Воспитательно-образовательные задачи:
- Раскрыть перед детьми значение мероприятия;
- Создать у учащихся познавательный интерес, положительную мотивацию, а также желание принять участие в его подготовке и проведении;
- Развивать у детей эмоциональность, активность, познавательные способности в процессе их участия в мероприятии;
- Способствовать сплоченности и дальнейшему развитию коллектива учащихся;
- Создание атмосферы сотрудничества между учащимися;
- Формировать целостное представление об окружающем мире;
- Обобщить знания учащихся о творчестве А.С. Пушкина;
- Воспитывать любовь к поэтическому слову.
План проведения мероприятия:
- Подготовка теоретической базы мероприятия: поиск литературы по данной теме;
- Подбор наглядных материалов, ТСО, практического оборудования для проведения мероприятия;
- Музыкальное оформление мероприятия;
- Художественное оформление класса, в котором проводилось мероприятие;
- Проведение основной части мероприятия.
Используемая наглядность.
Название мероприятия, написанное крупно на листе; портрет
А.С. Пушкина; детские рисунки; кроссворд; чайнворд; викторина в виде облаков и капелек с заданиями; жетоны, выдаваемые за правильные ответы.
Конспект мероприятия:
Сегодня наш урок-викторина посвящен творчеству А.С. Пушкина. Вы уже читали сказки и стихи великого поэта, знакомы с некоторыми его повестями и поэмами, немало знаете наизусть. А.С. Пушкин внес в свои стихи мудрость, которую люди собирали и хранили веками.
Какие сказки А.С. Пушкина вы знаете?
А сейчас я познакомлю вас с правилами викторины.
(Правильно ответивший на вопрос, получает жетон. В конце урока по количеству жетонов, полученных учениками, определяются победители).
Некоторые задания будут легкими, другие покажутся сложными. Но любая игра проводится не только для того, чтобы вы могли щедро поделиться своими знаниями, но и для того, чтобы узнать что-то новое. Надеюсь, что вы сможете глубже понять душу великого поэта и его творчество.
I. Кроссворд.
- Кого ужалил Гвидон, превратившись в муху?
- В кого в третий раз оборотила Гвидона царевна-лебедь?
- Кого из лука подстрелил Гвидон?
- Кокой титул был у Гвидона?
- Князь Гвидон не просто коршуна убил, а кого погубил?
- Что было в золотой скорлупе вместо ореха?
- В кого царевна-лебедь превратила князя Гвидона в первый раз?
- Кого ужалил князь Гвидон, обратившись комаром?
II. Вопросы по сказкам.
“Сказка о рыбаке и рыбке”.
I. Сколько лет рыбачил старик?
“Он рыбачил тридцать лет и три года”.
II. Сколько раз кинул старик невод, прежде чем поймать золотую рыбку?
2 раза.
III. Сколько раз ходил старик к рыбке с просьбами?
5 раз..
IV. Сколько и какие просьбы выполнила рыбка?
Четыре просьбы: корыто, изба, дворянка, царица.
V. Кем предстала перед стариком старуха в первый раз?
Столбовой дворянкой.
“Сказка о золотом петушке”.
I. К кому обратился царь Дадон с просьбой о помощи?
“К мудрому звездочет”.
II. Что подарил звездочет царю Дадону?
Петушка.
Ш. Что обещал царь Дадон мудрецу в награду за петушка?
“Волю первую свою я исполню, как мою”.
IV. Сколько сыновей было у царя Дадона?
Два.
V. Сколько времени никто не беспокоил царство?
“Год, другой проходит мирно,
Петушок сидит все смирно”.
2 года.
“Сказка о попе и работнике его Балде”.
I. За какую плату согласился работать Балда у попа?
“В год за три щелчка тебе по лбу”.
II. Где встретились поп и Балда?
На базаре.
III. За сколько лет должен был собрать Балда оброк с чертей?
За три года.
IV. Кого послал старый бес соревноваться с Балдой в хитрости?
Внука.
“Сказка о мертвой царевне и семи богатырях”.
I. О ком эти строки?
“Высока, стройна, бела,
И умом и всем взяла;
Но зато горда, ломлива,
Своенравна и ревнива”.
Портрет царевны-мачехи.
II. Какое приданое приготовил царь своей дочери?
“Семь торговых городов
Да сто сорок теремов”.
III. Кому отдала царица приказ?
“Весть царевну в глушь лесную,
И связав ее, живую
Под сосной оставить там
На съедение волкам”.
Чернавке, сенной девушке своей.
IV. Какая кличка была у собаки семи богатырей?
Соколко.
V. К кому за помощью обращался королевич Елисей с просьбой?
“К солнцу, месяцу, ветр”.
“Сказка о царе Салтане…….”
I. Когда царь Салтан подслушал разговор трех сестер?
Зимой.
II. Какой величины родился ребенок у царицы?
В аршин.
III. В кого превращался князь Гвидон, чтобы повидать отца, царя Салтана?
В комара, муху, шмеля.
IV.
“А комар-то злится, злится-
И впился комар как раз
Тетке прямо в правый глаз”
Какой тетке?
Поварихе.
