Разработка открытого занятия на тему "Радуга садовых цветов"

Разделы: Общепедагогические технологии


Цель занятия: Создать условия для применения знаний и умений в знакомой и новых учебных ситуациях.

Задачи:

  • Способствовать запоминанию основной терминологии в области изготовления садовых цветов из ткани.
  • Развивать представление о видах сердцевинок, этапах изготовления садовых цветов.
  • Повторить знания по технике изготовления сердцевинок из ваты, ниток, проволоки, применяемые в изготовлении садовых цветов.
  • Систематизировать знания по изготовлению сердцевинок для садовых цветов (свести их в таблицу).
  • Развивать образное и системное мышление.
  • Развивать умения сравнивать (технология изготовления сердцевинок полевых и садовых цветов).
  • Формировать ответственность, самоконтроль, терпимость, самостоятельность.
  • Осуществлять межпредметную связь с биологией. Развивать понятие о строение цветка.

Материалы и оборудование:

Наглядность:

  1. Образцы изделий полевых и садовых цветов (1-й и 2-й года обучения).
  2. Оценочная таблица "качество изделий цветов из ткани".
  3. Схема строения цветка.
  4. Информационные листы "Технология изготовления полевых и садовых цветов".
  5. Дидактический материал для обучающихся:
  6. Таблица № 1 "Цветы и сердцевинки" (полевые цветы) (Приложение № 2).
  7. Таблица № 2 "Цветы и сердцевинки" (садовые цветы) (Приложение № 3).
  8. Таблица № 3 "Цветы и сердцевинки" (садовые цветы) (Приложение № 4).

Инструменты: ножницы по проволоке, по ткани, кусачки.

Материалы: проволока, гофрированная бумага, вата, нитки, цветная манка, ткань.

Раздаточный материал для присутствующих:

  • Оценочная таблица качества цветов (Приложение №1).
  • Таблица № 1 "Цветы и сердцевинки" (полевые цветы).
  • Таблица № 2, 3 "Цветы и сердцевинки" (садовые цветы).

Ход занятия

Организационный момент.

Педагог проверяет готовность учащихся к занятию, посещаемость учащихся.

Целеполагание и мотивация.

Слово педагога с демонстрацией изделий.

Тема нашего занятия "Радуга садовых цветов". Значение занятия в том, что, усвоив знания и умения по теме, вы сможете правильно планировать свою работу. Сегодня вы должны заполнить таблицу "Цветы и сердцевинки"садовых цветов. Такую работу вы уже делали на 1-м году обучения для полевых цветов.

Садовых цветов великое множество и вы уже в процессе обучения в этом году познакомились с некоторыми из них. Сегодня мы вместе узнаем и другие садовые цветы, которые вам предстоит изготавливать. Мы вспомним еще раз строение цветка, узнаем, какого цвета бывают те или иные цветы, это нам нужно для правильного подбора ткни для цветов. Восстановим в памяти, какие бывают сердцевинки у полевых цветов, и выясним, какие сердцевинки могут быть у садовых цветов. Все ваши знания мы систематизируем и заполним таблицу "Цветы и сердцевинки". Это вам поможет в дальнейшем в вашей работе по изготовлению цветов. К работе с таблицей вы должны отнестись ответственно, работать самостоятельно и контролировать себя.

Для проведения занятия учащиеся 3-го года обучения Захарова Любовь и Медушевская Екатерина предоставили свои экспонаты. Они будут помогать в течение всего занятия при запылении таблицы.

Актуализация.

Итак, приступаем к работе. Захарова Люба расскажет и покажет свои садовые цветы:

Роза

Лилия

Гвоздика, гвоздика Шабо

Гладиолусы

Астра

Орхидея

Георгины.

Задает вопросы:

У каких цветов сердцевинка изготавливается из проволоки, обвитой желтой бумагой?

Какого цвета может быть лилия?

Ответ: белая, розовая, бордовая, желтая и других теплых тонов.

Перечислите цветы, сердцевинка которых представляет шишечку из ваты?

Ответ: роза, гвоздика, астры, георгины.

А теперь Медушевская Катя покажет вам цветы:

Цинния

Гвоздика Шабо

Хризантема

Пион

Астра.

Катя задает вопросы учащимся:

Как вы думаете, из чего изготавливают сердцевинки у циннии?

Ответ: цветные нитки.

Какая сердцевинка у гвоздики Шабо?

Ответ: шишечка из ваты закрытая тканью в виде куколки.

Как выглядит сердцевинка у Хризантемы?

Ответ: шишечка из ваты с напылением из желтой манки.

Из чего сделана сердцевинка у пиона и астры?

Ответ: шишечка из ваты с напылением из желтой манки.

Мы посмотрели садовые цветы, которые по программе изготавливаются на занятиях объединения. А сейчас вспомним таблицу "Цветы и сердцевинки" полевых цветов, которую мы разрабатывали в прошлом учебном году. Ответьте на мои вопросы:

Для каких цветов изготавливается сердцевинка и ваты?

Ответ: ромашка, душистый горошек, маки.

У какого цветка самая сложная сердцевинка, которая изготавливается из ваты, бумаги, черных ниток, а напылением служит пепел?

Ответ: маки.

