Цель урока: формировать умение чтения сумм, развивать навыки самоконтроля.
Задачи: развивать образное и логическое мышление, пространственное воображение, математическую речь, воспитывать интерес к математике как к науке.
Ход урока
1. Проверка подготовки к уроку.
- Все готовы к уроку? А сейчас проверим, кто из вас самый внимательный?
- Посчитайте, сколько было стариков.
Шли семь стариков,
У них семь посошков,
На каждом посошке семь сучков,
На каждом сучке семь узелков,
В каждом узелке семь пирогов,
На каждом пироге семь воробьёв,
У каждого воробья семь хвостов.
Сколько было стариков?
2. Изучение нового.
1) А любите вы загадки? Послушайте загадки о цифрах, найдите отгадку на рисунке и запишите её в тетрадь.
На доске рисунок (см. Приложение).
Неразлучные подружки,
Обе загнуты, как стружки. (3)Характерная примета –
Угловата цифра эта. (4)С крышкой плоской, серп такой
Цифрой сделался. Какой? (5)Вить клубы я наловчился,
Дым из цифры получился. (6)Под навес косой зайдём,
Дождь под крышей переждём. (7)
(У детей в тетради получился ряд чисел: 3, 4, 5, 6, 7.)
- Как вы назовёте ряд чисел, который у вас получился? (Отрезок натурального ряда.)
- Почему его так назвали? (Начинается с любого числа, нет многоточия, числа идут в порядке увеличения, каждое следующее число больше на 1.)
- Сложите самое маленькое и самое большое число и сделайте запись в тетради. Прочитайте запись (7 + 3)
- Что обозначает эта запись? (Объединение чисел, сложение чисел.)
- Как по-другому назвать эту запись? (Сумма.)
- Это и будет темой нашего урока.
3. Физкультурная минутка.
3) Рабочая тетрадь, стр.14, №31.
- Покажи, что числа нужно сложить:
2 + 5
6 + 3
5 + 4
3 + 3
- Что значит сложить числа? (Объединить.)
- Сделайте рисунок к любой записи.
- Какой знак вы использовали? (Плюс, знак сложения.)
- Как мы будем теперь называть такую запись? (Суммой.)
- Что же такое сумма? (Эта запись, в которой между числами стоит знак сложения +.)
- Прочитаем правило стр.84 в учебнике в жёлтой рамочке.
- Если между числами стоит знак сложения (+), запись называют суммой чисел.
4. Самостоятельная работа (стр.84, №167).
1) Для каждой ветки напиши сумму.
8 + 1
7 + 2
5 + 4
2) Найдите закономерность. Нарисуйте пропущенную ветку в тетради и запишите для неё сумму.
3) Найдите общее количество яблок на третьей и четвёртой ветке. Запишите сумму.
3 + 4
4) Как можно прочитать эти записи? (Сумма чисел 3 и 4, к 3 прибавить 4, 3 плюс 4, 3 увеличить на 4.)
- Читаем все записи по-разному.
- Что же такое сумма?
5. Физкультурная минутка.
6. Игра «Найди сумму».
На доске карточки.
4 + 5
9 > 5
3 + 3
4 = 4
6 < 9
8 + 1
7 = 7
2 + 6
4 < 6
1 + 7
5 < 7
- Найдите суммы и соберите их в столбик.
- Что такое сумма? (Это запись, в которой между числами стоит знак сложения.)
7. Итог урока.
- Поработали мы хорошо. А теперь скопируй фигуру, изображённую на листке. Раскрась треугольники зелёным, а многоугольники – жёлтым цветом.
У детей на листках фигура. Дети копируют и выходят к доске.
8. Рефлексия.
Вот и закончился наш урок.
- Кому он понравился?
- Кто старался работать на уроке?
- Над какой темой мы хорошо поработали? (Сумма.)
- Что же такое сумма? (Это запись, в которой между числами стоит знак сложения.)