Турнир веселых и смекалистых знатоков математики и физики

Разделы: Математика, Физика


Цель: развитие интереса к предметам.

Задачи:

  1. Активизация мыслительной деятельности.
  2. Развитие творческого мышления, речи.

План мероприятия:

  1. Организационный момент.
  2. Приветствие команд.
  3. Разминка для команд.
  4. Конкурс «Атака веером».
  5. Конкурс «Знатоков».
  6. Конкурс «Капитанов».
  7. Конкурс «Художников».
  8. Подведение итогов.

Ход мероприятия

1-й ведущий: Дорогие друзья и участники игры! Сегодня мы собрались на турнир весёлых и смекалистых знатоков математики и физики. Чтобы вы сегодня немного отвлеклись и повеселились, лучше узнали таланты и способности друг друга, подумали над вопросами и ответами, повысили свой интеллект, заразились чувством здорового азарта и соревнования, в общем – провели время с пользой.

(Звучит музыка «Дважды два – четыре».)

2-й ведущий: В нашем турнире участвуют команды «Вундеркинд» и «Угадай-ка». Судить турнир предоставляется… У нас есть также два помощника судей, которые будут собирать для команд треугольники.

1-й в. Оценивать турнир будем следующим образом: за каждый конкурс команда получает треугольники:

- красный – 5 баллов;

- синий – 4 балла;

- зелёный – 3 балла.

2-й ведущий:

Дорогие судьи!
Вам доверено немало:
Справедливо ставить баллы,
Не победа нам важна –
Справедливость нам нужна!
Пожелаем вам пока
Чтоб не дрогнула рука:
Чтоб за песню и за сценку
Вы поставили оценку,
Справедлива чтоб была.
Чтобы не пришлось кричать,
Как кричат: «Судью на мыло!…
Разрешите начинать?

1-й ведущий: Начинаем наш турнир с представления команд.

Вас приветствует команда «Вундеркинд».

Капитан: Команда (хором) «Вундеркинд».

Живущая под девизом: (хором) «Если мы едины, то мы непобедимы!»

Обращение к соперникам:

Друзья, мы относимся к вам с уважением,
Поэтому вносим мы всем предложенье:
Давайте же драться по-рыцарски честно,
А дружбе уступим мы первое место!

Обращение к судьям:

«Вы, жюри, нас не журите,
Больше баллов присудите
Тогда будем мы стараться
И с соперником сражаться».

А теперь приветствие команды «Угадай-ка».

Капитан: Команда (хором) «Угадай-ка».

Живущая под девизом: (хором) «Один за всех и все за одного».

Обращение к соперникам:

Какие у вас приятные лица!
И хочется вам от души улыбаться
Но время, куда-то как птица стремится.
Готовьтесь! Мы честно готовы сражаться.

Обращение к жюри:

«О жюри, жюри,
Очень просим вас,
Не судите вы
Сильно строго нас».

2-й ведущий: Наш первый конкурс «Разминка».

Команды поочередно отвечают на вопросы. На ответ дается 15 секунд. Если команда не дает правильного ответа, то может ответить команда соперников, если же не отвечают и они, то могут ответить болельщики и принести любой команде дополнительные баллы.

1-я команда: Сколько получится десятков, если 5 десятков умножить на 5 десятков? (Ответ: 50 * 50 = 2500, т.е. 250 десятков.)

2-я команда: У продавца в киоске сложены конверты в пачки по 100 штук. Как ему отсчитать 75 конвертов? (Ответ: отсчитать 25 конвертов.)

1-я команда: Книга стоит рубль и еще полкниги. Сколько стоит книга? (Ответ: 1 книга: 1 рубль плюс стоимость 0,5 книги; 0,5 книги стоит 1 рубль; 1 книга стоит 2 рубля.)

2-я команда: Расположите множество чисел по мере их расширения: Z; N; Q; R. (Ответ: N; Z; Q; R.)

