацит. Посмотрите, какой красивый этот уголь, он иссиня – черный, блестит на солнце! Зачем, человеку нужен уголь? (Ответы детей). Важное свойство угля - горючесть. При горении он дает много тепла.

А вы знаете, для чего еще нужен уголь? Оказывается, из него получают краски, пластмассы, мыло, духи, смолы, красители и множество других ценных материалов.

Основные запасы угля находятся в Кузнецкой котловине. Вся местность называется Кузнецким каменноугольным бассейном, или сокращенно - Кузбассом. Часто словом "Кузбасс" называют всю нашу область. Кузбасс - один из крупнейших угольных бассейнов нашей страны. Особенно богаты углем Прокопьевский, Киселевский и Томь-Усинский районы, города: Ленинск - Кузнецкий, Кемерово, Белово и другие.

Что такое электричество?

Загадка: Что за зверь сидит в розетке?

Из какой сбежал он клетки?

Как на свет он появился?

И в розетке очутился?

С этим зверем не шутите,

Берегитесь, детки!

Пальчики свои держите

Дальше от розетки!

Ребята, о чем эта загадка? (ответы детей).

Как вы думаете, что такое электричество? (ответы детей)

(Электричество – это вид энергии, дающий жизнь домашнему очагу, работу фабрикам, магазинам, учреждениям, в том числе и паркам детских аттракционов.)

Как поступает электричество к нам в дома? (ответы детей)

(Огромные машины на электростанциях сжигают уголь и получают электричество, выработанное в генераторе электростанции, оно поступает по толстым проводам в электросеть, и, таким образом, энергия приходит в каждый дом.)

Как мы используем электрическую энергию? (ответы детей)

(Мы используем электрическую энергию для освещения домов, приготовления пищи, для сохранения свежими продуктов, для работы на компьютерах или для того, чтобы действовали игрушки.)

Как влияет выработка электричества на окружающую среду? (ответы детей)

Работают электрические приборы без дыма и грязи. Вот только беда: когда на электростанциях топливо сжигают, грязи и дыма получается видимо-невидимо! Сейчас ученые и инженеры создают такие машины, чтобы электричество получать, а уголь при этом не сжигать. Уже есть машины, которые получают электричество из энергии ветра или морских приливов. Есть гидроэлектростанции и атомные электростанции. Есть специальные устройства – солнечные батареи. В них энергия Солнца прямо превращается в электричество.

Какая электростанция есть у вас в городе? (ответы детей)

Как называют профессию людей благодаря, которой, мы с вами пользуемся электричеством? (ответы детей)

ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ДОСУГ

«В гости к родничку»

(для старшего дошкольного возраста)

Дети читают стихи:

1. Край родной милее всех и лучше

Зимою, летом, осенью, весной.

Пусть будет солнце или будут тучи-

Мой край всегда заполнен красотой.

2.Я всей душой люблю свой край родимый, его луга, дубравы и поля.

Ты от моей судьбы неотделима, моя родная, щедрая земля!

3. Поёт родник серебряную песню, ему листвою вторят тополя.

И нет земли прекрасней и чудесней, чем этот край, чем отчая земля!

4. В лугах вечерних бродит тишина, цветы колышет ветер, пролетая,

И ярко светится в реке луна, сверкая, будто рыбка золотая.

5. Защёлкает на ветке соловей, и зазвенят дождинки бубенцами...

Что может быть родней земли своей, навеки нам завещанной отцами!

6. Мы эту землю Родиной зовём,

Глядеть нам на неё - не наглядеться!

О ней, такой одной, такой любимой с детства,

Мы песни наши лучшие поём!

ВЕДУЩАЯ: Какие замечательные слова сказали дети о нашей земле! Особенно наша земля красива осенью, в это время года она нас радует своим богатым урожаем. В народе складывались пословицы, загадки, припевки об осени. Давайте послушаем поговорки об этом красивом времени года.

Сентябрь без плодов не бывает.

Сентябрь красное лето провожает, осень золотую встречает.

Сентябрь птиц в дорогу погнал.

В октябре до обеда осень, а после обеда зима.

В октябре на одном часу и дождь и снег.

В октябре и на колесах и на санях.

В ноябре зима с осенью борется.

В ноябре прочный снег выпадает за ночь.

В ноябре снега надует - хлеба прибудет.

ВЕДУЩАЯ: Природа удивляет нас волшебными осенними красками. Она как будто к празднику оделась в золото и багрянец. Тихо падают на землю листья, Ребята, давайте сходим в осенний лес, посмотрим, что там происходит.

МУЗЫКА (занавес открывается).

Уголок осеннего леса. На пеньке сидит Дед Лесовик, рядом с ним - внучка Осенинка. Лесовик говорит по телефону

ЛЕСОВИК: Слушаю! Это я - Дед Лесовик! (внучке) Такой тихий голос... даже ничего не слышно...Да, да, Лесовик на проводе! Кто? Берёзка? Слушаю тебя, Берёзка! Ишь, какой голосок тонюсенький... Сколько тебе лет от роду? Два годика? Передаю трубку моей внучке, это она вами, молодыми, занимается.

