Цель: развитие интереса к предметам.
Задачи:
- Активизация мыслительной деятельности.
- Развитие творческого мышления, речи.
План мероприятия:
- Организационный момент.
- Приветствие команд.
- Разминка для команд.
- Конкурс «Атака веером».
- Конкурс «Знатоков».
- Конкурс «Капитанов».
- Конкурс «Художников».
- Подведение итогов.
Ход мероприятия
1-й ведущий: Дорогие друзья и участники игры! Сегодня мы собрались на турнир весёлых и смекалистых знатоков математики и физики. Чтобы вы сегодня немного отвлеклись и повеселились, лучше узнали таланты и способности друг друга, подумали над вопросами и ответами, повысили свой интеллект, заразились чувством здорового азарта и соревнования, в общем – провели время с пользой.
(Звучит музыка «Дважды два – четыре».)
2-й ведущий: В нашем турнире участвуют команды «Вундеркинд» и «Угадай-ка». Судить турнир предоставляется… У нас есть также два помощника судей, которые будут собирать для команд треугольники.
1-й в. Оценивать турнир будем следующим образом: за каждый конкурс команда получает треугольники:
- красный – 5 баллов;
- синий – 4 балла;
- зелёный – 3 балла.
2-й ведущий:
Дорогие судьи!
Вам доверено немало:
Справедливо ставить баллы,
Не победа нам важна –
Справедливость нам нужна!
Пожелаем вам пока
Чтоб не дрогнула рука:
Чтоб за песню и за сценку
Вы поставили оценку,
Справедлива чтоб была.
Чтобы не пришлось кричать,
Как кричат: «Судью на мыло!…
Разрешите начинать?
1-й ведущий: Начинаем наш турнир с представления команд.
Вас приветствует команда «Вундеркинд».
Капитан: Команда (хором) «Вундеркинд».
Живущая под девизом: (хором) «Если мы едины, то мы непобедимы!»
Обращение к соперникам:
Друзья, мы относимся к вам с уважением,
Поэтому вносим мы всем предложенье:
Давайте же драться по-рыцарски честно,
А дружбе уступим мы первое место!
Обращение к судьям:
«Вы, жюри, нас не журите,
Больше баллов присудите
Тогда будем мы стараться
И с соперником сражаться».
А теперь приветствие команды «Угадай-ка».
Капитан: Команда (хором) «Угадай-ка».
Живущая под девизом: (хором) «Один за всех и все за одного».
Обращение к соперникам:
Какие у вас приятные лица!
И хочется вам от души улыбаться
Но время, куда-то как птица стремится.
Готовьтесь! Мы честно готовы сражаться.
Обращение к жюри:
«О жюри, жюри,
Очень просим вас,
Не судите вы
Сильно строго нас».
2-й ведущий: Наш первый конкурс «Разминка».
Команды поочередно отвечают на вопросы. На ответ дается 15 секунд. Если команда не дает правильного ответа, то может ответить команда соперников, если же не отвечают и они, то могут ответить болельщики и принести любой команде дополнительные баллы.
1-я команда: Сколько получится десятков, если 5 десятков умножить на 5 десятков? (Ответ: 50 * 50 = 2500, т.е. 250 десятков.)
2-я команда: У продавца в киоске сложены конверты в пачки по 100 штук. Как ему отсчитать 75 конвертов? (Ответ: отсчитать 25 конвертов.)
1-я команда: Книга стоит рубль и еще полкниги. Сколько стоит книга? (Ответ: 1 книга: 1 рубль плюс стоимость 0,5 книги; 0,5 книги стоит 1 рубль; 1 книга стоит 2 рубля.)
2-я команда: Расположите множество чисел по мере их расширения: Z; N; Q; R. (Ответ: N; Z; Q; R.)
1-я команда: Как называется 1 со ста нулями? (Ответ: гугол.)