III. Викторина “Капельки”.
(На капельках написаны отрывки из сказок А.С. Пушкина. Учащимся нужно определить, какой сказочный герой произнес данные слова).
1.
“За такое одолженье, –
Говорит он в восхищенье, –
Волю первую твою
Я исполню, как мою”.
2.
“Свет мой, зеркальце! Cкажи
Да всю правду доложи:
Я ль на свете всех милее,
Всех румяней и белее?”
3.
Ты, конечно, спору нет;
Ты, царица, всех милее,
Всех румяней и белее”.
4.
… “Что за диво!
Все так чисто и красиво.
Кто-то терем прибирал
Да хозяев поджидал….”
5.
“…Я царевны не видало.
Знать, ее в живых уж нет.
Разве месяц, мой сосед,
Где-нибудь ее да встретил
Или след ее заметил”.
6.
“Ой вы, гости-господа,
Долго ль ездили? куда?
Ладно ль за морем иль худо?
И какое в свете чудо?”
7.
“Месяц, месяц, мой дружок,
Позолоченный рожок!
Ты встаешь во тьме глубокой,
Круглолицый, светлоокий,
И, обычай твой любя,
Звезды смотрят на тебя.
Аль откажешь мне в ответе?
Не видал ли где на свете
Ты царевны молодой!
Я жених ей”.
8.
“Ты, царевич, мой спаситель,
Мой могучий избавитель,
Не тужи, что за меня
Есть не будешь ты три дня,
Что стрела попала в море;
Это горе-все не горе,
Отплачу тебе добром,
Сослужу тебе потом:…”.
9.
“Мы объехали весь свет,
Торговали соболями,
Чернобурыми лисами;
А теперь нам вышел срок,
Едем прямо на восток,
Мимо острова Буяна,
В царство славного Салтана…”
10.
“Если только жив я буду,
Чудный остров навещу,
У Гвидона погощю”.
11.
“Отпусти ты, старче, меня в море!
Дорогой за себя дам откуп:
Откуплюсь чем только пожелаешь”.
12.
“Бог с тобою, золотая рыбка!
Твоего мне откупа не надо;
Ступай себе в синее море,
Гуляй там себе на просторе”.
13.
“Воротись, поклонися рыбке:
Не хочу быть столбовою дворянкой,
А хочу быть вольною царицей”.
14.
“Нужен мне работник:
Повар, конюх и плотник.
А где найти мне такого
Служителя не слишком дорогого?”
15.
“Буду служить тебе славно,
Усердно и очень исправно,
В год за три щелчка тебе по лбу,
Есть же мне давай вареную полбу”.
IV. Чайнворд.
1.
“Раз царевна молодая,
Милых братьев поджидая,
Пряла, сидя под окном
Вдруг сердито под крыльцом
Кто залаял?
Пес залаял……………”
2.
Кто “жил …… со своей старухой
У самого синего моря…….”? Старик.
3.
“Старика старуха забранила:
“Дурачина ты, простофиля!
Не умел ты взять выкупа с рыбки!
Хоть бы взял ты с нее корыто…..”
4.
“В третий раз он закинул невод, –
Пришел невод с одною рыбкой,
С не простою рыбкой, – золотою.
Как взмолится золотая рыбка!
Голосом молвит человечьим:
“Отпусти ты, старче, меня в море,
Дорогой за себя дам откуп:….”
5.
Кто “пошел……….по базару
Посмотреть кой-какого товару.
Навстречу ему Балда
Идет, сам не зная куда…”? Поп.
6.
“Вот мудрец перед Дадоном
Стал и вынул из мешка
Золотого петушка…..”
7.
“Но царевна молодая,
Тихомолком расцветая,
Между тем росла, росла,
Поднялась – и расцвела,
Белолица, черноброва,
Нраву кроткого такого
И жених сыскался ей,
Королевич Елисей….”
8.
“Здравствуй, Балда-мужичок;
Какой тебе надобен оброк?
Об оброке век мы не не слыхали,
Не было чертям такой печали…”
9.
“ Но невеста молодая,
До зари в лесу блуждая,
Между тем все шла да шла
И на терем набрела…”
10.
“К морю князь – а лебедь там
Уж гуляет по волнам.
Молвит князь: душа-де просит,
Так и тянет и уносит…
Вот опять она его
Вмиг обрызгала всего:….”
В кого князь оборотился второй раз?
(“В муху князь оборотился,
Полетел и опустился
Между моря и небес
На корабль – и в щель залез”).
11.
“Царь Салтан, с женой простяся,
На добра коня садяся,
Ей наказывал себя
Поберечь, его любя.
Между тем как он далеко
Бьется долго и жестоко,
Наступает срок родин;
Сына бог им дал в аршин ….”
12. “Раз он в море закинул невод, –…”
13.
“Негде, в тридевятом царстве,
В тридесятом государстве,
Жил-был славный царь Дадон…”
Поведение итогов.
Награждение участников.
О А.С. Пушкине можно говорить очень долго. Восхищаться его произведениями, переживать вместе с его героями. А сегодня наш урок подошел к концу. Вас ждет еще много прекрасных встреч с великим поэтом.