Урок "Волшебный сундучок"

Разделы: Технология


Цели урока:

  • Познакомить с традиционной вышивкой Карелии;
  • Познакомить обучающихся с мастерством членов семьи через изделия, принесённые на урок в подарок школьному музею “Моя Карелия”.
  • Способствовать повышению эффективности обучения детей в образовательном процессе по изучению материальной и духовной культуры Карелии, через выставки;
  • Активировать участие обучающихся в сохранении местного наследия, почувствовать себя наследниками народных традиций

Задачи:

Образовательная:

  • Пробудить интерес к культуре своего народа, своей семьи;
  • Ознакомить с традиционной вышивкой Карелии, с предметами школьного музея “Моя Карелия”, работами родителей и членов семьи.

Развивающая:

  • Способствовать развитию речи учащихся;
  • Развивать навыки анализа и обобщения различной информации, выдвигать и обосновывать собственную точку зрения

Воспитательная:

  • Развитие познавательного интереса к семейной традиции заниматься ручным ремеслом;
  • Воспитывать чувство доброты, отзывчивости, желание прийти на помощь, нуждающимся в ней, стремление быть благородными и внести свой вклад в развитие школьного музея “Моя Карелия”;
  • Сохранять семейные традиции, народное мастерство;
  • Воспитывать чувство патриотизма, любви к родному краю, уважение к его истории и потребности изучения сегодняшних задач и проблем в развитии народных традиций и ремесел.

Интеграция:

  • География;
  • История;
  • Литература;
  • Музыка.

Подготовительный период: одна неделя до урока: подготовка изделий декоративно-прикладного творчества родителей, учащихся, подготовка ведущих.

Форма проведения: беседа-игра.

Реквизиты: скатерть с вышивкой, коробка-сундучок, девичий сарафан, атласная лента, образцы карельской вышивки.

Вещный ряд: икона, расшитые полотенца, занавес с вышивкой на входную дверь, на деревянном столе - скатерть, самовар, деревянная и глиняная посуда, на лавке - прялка, веретено, корзина, изделия из бересты, на полу тканые половики.

Оформление кабинета: интерьер класса напоминает крестьянскую избу.

  • На ученических столах лежат реквизиты – образцы карельской вышивки. Вдоль стены поставлены лавки.
  • Часть помещения освобождена для вещного ряда и для перемещения детей.
  • Место у доски освобождено для литературного ряда и выставки изделий декоративно – прикладного творчества учащихся – “Родная деревня”.
  • Оформление доски: тема урока, репродукции картин художников, новые слова, сообщения учащихся.
  • Информационный лист (ватман) для оформления сообщений учащихся.
  • Книжная выставка.
  • Выставка “Родная деревня” работ учащихся декоративно-прикладного творчества МОУ “Лицей №40”.
  • На столе скатерть с вышивкой, на ней сундучок (оформленная коробка), в котором находятся конверты с заданиями, изделия родителей, призы (блокноты, открытки, закладки).
  • Стенд для оформления выставки “История вещей”.
  • Информационный лист (ватман) для оформления сообщений учащихся.

Музыкальный ряд: аудиозаписи с диска “Песни русского севера”. Песни фольклорной группы музея – заповедника “Кижи”.

Участники:

  • Учащиеся 5-го класса МОУ “Лицей №40”;
  • Ученицы 7 класса в народных костюмах (ведущие урока), которые делятся своим опытом и мастерством по вышивке - Марья-искусница (хозяйка сундучка), Настя (помощница)
  • Студенты КГПА;
  • Родители.

Структура урока.

Краткий план занятия.

До занятия учителю необходимо проверить корректность работы мультимедийных средств. За две недели до урока учитель дает индивидуальные задания обучающимся - сообщения по темам: “Женские рукоделия нашей семьи”, “Народные традиции. Подарки невесты”. Занятие рассчитано на один академический час, в кабинете оборудованном мультимедиа проектором и обычными столами для лекционной работы. Указанное время каждого этапа ориентировочное.

1-й этап урока:

  • Знакомство с планом урока, ее участниками;
  • Знакомство со школьным музеем “Моя Карелия”, в котором находятся исторические предметы быта крестьянской семьи XIX-XX в.в., подаренные родителями, учителями. Также знакомство с работами учащихся МОУ “Лицей №40.

2-й этап урока:

  • Знакомство с ремеслами Карелии и с женским ремеслом – вышивкой (показ предметов в музее, работ учащихся, показ фильма, презентации о вышивке, сообщения учащихся;
  • Знакомство с семейными работами - подарками музею.