ОСЕНИНКА: Что с тобой, Берёзонька, приключилось? Да не плачь, не горюй, дело говори! Что? Не знаешь, в какой сарафан наряжаться? Не знаешь, что осенью листочки должны быть жёлтыми? И твои сестрёнки тоже не знают? Этому горюшку можно помочь. Ждите, скоро прибегу, помогу.

ЛЕСОВИК: О-хо-хо! Столько дел - ни минуты свободной! Одним - листья жёлтые надеть, другим - красные.

ОСЕНИНКА. Не ворчи, дедушка, много нам с тобой работы! Но уж каким красивым станет наш лес, точно терем расписной: лиловый, золотой, багряный.

ЛЕСОВИК: Твоя правда, внучка! Сейчас мы деревца как следует приоденем! Но сначала надо найти березовые листочки!

Игра «Найди лист березы», «Наряди берёзку»

ЛЕСОВИК: Ну, вот и славно! Платье у березки получилось очень нарядное! Спасибо вам, ребята! А ты внученька, сбегала бы на полянку, весёлый Родничок навестила бы, наш осенний клад проведала.

ОСЕНИНКА: Хорошо, Дедушка, сбегаю.

ЛЕСОВИК: Вот и умница! (сигнал телефона) Слушаю! Здравствуй, Клён!

(встревожено) Старик-Мухомор с Поганкой? Отдыхали возле тебя? Ну и что? Что им, разбойникам, надобно? Хотят звонкий родничок испоганить? Да ведь его ещё найти надо! О кладе нашем осеннем разговаривали? Ничего, пусть поговорят! Не видать им нашего родничка, как своих ушей. И клада тоже. Спасибо, что позвонил. Слышала, внучка? Старик-Мухомор с Поганкой объявились. Нет бы, делом заняться! Всю осень по лесу таскаются, все хорошие грибы разогнали, людей с пути-дороги сбивают.

ОСЕНИНКА: Давно ты, Дедушка, на них злобишься.

ЛЕСОВИК: Злоблюсь-то давно, да всё до них руки не доходят. А встречусь - пусть тогда уж не жалуются! За всё сразу взыщу! Значит, внученька, так! Я буду заниматься лесными делами, а ты - к родничку поторопись.

ОСЕНИНКА: Хорошо, дедушка! (уходит)

ЛЕСОВИК: Вот и ладно.

Осенинка уходит, Лесовик проводит игру с детьми «Орех-шишка»- на сигнал «орех!» все идут за орехом, на сигнал «шишка» все поворачиваются и идут в другую сторону за шишкой.

Входит Алёша. Плачет, приговаривает:

АЛЁША: Совсем заблудился. Хоть бы Родничок найти, от него я дорогу из леса знаю ... (лесовику) Ой, вы кто?

ЛЕСОВИК: Я хозяин леса, а зовут меня дед Лесовик.

АЛЕША: Дед Лесовик? Самый настоящий?

ЛЕСОВИК: Самый настоящий! А ты кто таков?

АЛЁША: Я-то? Алёша. Только вот я заблудился, Вы мне не подскажете, как найти полянку с Родничком?

Входит ОСЕНИНКА.: С Родничком? (настороженно) А зачем тебе родничок?

ЛЕСОВИК: А вот и моя внученька - Осенинка. Подожди, внучка, видишь, мальчик устал, уморился. Вот что, Алёша... Иди прямо к заветной полянке, там с незапамятных времён лежит большой камень-валун, вот под ним-то Родничок и живёт. А нас извини - некогда.

АЛЁША: Спасибо большое!

ЛЕСОВИК: Стой-ка! Вот какое дело! Может, ты нам услугу окажешь?

АЛЕША: Пожалуйста!

ЛЕСОВИК: Тогда слушай! Рядом с Родничком хранится плетёная корзина. А в той корзине наш осенний бесценный клад. Поручаем тебе...

ОСЕНИНКА: Достань эту корзину и поджидай нас. Всё уяснил?

АЛЁША: Можете не сомневаться.

ЛЕСОВИК: Ну, а мы пошли по делам. Нам нужно все деревья навестить, проверить их осенние наряды.(уходят)

АЛЁША: Вот так история! Значит, я должен найти заветную полянку...А как же мне её найти? (появляются Поганка и Мухомор).

МУХОМОР: Приветик! Как поживаешь?

АЛЁША: Ничего, спасибо.

ПОГАНКА: Кто таков?

АЛЁША: Я - Алёша.

МУХОМОР: А мы... Ну-ка, взгляни на меня повнимательней. Никого не напоминаю?

АЛЁША: Да будто бы нет.

ПОГАНКА: Ну, а я тебе никого не напоминаю?

АЛЁША: Да если, честно, нет.

