Цель:
- Обобщить и углубить знания по теме “ Природные зоны России”;
- Показать значение разнообразия природы для развития народного хозяйства;
- Воспитать у учащихся чувство гордости за Родину и любовь к родной природе, правильное отношение к природе родной страны.
Оборудование: карта природных зон, картинки животных, карточки, кроссворды, письма.
Ход урока
1. Организационный момент.
2. Сообщение темы урока.
Сегодня у нас необычный урок. Урок-путешествие по природным зонам нашей страны. Мы будем путешествовать с международной организацией “Гринпис”.
Рисунок 1
Вы поделитесь на 3 группы.
1 ряд – ботаники;
2 ряд – зоологи;
3 ряд – экологи.
Мы будем в каждой зоне рассматривать экологические проблемы с трёх сторон.
- На каком виде транспорта мы совершим наше
путешествие?
- Откуда начнётся путешествие? Где мы живём?
- В какой природной зоне?
(Ученик прикрепляет самолёт на карту).
Начинаем наше путешествие.
- Но с какой зоны его начать? Чтобы это узнать,
выполните задание.
- У вас на столе карточки с названиями растений и
природных зон.
Рисунок 2
- Соедините название растения и название
природной зоны.
- Какой природной зоны здесь нет? (Зоны
арктических пустынь).
- Вот туда мы и отправимся. (Перемещаем самолёт).
Экологические проблемы говорят ботаники, зоологи, экологи.
Рассказ ученика о заповеднике “Остров Врангеля”.
- Продолжаем путешествие. Следующее задание.
На доске картинки животных. (Северный олень, морж, песец, белая сова).
Рисунок 3
Рисунок 4
Рисунок 5
Рисунок 6
- Какое из этих животных лишнее? Почему?
(Морж живёт в Арктике, а остальные в тундре).
- Отправляемся в тундру.
Экологические проблемы говорят ботаники, зоологи, экологи.
Рассказ ученика о Таймырском заповеднике.
На доске: растения – насекомые – серая куропатка – степной орёл.
- Что это? (Цепь питания).
- Цепь питания какой зоны? (Степи).
- Отправляемся в степь.
Экологические проблемы говорят ботаники, зоологи, экологи.
Рассказ про питомник дроф.
- На всей территории живут люди. Давайте пофантазируем на эту тему. Представьте себе, что я получила несколько писем из “прекрасного далёка”. Эти письма от вас. Послушайте их и постарайтесь догадаться человек, какой профессии писал их и где он живёт. Как только станет вам ясно, откуда эта весточка, вы покажете сигнальную карточку с этим номером.
На доске запись.
1 – зона арктических пустынь;
2 – тундра;
3 – лесная зона;
4 – степь;
5 – пустыня.
Первое письмо:
“…Вот могучий красавец дуб, белоствольная берёза, осина с дрожащими листочками, раскидистая липа. Ветви сосны и ели часто образуют густой навес, а внизу – подлесок из орешника и других кустов. Сейчас лето и у нас с Серёжей одна забота – сохранить это богатство от огня.”
Лесник – лесная зона. Карточка 3.
- Чем занимается население лесной полосы?
Выступают заранее подготовленные учащиеся.
В лесной полосе главное богатство – лес, поэтому население этих районов занимается лесным хозяйством, заготовкой древесины и её обработкой, заготовкой пушнины, грибов, ягод. Животноводство и земледелие так же занимают большое место в жизни людей. Кроме того, здесь много крупных городов, население которых занято в промышленности.
- Мы вспомнили, чем занято население каждой
природной зоны.
- От чего зависит вид деятельности населения?
Дети: От природных условий.
Второе письмо:
“… в холодных водах моря идёт своя жизнь. Из воды выглядывают головки нерп с тёмными блестящими глазами. Стада усатых моржей уплывают на север. Мы с друзьями снабжаем наши научные полярные станции всем необходимым. Рейсы на Большую землю и обратно идут один за другим. Вам предают большой привет …”
Моряк – зона арктических пустынь. Карточка 1.
- Расскажите о занятиях населения в этой природной зоне.
Люди давно изучают суровую природу Крайнего Севера. На многих островах созданы научные полярные станции, где ведутся наблюдения за погодой и жизнью океана. Население, живущее на северных островах, занимается охотой на морского зверя, ловлей рыбы.
