Актуальность:
– Назовите самый простой и привычный
предмет осенне-зимнего гардероба.
– Шарф!
– А самый модный, оригинальный и необычный?
– Шарф!
Почему мы обратили свое внимание именно на шарф?
Идея пришла к нам после посещения выставки
«Планета рукоделия», где наша школа принимала
участие в конкурсе «Школьная перемена». Нам
очень понравилась выставка, где каждый
посетитель окружен увлеченными и
творческими людьми. На этой выставке вязали
символический шарф дружбы. Мы тоже приложили
свои умелые руки к созданию этого шарфа.
Занимаясь в кружке «Рукоделие», мы стараемся
следить за новинками в мире рукоделия и моды.
Сегодня шарф – это непременный атрибут любого
модника и объект постоянных экспериментов
большинства дизайнеров. У шарфа широкий диапазон
возможностей. Его можно пристроить на голову, как
бандану, свободно обмотать вокруг шеи или
завязать на талии замысловатым узлом. Не стоит
бояться экспериментов! Фантазируйте! Предела
нет!
Цель: дать представление о художественном многообразии мира шарфов и создать праздничный супермодный шарф своими руками.
Традиция изготовления шарфа (история):
Шарфы давно уже не только выполняют свое главное предназначение – защиту от холода, но и стал универсальным модным аксессуаром. В странах с холодным климатом толстый вязанный, зачастую шерстяной шарф повязывается вокруг шеи для сохранения тепла. Шарф, как правило, носится вместе с теплой шапкой. В странах с сухим климатом или воздухом, насыщенным пылеобразными загрязнителями, тонкие шарфы обматывают вокруг головы, чтобы сохранить волосы чистыми. Со временем эта привычка переросла в модную традицию. Поэтому этот предмет гардероба уже давно превратился в стильный аксессуар, с помощью которого можно создать неповторимый образ. Носить шарф можно не только на шее, но и на талии, бедрах, плечах или голове. Шарф изготовляется из самых разнообразных материй, от шерсти до хлопка и кружев.
260 год до нашей эры
Впервые шарф появился в древнем Китае. Но тогда он, конечно, еще не был модным аксессуаром. Древние китайские воины использовали шарфы с практической целью: обвязывали шею куском материи, чтобы уберечься от холода и ветра. В 1974 году археологи обнаружили монументальное захоронение, относящееся к временам правления китайского императора Цинь Шихуанд. В гробнице были найдены 7 500 фигурок воинов из терракоты. У каждого на шее был шарф.
58 год до нашей эры
Предшественник сегодняшних теплых шарфов появился в Древнем Риме. На латыни он назывался focale. Его носили римские легионеры, пытаясь укрыться от непривычного холода во время походов в Галлию и Германию. Они повязывали шарфы на шею, защищая горло от холода, подкладывали их под доспехи в боях. А военачальники поверх мускульного панциря надевали офицерский шарф красного цвета с золотыми кручеными кистями.
1648 год
Победоносное шествие шарфа по Европе началось в Румынии. После распада Римской империи средневековые румынские племена унаследовали вместе с именем и языком Рима и его обычаи. Один из них — ношение шейных платков. Оттуда эта мода перешла в Хорватию. В 1648 году хорватский ударный полк в честь празднования победы над турками приехал в Париж. На шее каждого воина был шарф.
1650 год
Блистательный Людовик XIV был без ума от всего красивого и необычного, поэтому это хорватское новшество пришлось ему по душе. Шейные платки так восхитили «короля-солнце», что он тут же назначил себе специального дворецкого, в обязанности которого вменялась забота о королевских шейных украшениях. Мало того, Людовик сделал шейный платок знаком принадлежности к дворянству. А затем дело не обошлось и без прелестной дамы. Герцогиня Луиза де Лавальер, одна из фавориток короля, придумала завязывать платок совершенно по-особому, в форме бабочки.
1692 год
И вновь военные события повлияли на моду: в 1692 году в ходе войны за испанский трон армию Людовика XIV, расположившуюся под бельгийской деревней Стейнкерк, внезапно атаковал полк англичан. Французским офицерам, застигнутым врасплох, некогда было завязывать шейные платки по всем правилам военной моды. Они просто намотали их на шею, завязав концы простым узлом и заткнув их в петлицу мундира. Так родился стиль стейнкерк. Стейнкерки носили и мужчины, и женщины.
Конец XVII века
Петр I, создавая регулярную русскую армию, позаботился о ее форме. Первоначально офицерское обмундирование ничем не отличалось от солдатского. Первым элементом отличия офицеров от солдат стал офицерский шарф. Первоначально он представлял собой шелковую ленту цветов русского флага (белый, синий, красный) длиной около полутора метров. На концах этой ленты крепились кисти из серебряной или золотой крученой нити. Шарф надевался через правое плечо, а концы завязывались узлом у левого бедра.
1790 год
Во времена Французской революции было модно носить огромные крахмальные платки из муслина, которые несколько раз обматывали вокруг шеи. Французы носили широкие платки из белой материи. Революционеры, как всегда, отличились: в знак протеста против белых платков cтали носить черный галстук («черный, как проклятье»). Во Франции эти огромные платки называли «энкруаябль», что значит «невероятный». Чтобы носить энкруаябль, требовалась определенная сноровка. В Париже были даже популярны частные уроки, на которых обучали искусству повязывать и носить эти платки.
1796 год
В России в этом году шарф подвергся гонениям. На престол восходит Павел I. Он вводит в армии жесткую дисциплину. Всякая вольность в одежде исключается. Павел однозначно определяет место шарфа — на поясе камзола под мундиром. Появилась даже офицерская форма и вовсе без шарфа. В 1801 году гвардейские офицеры убивают императора в спальне Михайловского замка. Ирония истории — орудием убийства Павла был офицерский шарф.