3-й этап урока:

  • Практическая работа: работа по карточкам.

4-й этап урока:

  • Организация выставки “История вещей”;
  • Подведение итогов;
  • Домашнее задание.

Изучение нового материала: 40 мин:

  • Вступительное слово учителя - 2 мин.;
  • Сообщения учащихся – 5 мин.;
  • Просмотр фильма – 5 мин.;
  • Физкультминутка – 1 мин.;
  • Объяснение материала (презентация) – 6 мин.;
  • Интерактивные задания – 14 мин.;
  • Закрепление урока – ответы на вопросы – 3 мин.;
  • Заключительное слово учителя – 2 мин.;
  • Домашнее задание – 2 мин.

Возвращение на места, заполнение анкеты о вкладе в общий результат – 2-3 минуты.

Ход урока

Под музыку народной карельской мелодии учащиеся входят в класс и рассаживаются по местам.

Вступительное слово учителя:

- Сегодня на нашем уроке вы узнаете о народных ремеслах Карелии, о народных мастерах, о женском ремесле – вышивке, увидите интересные работы мастеров XIX, XX века, ознакомитесь с семейными реликвиями, которые сохранились в настоящее время и передаются из поколения в поколение. Многие из вас любят вышивать. Почти в каждой семье имеются работы с вышивкой. В некоторых семьях сохранились полотенца, скатерти, подзоры, и другие изделия с вышивкой. Чтобы сохранить эти работы и принести пользу родному краю, хозяйки отдают их в музеи.

Наш школьный музей “Моя Карелия” изучает народные ремесла и собирает старинные предметы. Наши уроки, как сегодня, помогают не только узнать об исторических предметах - семейных реликвиях, которые еще сохранились и бережно передаются из поколения в поколение членам семьи, но и имеют возможность пополнять наш музей историческими экспонатами, что способствует его развитию.

Я думаю, что урок будет интересным и познавательным. Предлагаю всем участникам принять самое активное участие. Ведущими нашего урока будут ученицы 7-го класса – Настя и Маша. Наши гости – студентки Карельского Государственного педагогического университета и родители.

Входит Марья-искусница и Настя в народных костюмах. В руках у Марьи-искусницы сундучок, который она ставит на стол.

Марья-искусница:

- Здравствуйте, гости дорогие! Сегодня мы пришли к Вам рассказать о традиционных народных ремеслах Карелии и ее мастерах. Все мы любим наш родной край. Это удивительно красивый уголок России. Здесь, на тысячи километров тянутся леса, озёра, по краю которых расположены живописные скалы. Карелия богата своей историей, сказками, былинами, памятниками деревянного зодчества. Здесь издавна жили умелые мастера, владевшие искусством резьбы, росписи по дереву, вышивки, ткачества, плетения из бересты. Из поколения в поколение передавалось это мастерство. Давайте посмотрим фильм и узнаем, какие ремесла развивались.

(Все смотрят фильм “Народные ремесла Карелии”. Комментирует его Марья – искусница).

На сверо – западе европейской части России находится красивый край – Карелия. Здесь живет замечательный и трудолюбивый народ, который сохраняет свои национальные традиции, развивает и передает свое мастерство будущим поколениям. На протяжении многих столетий в Карелии формировались традиционные народные ремёсла. Из поколения в поколение передавалось мастерство народных умельцев – резчиков по дереву и вышивальщиц, гончаров и кузнецов, бондарей и ткачих. Каждый мастер имел свои эстетические вкусы и приёмы художественной обработки материалов. Природа северного края вдохновляла народных умельцев на различные темы искусства, которые выражались в вышивке, в узорном ткачестве, вязании, резьбе и росписи по дереву, в обработке бересты и металла. Все предметы каждодневного быта были объектом труда и, как правило, изготавливались самими хозяевами или их односельчанами. Эти вещи были сделаны из простейших материалов, которые всегда имелись под рукой, - из дерева и глины, из бересты и льна. Традиционные женские ремёсла – обработка льна, шерсти и конопли, ткачество и вышивка. Вышивали и ткали женщины обычно зимой, когда все основные работы – вспашка земли, посев, жатва и сенокос - были уже закончены. В то же время и мужчины брались за свои домашние дела – вязали сети, резали по дереву, плели из бересты.

Марья-искусница:

- Вы посмотрели фильм. Ответьте на вопросы: О каких традиционных ремёслах Карелии и мастерах вы узнали?
- Рассмотрите на столе предметы и ответьте, к каким ремеслам они относятся? Для полного ответа используйте вещный ряд (дети отвечают).
- Скажите, а кто сделал эти предметы? (мастера).