1-я команда: Как называется 1 со ста нулями? (Ответ: гугол.)

2-я команда: Где пароход погружается глубже: в реке или в море? Почему? (Ответ: в реке, т.к. плотность пресной воды меньше плотности соленой воды, и следовательно, в пресной воде меньше выталкивающая сила.)

1-я команда: Почему водой нельзя тушить горящий керосин? (Ответ: потому что плотность керосина меньше плотности воды и керосин будет находиться над водой.)

2-я команда: Какая почва прогревается солнцем быстрее: влажная или сухая? (Ответ: влажная, т. к. вода обладает большей удельной теплоемкостью и теплопроводностью, чем воздух.)

1-я команда: Почему пар обжигает сильнее, чем вода той же температуры? ( Ответ: при конденсации выделяется значительно больше теплоты, чем при охлаждении горячей воды, т.к. удельная теплота парообразования много больше удельной теплоемкости воды.)

2-я команда: Из чайника налили чай в стакан с сахаром и в стакан без сахара. В каком стакане чай будет холоднее? Почему? ( Ответ: в стакане с сахаром. На растворение сахара расходуется дополнительная энергия.)

1-й ведущий: Следующий конкурс «Атака веером». Команды задают друг другу вопросы, заготовленные дома.

2-й ведущий: А сейчас конкурс «Знатоков».

«Выбери правильный знак: >, = или < .»

Команды получают задание:

        Ответ
700 мм. рт. ст.   101300 Па   <
10 000 Н   20 кН   <
100 см3   0,1 м3   <
150 мг   1,5 г   <
3 700 мг/м3   0,27 г/см3   >
72 км/ч 20   м/с   =
1000 МДж   15000000 Дж   >
250 мл   250 см3   =

1-й ведущий: Скажите, как называют:

  • сотую часть рубля? (Копейка.)
  • сотую часть метра? (Сантиметр.)
  • сотую часть гектара? (Аршин или сотка.)
  • сотую часть любой величины (Процент.)

2-й ведущий: Назовите приспособление для счета по подсказкам:

  1. Простое в обращении.
  2. Не нужны батарейки.
  3. Всегда перед глазами.
  4. Без этого трудно первокласснику.
  5. Пять братьев в одном чулане живут. (Пальцы.)

1-й ведущий: Следующее задание знатокам: «Найти правильную дорогу».

Команды получают одинаковые плакаты и стрелками соединяют обозначения физической величины с ее единицей измерения и названием.

V   кг   плотность
S   м/с   давление
S   кг/м3   скорость
ρ   м   количество теплоты
m   Дж/кг   время
v   Па   сила
h   Н   вес
g   с   масса
F   Дж/кг   площадь
P   Н/кг   высота
t   м3   удельная теплоемкость
Q   м2   путь
C   м   объем
λ   Дж   удельная теплота плавления

2-й ведущий: Пока игроки ищут правильную дорогу, задание болельщикам: «Из предложенных букв составить слова, обозначающие математические термины»

Н Ы У Т А С О В Р К Г Ч

(Ответ: высота, круг, точка.)

1-й ведущий: Команды справились с заданием.

А теперь назовите единицу длины по подсказкам:

  1. первоначально определили как длины трех ячменных зернышек;
  2. обозначает правую фалангу большого пальца рук;
  3. одна из английских мер длины;
  4. равен 25,4 мм;
  5. имя одной из героинь сказок Андерсена произошло от названия этой меры длины. (Ответ: дюйм).

2-й ведущий: Следующее задание «Загони овец в сарай».

Команды получают по четыре конверта, в которые вложены полоски с терминами. Вам необходимо найти лишних «овец».

1-й конверт: масса, скорость, время, объем, давление, газ, плотность, площадь, сила, длина, количество теплоты, энергия, путь, вес.

(Ответ: физические величины, газ.)