Середина XIX века
У шарфа появилось новое название. Небольшой мужской шарф во Франции назывался сache nez, что означает «тайник для носа». Там кашне носили молодые щеголи, пытаясь своим необычным обликом выразить протест против обывательских вкусов. В XIX веке кашне шили из узорчатых тонких тканей ярких цветов, затем вошли в моду шерстяные кашне в клетку. В России того времени отношение к модникам, носившим кашне, было негативное. Этот шарф даже воспринимался как признак инакомыслия.
Середина XX века
Моду на шарфы возродил Марчелло Мастрояни. Знаменитый итальянский актер относился к числу тех кинозвезд, которые получали удовольствие от ношения шарфов, с большим артистизмом укладывая их вокруг шеи. А вот в советской России в это время шарф считался признаком буржуазности, мягкости и неразумности, и потому носить его решались только женщины и дети.
Начало XXI века
Триумфальное шествие шарфа по мировым подиумам. Практически у любого дизайнера вы найдете в коллекции этот модный аксессуар. Вариантов множество. Каждый сможет выбрать именно тот шарф, который придется вам по вкусу и выразит вашу индивидуальность. Шарф может изменить привычный вид, добавить определенный лоск и оригинальность вечернему наряду.
Технология изготовления:
Для изготовления своего нарядного шарфа мы применили новую технику – технику «CRAZY», что в переводе с английского означает «безумный, сумасшедший, помешанный», но мы бы добавили «замечательный, великолепный, возбуждающий».
Традиционный способ CRAZY | Наш способ CRAZY |
1. Растворимую в воде пленку «овалон» (цена 1м ш. 30 см – 500 р) слегка сбрызнуть аэрозольным фиксатором (в магазине не нашли), пряжу беспорядочно разложить на пленке и снова сбрызнуть фиксатором. | 1. – Купили в магазине «Монолит» ткань –
вуаль (1 м ш 150 см – 250 р) – фиксатор слишком дорогой (не купили) взяли остатки пряжи, кружев, бусины, готовые цветы (Рисунок 1) |
2. разложить еще один слой пряжи и сбрызнуть слегка фиксатором. | 2.– Выкроили полотно из вуали 120 см на 45 см; – Обработали края будущего палантина потайным швом. – Связали из пряжи крючком мелкие детали в виде кружков. |
3. Разложить кусочки ткани, кружев, люрекса (разрезать ткань на квадраты 4 на 4 и кружево длиной от 5 до 8 см) | 3. Разложили на ткани слоями остатки фактурной пряжи, кусочки кружев; вязаные кружки; (Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4) |
4. Когда раскладка материала закончилась, снова сбрызнуть фиксатором, накрыть пленкой и прижать рукой. Если поверхность очень большая , то углы можно зафиксировать булавкам | 4. Когда разложили все слои, которые хотели, накрыли ткань обычным полиэтиленовым пакетом, можно кальку. По всей поверхности зафиксировали пленку с вуалью и пряжей булавками. (Рисунок 5, Рисунок 6) |
5. Начинать строчить на швейной машине можно с любого места. Прострочить кругами или крест-накрест всю поверхность так, чтобы не было свободного места размером более 3 на 3 см. | 5. Начинали строчить от угла очень осторожно квадратами 3 на 3 см., одновременно по сторонам пристрачивая бахрому из пряжи с бусинками. |
6. Стирать изделие можно при 30 градусах, чтобы растворилась пленка. | 6. Полиэтиленовую пленку аккуратно отделили от материи, пришили вручную готовые цветы и бусины. (Рисунок 7, Рисунок 8) |
7. Выстирали изделие при 30 градусах. |
Результат работы:
У нас в школе очень много творческих и
заинтересованных ребят, мы участвуем во
многих выставках района, ходим на
экскурсии. Нам некогда скучать, нам хочется
творить и показывать свое мастерство.
Своим проектом нам удалось доказать, что наряду с
шитьем, вышивкой и другими видами рукоделия,
вязание крючком по-прежнему актуально.
В ходе работы над проектом мы достигли поставленных перед нами целей:
- показали художественное разнообразие вязаных шарфов;
- изготовили праздничный модный шарф в технике crezi;
- в период подготовки мы заинтересовали многих учащихся, которые тоже захотели сделать своими руками оригинальный аксессуар;
- проанализировав историю вязания крючком, мы можем сказать, что это уникальный вид рукоделия;
- познакомились с творчеством многих дизайнеров, которые используют в своих показах шарфы.
Знакомство с историей шарфа помогло нам лучше узнать о национальных традициях, культуре многих стран, лучше понять современную моду, развить вкус для самостоятельной оценки явлений сегодняшнего дня. Любой костюм, деловой или праздничный, украшенный шарфом или шалью, приобретает женственность, притягивает взгляд и является, чуть ли неглавным украшением костюма. Сегодня современная девушка, которая владеет компьютером, водит машину, становится душевно богаче, если она владеет таким искусством, как рукоделие.
Список литературы:
- www.klubochek.org
- он-лайн журнал по вязанию www.osinka.ru
- Вязание крючком: энциклопедия Бетти Барден, – М., 2006, 256 с.
- Захаржевская Р.В. История костюма. – М, 2004. – 288 с.
- Журналы Вязание и мода №3-4, № 5-6, № 12, 2009.
- Журнал «Сабрина» №1(9) 2004.
- Журнал «Наталья» № 6 (71) 2007, № 3 (68) 2007.
- Журнал «Вязание для взрослых».
- Журнал «Дуплет» (спецвыпуск:шали, палантины), 2008.