Настя:

- Вы немного устали. Давайте поиграем. Покажите пантомиму следующих ремёсел:

- Роспись по дереву;
- Лесорубство;
- Вязание;
- Кование (кузнечное дело);
- Вышивание.

Марья-искусница держит в руках полотенце:

- “ Дай родитель, моя матушка, мне девичье рукодельце, дай-ка пяльце мне точеные, дай иголочку тамбурную”.

Скажите, пожалуйста, кто из вас любит вышивать? Когда вы стали вышивать? А вы знаете, что раньше девочка вышивала с 4-5 лет. Передавалось это мастерство из поколения в поколение. Например, девочка должна была к своему совершеннолетию 15-16 годам приготовить себе приданное. В ее сундуке к приходу сватов, накапливалось до 100 вышитых полотенец, много скатертей, подзоров, наволочек, одежды и десятки метров холста, сотканного ее руками. На свадьбе из девичьего приданного устраивали своеобразную выставку. Гости строго оценивали не только мастерство, но и художественный вкус невесты.

Марья-искусница:

- Посмотрите на экран – это заонежские узоры (Марья – искусница комментирует презентацию о вышивке).

В различных регионах Карелии, в течении многих столетий, формировались свои эстетические вкусы и традиции. С большой любовью крестьяне украшали свои дома, интерьеры жилых помещений, различную утварь, одежду, предметы быта узорами, которые были не только художественно выразительными, но и несли обереговую функцию. Вышивка издавна была основной формой народного декоративного творчества карельских женщин.

Вышитыми узорами местные крестьянки украшали женские и мужские рубахи, головные уборы – сороки, повойники, а также полотенца, подзоры к кроватям и полкам, скатерти. Особое внимание уделялось украшению полотенец, которые кроме своего основного назначения, использовались для украшения жилища (развешивались вокруг зеркал, боженицы), также несли особую функцию в местных праздниках и обрядах.

Расцветка северной вышивки очень строгая. Мастерицы вышивали красные узоры по холсту или на красном кумаче (красном ситце) белыми нитками. Красный цвет обозначал небесный огонь и символизировал образ солнца. Также вышивали белым по белому.

В орнаментике карельской вышивки в основном преобладали растительные узоры или комбинированные с изображением птиц, животных, геометрических элементов. Очень часто сопровождались надписями, например: “На память дарю люблю”. Образ матери – земли изображался в вышивках в виде женских фигур с поднятыми руками к верху, словно просящих дождя и благодатных солнечных лучей. Со временем магическое значение многих образов стало забываться, но они по-прежнему продолжают привлекать вышивальщиц своей поэтичностью и красотой.

Сегодня карельские мастерицы продолжают развивать народные традиции узорного искусства, создают подлинно художественные произведения. Традиционные узоры они творчески переносят на современные изделия. В г. Медвежьегорске находится знаменитая в Карелии фабрика “Карельские узоры”. Замечательные изделия с вышивкой, которые она выпускает, пользуются популярностью не только в Карелии, но и в России, и у иностранных туристов. Мы побывали на фабрике и увидели ее мастериц. Волшебные карельские узоры вышивальщицы выполняют тамбурным швом на специальных машинах.

Интересно было узнать, что работники фабрики сохраняют народные традиции – это технологию перевода рисунка на ткань с помощью керосина. Мы попробовали испытать эту технологию. Оказалось не трудно, даже очень интересно. (Рассказ сопровождается показом изделий вещного ряда и альбомов на книжной полке).

Настя: показывает работы учениц лицея на выставке “Родная деревня”.

- Мы тоже любим вышивать. Это долгий и кропотливый труд. Посмотрите на эту выставку. Какие интересные, красивые работы выполнили мастерицы нашего лицея! Волшебные карельские узоры так и завораживают.

Давайте откроем наш волшебный сундучок, посмотрим, что здесь находится. Это наши работы. Мы их долго вышивали и складывали сюда, в сундучок.

Марья-искусница достает из сундучка работы:

- Посмотрите, вам нравится эта работа. Этот полотенец вышивала я двусторонним швом, раньше называли в Карелии этот шов назывался – досюльный. Эту дорожку вышивала Настя тамбурным швом. Для своих работ мы сами придумываем узоры карельской вышивки. В настоящее время мы выполняем заказ – вышиваем свадебные полотенца. Здесь мы используем в основном растительный орнамент и узоры различных птиц.