2-й конверт: динамометр, весы, мензурка, линейка, барометр, термометр, спидометр, часы, масса.

(Ответ: физические приборы, масса.)

3-й конверт: молния, инерция, диффузия, радуга, падение тел, трение, молекула.

(Ответ: физические явления, молекула.)

 4-й конверт: с, м2, м, кг/м3, м/с, Па, градус, килограмм, Ньютон, Паскаль.

(Ответ: единицы физических нагревание величин. Паскаль, Ньютон.)

1-й ведущий: Пока команды справляются с заданием конкурс для болельщиков.

Кто больше назовет физических терминов на букву «К».

2-й ведущий: Молодцы! Все хорошо справляются со своими заданиями. Следующий вопрос командам: На сковороде могут одновременно жариться две котлеты. Каждую котлету нужно поджарить с двух сторон, при этом для обжаривания ее с одной стороны требуется две минуты. За какое наименьшее время можно поджарить три котлеты. (Ответ: 6 мин.)

1-й ведущий: Следующее задание «Найди общее».

Перед вами на столе лежат наборы предметов. Выходят по одному участнику и определяют общий признак для каждого набора.

Первый набор: мензурка, весы, часы, линейка, термометр, динамометр, амперметр, вольтметр.

Второй набор: стакан, стеклянная палочка, пробирка, колба, пластинка из стекла, предметное стеклышко, мензурка, воронка .

(Ответ: 1) измерительные приборы; 2) вещество-стекло.)

2-й ведущий: И последнее задание в конкурсе «Знатоков»:

Назовите ученого-математика по подсказкам:

1) современник Птолемея I, который царствовал с 306 по 283г до н.э.

2) последователь древнегреческого ученого философа Платона;

3) преподавал четыре науки: арифметику, геометрию, теорию гармонии, астрономию;

4) его великий труд называется «Начало»;

5) его именем назван способ нахождения НОД двух целых чисел;

6) геометрия на плоскости называется геометрией ….

(Ответ: Евклид.)

Звучит музыка «Капитаны, капитаны…».

1-й ведущий: Ну конечно вы все догадались, что наш следующий конкурс – конкурс капитанов.

1-е задание: «Математическая шарада».

Из чисел вы мой первый слог возьмите,
Второй, из слова «голубцы».
А третьим лошадей вы погоните.
Четвертым будет блеянье овцы.
Мой пятый слог такой же, как и первый,
Последней буквой в алфавите является шестой,
А если отгадаешь ты все верно,
То в математике раздел получишь ты такой.

(Ответ: тригонометрия.)

Пока капитаны размышляют задание болельщикам: заглавие, каких литературных произведений начинается с чисел: 3; 20; 12; 80 000;1000?

(Ответ: «Три мушкетера», «Три поросенка», «20 лет спустя», «12 стульев», «80 000 лье под водой», «1000 и одна ночь».)

2-й ведущий: Второе задание капитанам экспериментальное.

Перед вами набор предметов и жетоны, соответствующие этим наборам.

Вам необходимо вытянуть один из жетонов, провести соответствующий опыт и объяснить наблюдаемое явление.

1-й ведущий: В следующем конкурсе участвуют все. Вам необходимо нарисовать фигуру, состоящую из математических знаков и геометрических фигур.

При оценивании учитывается максимальное количество знаков и оригинальность.

(Звучит музыка.)

2-й ведущий: Наши конкурсы подошли к концу, и пока жюри подводят итоги турнира, у нас музыкальная пауза.

1-й ведущий: Предоставляем слово жюри.

2-й ведущий: Мы поздравляем команду знатоков с победой и хотим напомнить, что:

Продолжается век.
И другой приближается век.
По кремнистым ступеням
Взбираясь к опасным вершинам,
Никогда, никогда, никогда
Не отдаст человек
Своего превосходства
Умнейшим машинам!

1-й ведущий: На этом наша встреча завершается. Спасибо всем! До новых встреч.