Третье письмо:
“…Какая ширь, раздолье! Ни гор, ни леса. Куда ни глянь – до самого горизонта простирается гладкая равнина. А сколько цветов: и алые гвоздики, и лиловые метёлки шалфея, и маки и много-много других. Школа, где я работаю, стоит на краю села. И мы с ребятами часто любуемся этой красотой.”
Учитель – степь. Карточка 4.
- Расскажите о занятиях населения этой природной зоны.
Степная полоса – основной поставщик хлеба для всей нашей страны. Поэтому главное занятие населения в степной полосе – это земледелие. Люди выращивают здесь не только пшеницу, но и кукурузу, сахарную свёклу, подсолнечник. Большие площади заняты бахчами, огородами и садами. Хорошо развито и животноводство.
Четвёртое письмо:
“…Здесь очень длинная суровая зима и совсем коротенькое лето. Но лето особенное: солнце светит и днём и ночью. Поэтому приходится ложиться спать при ярком свете солнца. А если будешь темноты дожидаться, то придётся не спать больше двух месяцев. Люди здесь закалённые и выносливые, болеют мало, но без работы всё равно сидеть не приходится”.
Врач – тундра. Карточка 2
- Расскажите о занятиях населения зоны тундры.
Главное занятие населения тундры – оленеводство. Олень для жителя тундры – это и транспорт, и продукты питания, и материал для жилища, одежды, обуви. Кроме того, население занимается охотой, рыболовством, добычей полезных ископаемых.
Пятое письмо:
… это удивительная страна: реки без устьев, деревья без листьев. Сухие дожди, не смачивающие поверхность земли. Солнце печёт немилосердно. Кругом барханы, как волны застывшего моря. По этим дорогам трудно проехать на машине, но я стараюсь не поддаваться трудностям”.
Пустыня, водитель. Карточка 5.
- Чем занимаются люди, живущие в этой зоне?
Самым старинным занятием населения пустыне является животноводство. На скудных пастбищах пасутся многочисленные стада овец, коз, верблюдов. Особенно ценные породы овец дают красивые шкуры – знаменитый на весь мир каракуль. На поливных землях выращивают хлопчатник.
Наше путешествие продолжается в пустыню.
Экологические проблемы говорят ботаники, зоологи, экологи.
Рассказ ученика о заповеднике “ Чёрные Земли”.
Физминутка:
Море волнуется раз,
Море волнуется два,
Море волнуется три,
Морская фигура замри.
- В какой зоне есть море?
- Какое? (Чёрное море)
- Вот мы туда и отправимся.
Экологические проблемы говорят ботаники, зоологи, экологи.
Загадки:
Зимой на ветках яблоки,
Скорей их собери.
Но вдруг вспорхнули яблоки,
Да это ж........ (снегири).
Всё хлопочет и вертится,
Всё свистит и суетится,
Ей на месте не сидится,
Называется .......... (синица).
В круг ствола большой сосны,
Шишки на снегу видны.
Здесь на кузнице, затратил
Много сил проворный ........ (дятел).
Эту птицу всякий знает,
На шесте её дворец.
Червячков птенцам таскает,
Да поёт весь день ....... (скворец).
- Про кого эти загадки?
- Почему люди называют птиц своими друзьями?
- Как мы можем помочь им зимой?
- Где живут эти птицы, в какой зоне?
Отправляемся домой в лесную зону.
- Какие экологические проблемы в лесной зоне?
Рассказ ученика о Приокско-Террасном заповеднике.
Итог урока:
- Вот и закончилось наше путешествие.
- О чём мы с вами говорили на уроке?
- Какая экологическая проблема есть в каждой
зоне?
- Чтобы это узнать, отгадайте кроссворд (работа
в парах).
Рисунок 7
- Мы с вами, изучая природные зоны, составляли
“Красную книгу России”. Её небольшую часть.
- Почему она называется так?
- Что же вы можете сделать для охраны живой
природы?
- Завершая урок, хочется обратить ваше внимание
на слова замечательного русского писателя
М.М.Пришвина: “Охранять природу, значит охранять
Родину”.