2-я команда: Где пароход погружается глубже: в реке или в море? Почему? (Ответ: в реке, т.к. плотность пресной воды меньше плотности соленой воды, и следовательно, в пресной воде меньше выталкивающая сила.)
1-я команда: Почему водой нельзя тушить горящий керосин? (Ответ: потому что плотность керосина меньше плотности воды и керосин будет находиться над водой.)
2-я команда: Какая почва прогревается солнцем быстрее: влажная или сухая? (Ответ: влажная, т. к. вода обладает большей удельной теплоемкостью и теплопроводностью, чем воздух.)
1-я команда: Почему пар обжигает сильнее, чем вода той же температуры? ( Ответ: при конденсации выделяется значительно больше теплоты, чем при охлаждении горячей воды, т.к. удельная теплота парообразования много больше удельной теплоемкости воды.)
2-я команда: Из чайника налили чай в стакан с сахаром и в стакан без сахара. В каком стакане чай будет холоднее? Почему? ( Ответ: в стакане с сахаром. На растворение сахара расходуется дополнительная энергия.)
1-й ведущий: Следующий конкурс «Атака веером». Команды задают друг другу вопросы, заготовленные дома.
2-й ведущий: А сейчас конкурс «Знатоков».
«Выбери правильный знак: >, = или < .»
Команды получают задание:
Ответ | ||||
700 мм. рт. ст. | 101300 Па | < | ||
10 000 Н | 20 кН | < | ||
100 см3 | 0,1 м3 | < | ||
150 мг | 1,5 г | < | ||
3 700 мг/м3 | 0,27 г/см3 | > | ||
72 км/ч 20 | м/с | = | ||
1000 МДж | 15000000 Дж | > | ||
250 мл | 250 см3 | = |
1-й ведущий: Скажите, как называют:
- сотую часть рубля? (Копейка.)
- сотую часть метра? (Сантиметр.)
- сотую часть гектара? (Аршин или сотка.)
- сотую часть любой величины (Процент.)
2-й ведущий: Назовите приспособление для счета по подсказкам:
- Простое в обращении.
- Не нужны батарейки.
- Всегда перед глазами.
- Без этого трудно первокласснику.
- Пять братьев в одном чулане живут. (Пальцы.)
1-й ведущий: Следующее задание знатокам: «Найти правильную дорогу».
Команды получают одинаковые плакаты и стрелками соединяют обозначения физической величины с ее единицей измерения и названием.
V | кг | плотность | ||
S | м/с | давление | ||
S | кг/м3 | скорость | ||
ρ | м | количество теплоты | ||
m | Дж/кг | время | ||
v | Па | сила | ||
h | Н | вес | ||
g | с | масса | ||
F | Дж/кг | площадь | ||
P | Н/кг | высота | ||
t | м3 | удельная теплоемкость | ||
Q | м2 | путь | ||
C | м | объем | ||
λ | Дж | удельная теплота плавления |
2-й ведущий: Пока игроки ищут правильную дорогу, задание болельщикам: «Из предложенных букв составить слова, обозначающие математические термины»
Н | Ы | У | Т | А | С | О | В | Р | К | Г | Ч |
(Ответ: высота, круг, точка.)
1-й ведущий: Команды справились с заданием.
А теперь назовите единицу длины по подсказкам:
- первоначально определили как длины трех ячменных зернышек;
- обозначает правую фалангу большого пальца рук;
- одна из английских мер длины;
- равен 25,4 мм;
- имя одной из героинь сказок Андерсена произошло от названия этой меры длины. (Ответ: дюйм).
2-й ведущий: Следующее задание «Загони овец в сарай».
Команды получают по четыре конверта, в которые вложены полоски с терминами. Вам необходимо найти лишних «овец».
1-й конверт: масса, скорость, время, объем, давление, газ, плотность, площадь, сила, длина, количество теплоты, энергия, путь, вес.
(Ответ: физические величины, газ.)