Настя показывает работы с вышивкой, дети рассматривают изделия.

Марья-искусница:

- В нашем сундучке находятся и другие работы – это работы ваших родителей. Сегодня на уроке мы оформим семейную выставку, которую назовём “История вещей”.

Марья-искусница достает предмет из сундучка:

- Какая замечательная работа, интересно кто ее сделал, и какая история этой вещи?

Ученица выходит к доске и рассказывает историю своей семейной реликвии.

1-я история предмета. Рассказывает Слесаренко Ирина - ученица 5-го класса.

- Этот рушник вышила бабушка моего папы - Лисица Ефросинья Петровна – моя прабабушка. Она жила в деревне Кузничи в Украине. Звали ее бабушка Прося. Этот рушник она не только сама вышила, но и соткала полотно, связала кружево. Рушник был сделан во время Великой Отечественной войны, более 60 лет назад. Во время войны деревня была занята фашистами, все хозяйство было разрушено, поэтому все приходилось делать своими руками. Вот и бабушка Прося своими руками ткала, шила, вышивала, вязала очень многие вещи: скатерти, рушники, занавески, простыни, наволочки, пододеяльники. То, что предназначалось для ежедневного использования, уже давно поизносилось. А вещи, которые были более нарядные, требовавшие много времени и труда - берегли. Их доставали только на праздники, когда приходили гости, поэтому они сохранились. Во время войны муж прабабушки Проси - Лисица Григорий Данилович - был на фронте, и вышивая этот рушник, она думала о нем. Прабабушкин рушник долго висел в “куту” на иконах. “Кут” – это угол, в котором помещен иконостас. В дальнейшем этот рушник и многие другие вещи были переданы моей бабушке Мане (дочери Ефросиньи Петровны). Этот рушник мы дарим в музей. Он красивый и у него интересная история. В нашей семье много работ с вышивкой. Это память о моей прабабушки. Я люблю свою школу. Я и моя мама с удовольствием хотим подарить рушник для школьного музея.

2-я история предмета. Рассказывает Коновалова Анна – студентки КГПУ.

- В нашей семье следуют многим традициям, одна из них связана с рушником, выполненным моей прабабушкой Озерковой Прасковьей Федоровной еще в начале XX века. Прабабушка жила в пригороде Тихвина (ленинградская область). У нее был ткацкий станок и она дома сама ткала. В том числе и ткань для рушника была сделана на этом станке. Прабабушка украсила рушник узором, соответствующем данному краю и оставила свои инициалы “П Ф” вышивкой, выполненной в технике “крестиком”.

На этом рушнике прабабушка подавала хлеб, соль на свадьбах своих сыновей, но передала его по наследству своей старшей дочери. В свою очередь бабушка передала рушник моей маме. Несколько лет назад она использовала его на свадьбе моего брата.

В нашей семье все занимались рукоделием. Прабабушка и бабушка занимались вышивкой, моя мама очень хорошо вяжет. И я стараюсь продолжать эту традицию, я люблю вышивать, вязать, умею шить, увлекаюсь изготовлением кукол. Поэтому я поступила в КГПУ на факультет “Технологии и Предпринимательства”, где более подробно изучаю рукоделие, традиции и костюмы разных времен и народов. Этот рушник я передаю в музей. Сейчас я вышиваю рушник на свадьбу, стараюсь выполнить работу хорошо. Вышиваю также подарки своим родным.

Настя оформляет изделие на выставку, а историю (сообщение) на “Информационный лист).

Так последовательно Марья–искусница достает предметы из сундука. Учащиеся рассказывают историю данной вещи, а Настя оформляет работы на выставку.

Марья-искусница:

- Спасибо вам за ваши подарки гости дорогие. В сундучке больше нет вещей. Но, здесь еще что – то лежит. Это сюрпризы для вас. Посмотрим. Какие-то конверты. Кто хочет прочитать их?

Учащиеся поднимают руки.

Марья-искусница вызывает желающих, просит достать конверт из сундучка и прочитать содержимое.

В конвертах карточки-задания, загадки, сказки. Учащиеся берут конверт и отвечают на вопросы, загадывают загадки, читают сказку.

Марья-искусница:

- Какие вы молодцы, как хорошо вы сегодня работаете. Для вас у меня есть в сундучке мешочек с подарками. Их подготовили наши мастерицы из школьного клуба – мастерской “Карелочка”.

Настя раздает подарки: игрушки, открытки, блокнотики, закладки, календари.