У каких цветов самая простая сердцевинка, состоящая из клея и желтой манки?

Ответ: незабудки, фиалки.

Для каких цветов используются белые нитки?

Ответ: колокольчик, жасмин, шиповник, яблоневый цвет.

В каком цветке кроме мака в качестве напыления используется пепел?

Ответ: василек.

Применение знаний в знакомой, измененной и новой ситуации.

В течение этого учебного года вы уже смогли изготовить такие цветы как нарцисс, тюльпан, ирис, роза и лилия. Ваши цветы так же находятся на нашей мини выставке. Поэтому сейчас я предлагаю вам поработать с таблицей № 2 и заполнить графы. Первую строчку заполняем вместе. Итак, цветок нарцисс - сердцевинка сделана из ваты в виде шишечки, бумага отсутствует, ставим прочерк, напыление - желтая манка, цвет ткани - белый, желтый. Далее все работают самостоятельно, у доски - Романова Мария. На работу отводится 5 минут.

Проверяем правильность заполнения таблицы у доски и каждый у себя. Учащиеся 3-го года обучения Захарова Люба и Медушевская Екатерина помогают нам в этом.

Вопросы:

Для каких цветов в виде напыления используется кофе?

Ответ: тюльпан, лилия.

У какого цветка сердцевинка изготавливается из лепестков из ткани?

Ответ: ирис.

Какая сердцевинка для вас самая сложная?

Ответ: ???

Вопрос на сообразительность.

Если у вас не т кофе, чем можно его заменить?

Ответ: покрасить манку в коричневый цвет.

Мы разобрали, какие сердцевинки бывают у цветов нарцисс, тюльпан, ирис, роза, лилия. Давайте посмотрим и разберем, а какие сердцевинки могут быть у цветов: гвоздика, гладиолус, хризантема, пион, астра и орхидея. Образцы цветов перед вами, можете подходить, смотреть и заполнять следующую таблицу № 3. помогут вам в этом наши помощницы Люба и Катя. На работу отводится 10 минут. У доски работают Горбунова Оля и Лопаткина Алла.

А теперь ответы на вопросы:

В каких цветах сердцевинку не очень видно?

Ответ: гвоздика, хризантема, пион, астра.

В каком цветке отсутствует напыление из манки?

Ответ: гвоздика.

Какая сердцевинка самая сложная в изготовлении?

Ответ: гвоздика.

Мы выяснили, какие бывают сердцевинки у садовых цветов, какие материалы используются для их изготовления, какой цвет ткани нужно подбирать для того или иного цветка. Вы отметили, что самая сложная сердцевинка в изготовлении - это сердцевинка для гвоздики. Поэтому я предлагаю вам подумать и предложить, как можно изготовить сердцевинку, используя знакомый материал: вату, ткань. Может, вы сможете придумать и предложить новый способ, который изобретете сами. На обдумывание вам дается 7 минут.

Заслушиваются предложения учащихся, выбирается оптимальный вариант. Учащиеся могут показать на практике, как можно изготовить сердцевинку для гвоздики.

Информация о домашнем задании.

Слова педагога. Таблицы вы забираете домой и дорабатываете то, что не смогли или не успели сделать на занятии. В дальнейшем эти таблицы помогут вам правильно спланировать свое рабочее время, подготовиться к изготовлению того или иного цветка, т.е. подготовить ткань определенного цвета, подобрать другие материалы (вату, бумагу, проволоку, напыление).

Рефлексия (подведение итогов).

Слова педагога. Итак, сегодня мы вспомнили строение цветка, виды сердцевинок полевых цветов. Закрепили знания по изготовлению сердцевинок садовых цветов уже изготовленные вами. Узнали, какие бывают сердцевинки садовых цветов, которые вам предстоит сделать. А сейчас ответьте на мои вопросы.

Перечислите цветы, которые вы уже изготовили.

Ответ: тюльпан, нарцисс, ирис, роза, лилия.

Какие виды цветов вам предстоит изготовить далее?

Ответ: гвоздика, гладиолус, хризантема, пион, астра, орхидея, георгин.

Назовите основные виды сердцевинок для садовых цветов.

Ответ: шишечка из ваты, проволочные тычинки.

У какого цветка сердцевинка изготавливается из лепестков?

Ответ: ирис.

Для какого цветка сердцевинкой служат разноцветные нитки?

Ответ: орхидея.

Для каких трех цветов напылением служит молотый кофе?

Ответ: тюльпан, лилия, гладиолус.

Понравилось ли вам занятие и почему? Что особенно удалось или не удалось выполнить?

Где пригодятся знания и умения, которые вы получили сегодня на занятии?

Ответ: в школе на уроках биологии, обслуживающего труда, дома при оформлении интерьера.

Литература:

  1. Л.М.Евстратова "Цветы из ткани, бумаги, шерсти, кожи, бисера, перьев"- М.: Культура и традиции, 1997г.
  2. Н.П.Суханова "Искусственные цветы"- М.: Олма-Пресс, 2002г.
  3. Е.П.Сухорукова, Л.Г. Чечулинская "Искусство делать цветы" - М.: Культура и традиции, 1994г.
  4. Н.П.Суханова "1000 способов как украсить дом цветами" - М.: Олма-Пресс, 2001г.