МУХОМОР: А ты, куда путь держишь?

АЛЁША: Понимаете, я заблудился. А Лесовик велел мне сбегать за осенним кладом, который в плетёной корзине.

МУХОМОР: Неужели тебе сказали, где находится клад?

АЛЁША: А вот и сказал! Нужно найти заветную полянку. Там лежит камень-валун, под ним и живёт Родничок.

ПОГАНКА: Ох уж этот мне Родник! Говорят, чистенький, веселенький, так руки и чешутся его испоганить, сделать грязным, никому не нужным.

МУХОМОР: А где клад то?

АЛЁША: Возле родника в плетеной корзинке.

МУХОМОР: Давно пора осенний клад прикарманить. (Поганке) Скорей за мной! (убегают)

АЛЁША: Эй, эй, куда же вы? Постойте! А как же я? Убежали. Что же делать? Надо скорей найти лесную полянку, и постараться прийти туда быстрее, чем Поганка с Мухомором.

ВЕДУЩИЙ: Ребята, а ведь в лесу не только плохие грибы есть, но и съедобные (загадывает загадки и показывает картинки):

Под сосною, у дорожки

Кто стоит среди травы?

Ножка есть, но нет сапожек,

Шляпка есть - нет головы. (Гриб)

А во мху как на подушке,

Чье то беленькое ушко. (Груздь)

Нет дружней грибов, чем эти.

Знают взрослые и дети -

На пеньках растут в лесу,

Как веснушки на носу! (Опята)

Золотистые девицы,

Очень дружные сестрицы,

Ходят в рыженьких беретах,

Осень в лес приносят летом. (Лисички)

Стоит Лукашка -

Белая рубашка,

А шляпа надета

Шоколадного цвета. (Белый гриб)

Входят МУХОМОР и ПОГАНКА.

МУХОМОР: Щеголяю в шапке красной, я всегда для всех опасный,

Я ужасен с давних пор, а зовусь я Мухомор!

ПОГАНКА: Ну а я Поганка, что умею я - молчок!

Клад себе присвоим тихо, испоганим родничок!

ОБА: Мы испортим, мы погубим, испоганим родничок!

Подходят к родничку:

МУХОМОР: Тсс! Вот под этим камнем родничок и прячется, а возле него корзина с осенним кладом.

ПОГАНКА: А в этой корзине наверно, изумруды, жемчуга белоснежные.

МУХОМОР: Все верно, мальчишка не обманул! А веселый родничок молчит, голоса не подает!

ПОГАНКА: Увидел нас, перепугался!

Голос Родничка: Вот еще чего, нечего мне вас бояться! Журчу, журчу, день журчу, ночь журчу, круглый год журчу, зла никому не хочу. Кого же мне бояться? Вот он я!

Игра «Ручеек»

Входит АЛЁША.

МУХОМОР: Как ты сюда попал?

АЛЁША: По следам вашим. Не смейте обижать Родничок, иначе пожалеете.

РОДНИЧОК: Журчу, берегись, мальчик. Жур-жур, берегись.

Входят ЛЕСОВИК с ОСЕНИНКОЙ.

ЛЕСОВИК: Ну. Мухомор и Поганка. Давно я с вами собирался поквитаться!

МУХОМОР: Да за что ты на нас, сироток, взъелся? Наговорили тебе, наплели!

ЛЕСОВИК: А ну-ка, лес-лесочек, пошуми на них, прогони! И вы, ребята, помогите прогнать их (М. и П., кружась, улетают из зала)

ЛЕСОВИК: Спасибо тебе, Алёша, и вам, ребята, вовремя вы нас позвали. Низкое лесное спасибо всем, кто помог спасти весёлый Родничок. Вот что значит друзья, вот что значит вместе.

РОДНИЧОК: Я, Родничок, жур-жур, клад отдать хочу.

ЛЕСОВИК: Верно, большое богатство в корзине спрятано. Как вы думаете, что, ребята? (дети называют, что может быть спрятано в корзине)

АЛЁША: Мухомор с Поганкой говорили там жемчуга белоснежные.

ЛЕСОВИК: Никаким камням драгоценным с нашим кладом не сравниться А ну-ка, ОСЕНИНКА, доставай наш клад бесценный... А в нашей корзине самое дорогое для всех людей - урожай!

ОСЕНИНКА: Ну, что ж, дедушка, пора нам отдавать осенний клад ребятам. В каждый дом, на каждый стол он пожаловал, пришёл.

ЛЕСОВИК: В нём здоровье наше, сила, в нём земли родимой соки, Солнца свет весёлый в нём.

ВСЕ: Уплетай за обе щёки, вырастай богатырём! (раздают яблоки)

ОСЕНИНКА: А теперь прощаться надо, поспешим мы по делам.

ЛЕСОВИК: Я к вам в следующем году обязательно приду. Ну, а мы пойдём к себе в лес, надо всех жителей к зиме подготовить.