Цели урока:
- Обучающая: дать понятие о вальсе, научить определять вальсовую музыку.
- Развивающая: развитие музыкального слуха, чистого интонирования, умения пения.
- Воспитывающая: продолжить работу над формированием любви к музыке.
Оборудование: баян, магнитофон, компьютер, подготовленные слайды к уроку
ХОД УРОКА
Организационный момент
Учитель: Здравствуйте ребята! Тема нашего сегодняшнего урока «Вальс». (Приложение, слайд 1) Давайте урок начнем со слушания музыки.
(Звучит вальс из балета «Щелкунчик» П.И. Чайковского). (Приложение, слайд 2)
– Вот мы с вами послушали волшебную мелодию, и я
очень рада, что сегодняшний урок мы с вами
начинаем с хорошего настроения.
Радостное настроение – почему?
Учащиеся: Потому что прозвучала музыка.
Учитель: А что, можно сказать о ней, что она радостная?
Учащиеся: Танцевальная, нежная, мелодичная, радостная, ласковая, поднимает настроение.
Учитель: Вот эти все определения относятся, ребята, к вальсу. И мы прослушали этот вальс из балета «Щелкунчик» П.И.Чайковского.
(Повторное слушание небольшого отрывка вальса из балета «Щелкунчик» П.И. Чайковского)
Учитель: А что такое вальс? (Приложение, слайд 3)
Учащиеся: Это радостная, легкая мелодия, танец, чтобы танцевать вдвоем. (Приложение, слайд 4)
Учитель: Да, вальс, действительно, радостный, легкий, подвижный, трехдольный танец, формула аккомпанемента: бас + аккорд + аккорд, где подчеркивается только первая доля (т.е. бас), а два аккорда идут как вспомогательные и придают музыке вальса живость, легкость, стремительность его вращательным движением.
(Игра мелодии любого вальса, показ движений вальса в исполнений учащихся)
Учитель: Сейчас посмотрите слайд с танцами и определите тот рисунок, на которой, танцуют вальс. (Приложение, слайд 5)
(Определение вальса учащимися по рисункам)
Учитель: Почему вы считаете, что на этом рисунке изображен вальс?
(Ответы детей)
Учитель: Ребята, а вы умеете танцевать вальс? Давайте разучим основные элементы танца!
(Разучивание)
Учитель: (Приложение, слайд 6) Хотя и поется в песне «Вальс о вальсе», вальс устарел, этот танец любим до сих пор, и притягивает современных композиторов. Предлагаю вспомнить песню, с которой мы познакомились на прошлом уроке.
(Исполнение песни «Школьные годы» Д.Б Кабалевского)
Учитель: А как вы думаете, какая это песня по жанру?
Учащиеся: Вальсовая
Учитель: Кто написал песню?
Учащиеся: Дмитрий Борисович Кабалевский
Учитель: Многие композиторы писали
вальсы, но только одного из них назвали «королем
вальса». Это австрийский композитор Иоганн
Штраус. (Приложение,
слайд 7)
И.Штраус – очень увлекается вальсами, а один
вальс был исполнен на «бис» 19 раз. Это
«Аллегорический вальс». На свои произведения,
вальсы он вложил всю свою душу, и поэтому всегда
ценили и любили его сочинения.
Сейчас, давайте, послушаем один из великолепных
вальсов И.Штрауса. Слушаем очень внимательно и
готовимся ответить на один вопрос.
(Слушание вальса И.Штрауса «Голубой Дунай»)
Учитель: Итак, прошу вас ответить одним словом, что такое вальс? Только не говорите мне, что это танец.
Учащиеся: Это – радость, чудо, сказка, душа, загадка, прелесть, ласка, нежность (Приложение, слайд 8)
Учитель: Ребята, вы вспомнили столько
хороших, красивых слов, а разве можно без этого
всего жить?
Итак, к вальсу обращались и обращаются многие
композиторы. И сегодня мыс вами познакомимся с
новой песней, звуки которой посвящены к
вальсу.
Она называется: «Мальчишки и девчонки». А написал
песню современный композитор Аркадий
Островский. Сейчас я хочу вас познакомить с
песней, внимательно слушайте, определите
характер, а потом будем все разучивать.
(Исполнение песни «Мальчишки и девчонки» А.Островского учителем и разучивание с учащимися)
Итог урока
Учитель: Итак, ребята, что нового мы с вами узнали на уроке?
1) Что такое вальс?
2) Кто посвятил свое творчество созданию
вальсовой музыки.
3) Какие песни вальсовой музыки вы знаете?
Оценка знаний учащихся
Домашнее задание: Найти песни с вальсовой музыкой.