Статья "Трудовая деятельность детей дошкольного возраста через экологическое обучение"

Разделы: Работа с дошкольниками


 Дошкольное детство - период первоначального познания природы во всех ее проявлениях. Окружающая природа (неживая, животный и растительный мир) воздействует на эмоциональную и интеллектуальную сферы ребенка не только своеобразием и красотой явлений. Важной стороной в познавательном отношении является изменчивость природных объектов, закономерная смена явлений.
Относительное постоянство и сопутствующая ему в той или иной степени изменчивость предметов окружающего мира - это типичное (или обычное) состояние условий, в которых развивается ребенок со дня рождения.

Для становления и развертывания различных форм мышления в раннем и дошкольном возрасте чрезвычайно большую роль играет восприятие детьми изменений предметов. Дети рано начинают знакомиться с изменчивостью природных явлений. Смена дня и ночи, смена атмосферных явлений, разнообразные поведенческие реакции животных становятся предметом их наблюдений в обычной повседневной жизни. На прогулке ребята с удовольствием следят за голубями, за игрой собак, за быстро двигающимися облаками и т.д. Причина привлекательности - динамичность, мгновенная смена образов.
Дошкольный возраст - благодатная и ответственная пора, когда перед ребенком открывается во всем своем многообразии удивительный мир окружающей действительности. Благодаря игре, трудовой деятельности, обучению дошкольник проникает в суть предметов и явлений природы, общественной жизни и осваивает этот мир в действительной форме. Именно в этот период закладываются основы характера человека.
Известно, у каждого здорового дошкольника появляется потребность в деятельности. Познавая окружающий мир, он стремится действовать в этом мире. Естественная потребность ребенка в деятельности является прекрасной предпосылкой для воспитания личности, для формирования у него высоконравственных качеств. Все виды деятельности, в которые вступает малыш ( бытовая, игровая, учебная и трудовая, эмоциональное общение), выполняет важную функцию в формировании личности.
Воспитывать трудолюбие и бережное отношение детей к природе - одна из важных задач общей работы по охране окружающей среды. Понимая всю значимость этого для всестороннего развития, формирования личности ребенка, мы серьезное внимание уделяем организации работы детей всех возрастных групп в уголке природы. Цель- привитие всем детям интереса к труду, воспитание ответственного отношения к своим обязанностям. Радостно видеть, как менялось отношение детей к труду. У большинства из них появляется интерес и ответственное отношение к делу, все дети становятся инициативными.
Любовь к природе достигается не словами, а тем, как человек знает ее, как умеет и любит трудиться в природе, стремится к ее улучшению, к бережному отношению.
Ребенок от природы склонен к подражательности, его все интересует и привлекает. Он видит, как трудятся взрослые. Вначале его главным образом привлекают чисто внешние стороны, и он их (а затем и свои наблюдения, интерес к труду взрослых) переносит в игру, изобразительную деятельность, в повседневную жизнь. Эти проявления детей мы, педагоги, используем в педагогических целях.

