Цели:
- ознакомить учащихся с технологией изготовления конических и фасонных деталей из древесины,
- научить учащихся вытачивать фасонные изделия из древесины,
- изготовить изделие с фасонной поверхностью настольный подсвечник.
Оборудование:
- деревообрабатывающий станок СТД-120М,
- профильные стамески,
- образец настольного подсвечника,
- измерительный инструмент,
- крепежная фурнитура.
Ход урока
1. Организационный момент.
Проверка присутствующих учащихся, наличие рабочей формы.
2. Повторение пройденного материала.
- Чем отличается шкант от нагеля (по назначению)?
- На какую глубину сверлится отверстие под шкант?
- Какие приспособления применяются на деревообрабатывающем станке для крепления коротких заготовок?
С3.ообщение темы урока и цели урока. Изложение программного материала.
а) Получение конических деталей.
Учитель: при изготовлении деталей на токарном станке отмечаем характерную особенность: относительно оси вращения все точки поверхности в данном поперечном сечении расположены на окружности.
Точение (токарная обработка)- это обработка снятием стружки поверхностей тел вращения. Характеризуется вращательным движением заготовки (главное движение) и поступательным движением инструмента резца (подача).
Как же получить коническую деталь? Сначала познакомимся с фигурой-конусом.
Конус - геометрическое тело, образованное вращением прямоугольного треугольника около одного из его катетов. Боковая поверхность конуса есть часть конической поверхности конуса (показ демонстрационных фигур конуса и усеченного конуса).
Для получения конической детали необходимо:
Полукруглой стамеской (рейер) выполнить черновое точение с припуском 5-8 мм;
Выполнить чистовую обработку косой стамеской ( майзель) от большого диаметра к меньшему волокна древесины при этом хорошо подрезаются и не задираются. [1]
Учитель раздает несколько деталей конической формы учащимся для изучения, визуального наблюдения.
б) Получение фасонных деталей.
Учитель: Для обработки фасонных изделий применяют различные стамески, чтобы получить конические, цилиндрические, сферические и другие поверхности. Показывает плакат с профильными стамесками и какие поверхности с их помощью можно изготовить. При вытачивании фасонных изделий, кроме различных стамесок , можно применять профильные резцы (демонстрирует образцы резцов). Режущая кромка резца имеет профиль детали. Контроль размеров и формы обрабатываемой заготовки осуществляется после полной остановки станка калибрами, штангенциркулем, копиром, нутромером и т.д. Окончательная доработка фасонных поверхностей производится шлифовальной шкуркой, а полировка- бруском из древесины. [2]
4. Закрепление материала.
а) Чтение технологических карт.
Учитель: Прежде, чем приступить к практической работе, давайте вспомним, что такое технологическая карта, каково её предназначение и состав. Предлагается учащимся прочесть технологические карты изготовления деталей настольного подсвечника (технологические карты №1,2,3,4), способы контроля размеров деталей подсвечника.
б) Беседа по вопросам:
-Как удобнее контролировать диаметр в поперечном сечении? (не снимая детали со станка)
-Как получить коническую деталь?
-Способы контроля размера длины заготовки на токарном станке.
5. Практическая работа.
Выполнение задания: изготовление настольного подсвечника.
Учитель разбивает класс на 5 бригад. Проводит вводный инструктаж по охране труда при работе на токарном станке, при изготовлении данного изделия.
-Каждая бригада получает технологическую карту (технологические карты №1,2,3,4) своей детали и выбирает заготовку по полученной технологической карте.
- Вытачивает деталь согласно технологической карте.
- Зачищает деталь шлифовальной шкуркой.
- Обрезает и защищает торцы детали.
- Одна из бригад выпиливает узор и подготавливает шипы соединения.
- Последняя бригада проводит сборку подсвечника согласно технологическому процессу (технологическая карта №5).
- Все операции выполняют под руководством учителя.
6. Итог урока.
Контроль размеров деталей с помощью измерительного инструмента или шаблонов, проверить качество изготовления детали;
- Оценка качества выполненной работы;
- Анализ допущенных ошибок и неполадок.
Список литературы.
- П.С.Самородский, В.Д.Симоненко, А.Т.Тищенко "Технология" 7 класс Москва 2005.
- Ю.П.Засядько Поурочные планы по учебнику под редакцией Симоненко Волгоград.