2-й конверт: динамометр, весы, мензурка, линейка, барометр, термометр, спидометр, часы, масса.
(Ответ: физические приборы, масса.)
3-й конверт: молния, инерция, диффузия, радуга, падение тел, трение, молекула.
(Ответ: физические явления, молекула.)
4-й конверт: с, м2, м, кг/м3, м/с, Па, градус, килограмм, Ньютон, Паскаль.
(Ответ: единицы физических нагревание величин. Паскаль, Ньютон.)
1-й ведущий: Пока команды справляются с заданием конкурс для болельщиков.
Кто больше назовет физических терминов на букву «К».
2-й ведущий: Молодцы! Все хорошо справляются со своими заданиями. Следующий вопрос командам: На сковороде могут одновременно жариться две котлеты. Каждую котлету нужно поджарить с двух сторон, при этом для обжаривания ее с одной стороны требуется две минуты. За какое наименьшее время можно поджарить три котлеты. (Ответ: 6 мин.)
1-й ведущий: Следующее задание «Найди общее».
Перед вами на столе лежат наборы предметов. Выходят по одному участнику и определяют общий признак для каждого набора.
Первый набор: мензурка, весы, часы, линейка, термометр, динамометр, амперметр, вольтметр.
Второй набор: стакан, стеклянная палочка, пробирка, колба, пластинка из стекла, предметное стеклышко, мензурка, воронка .
(Ответ: 1) измерительные приборы; 2) вещество-стекло.)
2-й ведущий: И последнее задание в конкурсе «Знатоков»:
Назовите ученого-математика по подсказкам:
1) современник Птолемея I, который царствовал с 306 по 283г до н.э.
2) последователь древнегреческого ученого философа Платона;
3) преподавал четыре науки: арифметику, геометрию, теорию гармонии, астрономию;
4) его великий труд называется «Начало»;
5) его именем назван способ нахождения НОД двух целых чисел;
6) геометрия на плоскости называется геометрией ….
(Ответ: Евклид.)
Звучит музыка «Капитаны, капитаны…».
1-й ведущий: Ну конечно вы все догадались, что наш следующий конкурс – конкурс капитанов.
1-е задание: «Математическая шарада».
Из чисел вы мой первый слог возьмите,
Второй, из слова «голубцы».
А третьим лошадей вы погоните.
Четвертым будет блеянье овцы.
Мой пятый слог такой же, как и первый,
Последней буквой в алфавите является шестой,
А если отгадаешь ты все верно,
То в математике раздел получишь ты такой.
(Ответ: тригонометрия.)
Пока капитаны размышляют задание болельщикам: заглавие, каких литературных произведений начинается с чисел: 3; 20; 12; 80 000;1000?
(Ответ: «Три мушкетера», «Три поросенка», «20 лет спустя», «12 стульев», «80 000 лье под водой», «1000 и одна ночь».)
2-й ведущий: Второе задание капитанам экспериментальное.
Перед вами набор предметов и жетоны, соответствующие этим наборам.
Вам необходимо вытянуть один из жетонов, провести соответствующий опыт и объяснить наблюдаемое явление.
1-й ведущий: В следующем конкурсе участвуют все. Вам необходимо нарисовать фигуру, состоящую из математических знаков и геометрических фигур.
При оценивании учитывается максимальное количество знаков и оригинальность.
(Звучит музыка.)
2-й ведущий: Наши конкурсы подошли к концу, и пока жюри подводят итоги турнира, у нас музыкальная пауза.
1-й ведущий: Предоставляем слово жюри.
2-й ведущий: Мы поздравляем команду знатоков с победой и хотим напомнить, что:
Продолжается век.
И другой приближается век.
По кремнистым ступеням
Взбираясь к опасным вершинам,
Никогда, никогда, никогда
Не отдаст человек
Своего превосходства
Умнейшим машинам!
1-й ведущий: На этом наша встреча завершается. Спасибо всем! До новых встреч.