Точение конических и фасонных деталей

Разделы: Технология


Цели:

  • ознакомить учащихся с технологией изготовления конических и фасонных деталей из древесины,
  • научить учащихся вытачивать фасонные изделия из древесины,
  • изготовить изделие с фасонной поверхностью настольный подсвечник.

Оборудование:

  • деревообрабатывающий станок СТД-120М,
  • профильные стамески,
  • образец настольного подсвечника,
  • измерительный инструмент,
  • крепежная фурнитура.

Ход урока

1. Организационный момент.

Проверка присутствующих учащихся, наличие рабочей формы.

2. Повторение пройденного материала.

  1. Чем отличается шкант от нагеля (по назначению)?
  2. На какую глубину сверлится отверстие под шкант?
  3. Какие приспособления применяются на деревообрабатывающем станке для крепления коротких заготовок?

С3.ообщение темы урока и цели урока. Изложение программного материала.

а) Получение конических деталей.

Учитель: при изготовлении деталей на токарном станке отмечаем характерную особенность: относительно оси вращения все точки поверхности в данном поперечном сечении расположены на окружности.

Точение (токарная обработка)- это обработка снятием стружки поверхностей тел вращения. Характеризуется вращательным движением заготовки (главное движение) и поступательным движением инструмента резца (подача).

Как же получить коническую деталь? Сначала познакомимся с фигурой-конусом.

Конус - геометрическое тело, образованное вращением прямоугольного треугольника около одного из его катетов. Боковая поверхность конуса есть часть конической поверхности конуса (показ демонстрационных фигур конуса и усеченного конуса).

Для получения конической детали необходимо:

Полукруглой стамеской (рейер) выполнить черновое точение с припуском 5-8 мм;

Выполнить чистовую обработку косой стамеской ( майзель) от большого диаметра к меньшему волокна древесины при этом хорошо подрезаются и не задираются. [1]

Учитель раздает несколько деталей конической формы учащимся для изучения, визуального наблюдения.

б) Получение фасонных деталей.

Учитель: Для обработки фасонных изделий применяют различные стамески, чтобы получить конические, цилиндрические, сферические и другие поверхности. Показывает плакат с профильными стамесками и какие поверхности с их помощью можно изготовить. При вытачивании фасонных изделий, кроме различных стамесок , можно применять профильные резцы (демонстрирует образцы резцов). Режущая кромка резца имеет профиль детали. Контроль размеров и формы обрабатываемой заготовки осуществляется после полной остановки станка калибрами, штангенциркулем, копиром, нутромером и т.д. Окончательная доработка фасонных поверхностей производится шлифовальной шкуркой, а полировка- бруском из древесины. [2]

4. Закрепление материала.

а) Чтение технологических карт.

Учитель: Прежде, чем приступить к практической работе, давайте вспомним, что такое технологическая карта, каково её предназначение и состав. Предлагается учащимся прочесть технологические карты изготовления деталей настольного подсвечника (технологические карты №1,2,3,4), способы контроля размеров деталей подсвечника.

б) Беседа по вопросам:

-Как удобнее контролировать диаметр в поперечном сечении? (не снимая детали со станка)

-Как получить коническую деталь?

-Способы контроля размера длины заготовки на токарном станке.

5. Практическая работа.

Выполнение задания: изготовление настольного подсвечника.

Учитель разбивает класс на 5 бригад. Проводит вводный инструктаж по охране труда при работе на токарном станке, при изготовлении данного изделия.

-Каждая бригада получает технологическую карту (технологические карты №1,2,3,4) своей детали и выбирает заготовку по полученной технологической карте.

- Вытачивает деталь согласно технологической карте.

- Зачищает деталь шлифовальной шкуркой.

- Обрезает и защищает торцы детали.

- Одна из бригад выпиливает узор и подготавливает шипы соединения.

- Последняя бригада проводит сборку подсвечника согласно технологическому процессу (технологическая карта №5).

- Все операции выполняют под руководством учителя.

6. Итог урока.

Контроль размеров деталей с помощью измерительного инструмента или шаблонов, проверить качество изготовления детали;

  • Оценка качества выполненной работы;
  • Анализ допущенных ошибок и неполадок.

Список литературы.

  1. П.С.Самородский, В.Д.Симоненко, А.Т.Тищенко "Технология" 7 класс Москва 2005.
  2. Ю.П.Засядько Поурочные планы по учебнику под редакцией Симоненко Волгоград.