Марья-искусница:

- А сейчас посмотрите на нашу выставку. Какие замечательные здесь работы! Вы согласны со мной? У вас появилось желание сделать себе такую же работу!
- Да.
- Мы очень рады. Вы хотите, чтобы мы к вам пришли ещё?
- Да.
- Мы с удовольствием придём к Вам и покажем, как можно вышить красивые карельские узоры. Мы думаем, у вас все получится, и наш школьный музей пополнится новыми экспонатами.

Звучит мелодия. Марья-искусница и Настя берут сундучок и уходят.

Учитель:

- Дети, Вам понравилась наш урок?
- Чем понравился?
- Что нового Вы узнали?

Сегодня, на нашем занятии, вы узнали о народным женском ремесле – вышивке. Увидели чудесные работы умелых мастеров Карелии. На нашем уроке вы узнали, как важно любить традиции родного края, беречь и сохранять то наследие, которое достаётся нам от предыдущих поколений. Также выяснили, что не исчезают традиционные ремёсла, а продолжают развиваться, благодаря людям, которые любят свой край, свой народ и то дело, которое они любят, и хотят передать будущему поколению.

Спасибо всем за активное участие, за подарки нашему музею.

Объявление оценок учащимся за урок.

Домашнее задание: учитель раздает учащимся карточки.

Дети записывают задание:

- Выполнить рисунки вышивок: дерева – жизни, птицы – счастья по карточкам;
- В рабочей тетради написать пословицы о труде, о добре, добрых поступках.

Литература:

  1. “Кижи – историко – арх. Музей – заповедник. Фонды музея. Вышивка. Сост. А.Я. Якшина. Петрозаводск, 1982.
  2. Мошина Т.А., МаксимовЮ.В. Заонежская вышивка. Петрозаводск. 1982.
  3. Климова Н.Т., Барадулин В. А. Основы художемтвенного ремесла М., Просвещение, 1978.
  4. Родионова Н. Карельская вышивка. Альбом. Петрозаводск, 1959.
  5. Екатерина Фролова “Чистый источник”. Москва, “Молодая гвардия”, 1990.
  6. Косменко Л.П. “Северные узоры”. Народная вышивка Карелии. Петрозаводск, 1989.
  7. Трифонова Л.В. Декоративно – прикладное искусство Пудожья и Заонежья” в собрании музея “Кижи”. Петрозаводск, 2004.
  8. Маслова Г.С. “Орнамент русской народной вышивки”. М., 1978.
  9. Симоненко В.Д. Технология”. Учебник для учащихся 5-го класса общеобразовательной школы, “Вентана – Граф”, 2008.
  10. Припеченкова С.И., Глушкова Э.Ю. Уроки труда. 5 класс. Макраме. Вышивание. Поурочные планы – Волгоград: Учитель, 2002.

На уроке используется разработанный автором материал:

  • Фильм “Народные ремесла Карелии”.
  • Презентация “Заонежские узоры”.
  • Карточки - задания
  • Буклет “Народные ремесла Карелии. Вышивка”.

Данный урок прошел апробацию с положительной стороны:

  • Учащиеся с интересом и вниманием изучают новую тему, закрепляя свои знания на предметах, принесенных на урок;
  • Учащиеся с удовольствием выполняют творческие задания;
  • По итогам урока создан фотоальбом семейных реликвий “История вещей”, в котором находятся фотографии семейных работ и информация о них;
  • Через данный урок происходит связь с семьей. Родители и дети показывают на уроке свои семейные работы декоративно – прикладного творчества;
  • Подарки родителей находятся в школьном музее “Моя Карелия”, которые используются на уроках и внеклассной деятельности по изучению народной культуры Карелии;
  • Учащиеся с интересом изучают “Карельскую вышивку” и с удовольствием делятся своим опытом. Девочки старших классов проводят уроки в младших классах. Они не только рассказывают историю данного ремесла, но и обучают технологиям разных видов вышивки;
  • Вещный ряд на уроке представлен из предметов, собранных в процессе проектной деятельности учителя и учащихся (икона, расшитые полотенца, занавес с вышивкой на входную дверь, на деревянном столе - скатерть, самовар, деревянная и глиняная посуда, на лавке - прялка, веретено, корзина, изделия из бересты, на полу тканые половики).

Рекомендации по использованию урока:

Данный урок может быть использован для уроков технологии начальных классов, ИЗО, МХК, внеклассных мероприятий, также для кружковых занятий по изучению народной культуры Карелии. Данный материал может быть полезен тем, кто интересуется народной культурой и ее историческим наследием.