Деятельность - важнейшая форма проявления активного отношения человека к окружающей действительности. В деятельности развиваются все психические процессы, формируются умственные, эмоциональные и волевые качества личности, ее способности и характер. Деятельность и сознание рассматриваются в единстве, поэтому, изучая деятельность ребенка, мы имеем возможность познавать его самого.
Труд детей в природе создает благоприятные условия для физического развития, совершенствует движения, стимулирует действие разных органов, укрепляет нервную систему. Большое значение имеет труд в природе для умственного и сенсорного развития детей. В этом труде, как ни в каком другом, сочетаются умственные и волевые усилия. Родная природа представляет собой широкий простор для наблюдений и труда детей, для обогащения их знаний и представлений. В процессе выращивания растения, ухода за животными перед ребенком постоянно возникают простые и сложные задачи, которые малышу приходится решать. Окружающая природа - источник развития не только ума, но и нравственных чувств ребенка. Особенно важно вызвать у дошкольника эмоционально-положительное отношение к предметам и явлениям природы. Самым действенным средством для этого является систематический, последовательно усложняющийся труд детей по выращиванию на участке детского сада и в уголке природы, по уходу за животными. Ухаживая и наблюдая за птичкой, рыбками, белкой, насекомыми, ребенок учится заботливому и бережному отношению к ним, узнает много интересного об их жизни (повадках, питании, условиях обитания). Ответная реакция животного на заботу и ласку ребенка, его привязанность к нему воспитывает в детях доброту. Природа - это и первый эстетический воспитатель ребенка. Трудясь в природе, ребенок учится видеть, понимать и ценить ее красоту. Уход за цветущими растениями, посадками кустов и деревьев дает детям ни с чем не сравнимые живые и яркие впечатления о красоте и аромате цветов, осенней листве, о сверкающих на солнце изумрудных капельках дождя.
Разнообразный труд в природе оказывает благотворное влияние и на общее физическое состояние ребенка. Окраска листьев и цветов, их аромат, шелест листьев и пение птиц не только приятно действуют на наше зрение, обоняние и слух, но и тонизируют нервную систему, что благотворно сказывается на жизнедеятельности всего организма. Труд на огороде и в цветнике развивает мышцы ребенка и укрепляет его нервную систему.
Воспитатели ДОУ организуют труд детей таким образом, чтобы за растениями и животными ухаживали не только дежурные, но и те дошкольники, которые проявляют активный интерес, стремление заботится об обитателях уголка природы. Несомнено, пример этих ребят окажет положительное влияние и на малышей, у которых пока отсутствует интерес к объектам природы и желание трудится. Ошибочно поступают те воспитатели, которые берут на себя все заботы по уходу за животными объектами. Это не способствует формированию у ребят прочных трудовых навыков и не воспитывает у них привычки трудится.
Уход за животными способствует воспитанию у малышей ответственности за жизнь живого существа. Чтобы труд детей принес желаемые результаты, воспитатель должен умело руководить их работой и сам хорошо знать, как ухаживать за животными, как и чем их кормить. Уход за животными требует терпеливой, кропотливой работы педагога с детьми.

Первоначальные навыки и умения в природе прививаются как на занятиях, так и в повседневной жизни. Важнейшим приемом воспитания трудовых навыков у детей является показ трудовых действий с одновременным объяснением его необходимости. Например, нужно не только показать, как следует поливать растение, но и объяснить, для чего мы это делаем. Большое значение имеет привлечение внимания ребят к положительному примеру взрослых и сверстников.
Сила положительного примера - в его эмоциональной насыщенности, наглядности, в том, что он способствует выработке у ребенка общих представлений о нравственных ценностях труда, облегчает дошкольнику выделение отдельных положительных черт и качеств труженика, благодаря которым данный образ привлекает ребенка, вызывает желание быть похожим на него.
В привитии детям трудовых навыков немаловажную роль играют упражнения. Например, чтобы ребенок научился правильно поливать растение, он должен не только знать, как это делать, но и сам неоднократно упражняться в действии-поливке. Умение только тогда переходит в прочный навык, когда ребенок часто упражняется. Качество работы оценивается воспитателем. Доброжелательная, объективная оценка воспитателя помогает малышу совершенствовать свои действия.
Труд в природе разнообразен по содержанию и эпизодичен по времени выполнения. В нем много новизны и эмоциональности. Однообразный и повторяющийся изо дня в день труд требует от ребят большого терпения. Естественно, что дети охотнее включаются в работу, носящую эпизодический характер. Выполняя те или иные трудовые действия, дети сталкиваются с различными свойствами почвы, растений и познают эти свойства. Рассматривая , обследуя почву, растения, наблюдая за поведением животных, дети выделяют такие их признаки, повадки, которые важны для выполнения предстоящего трудового действия. Умение анализировать свойства почвы, растений позволяет правильно регулировать затрату физических усилий, выбирать соответствующие орудия труда, вырабатывать определенные умения координировать свои движения. Например, при прополке умение отличать внешние признаки культурных растений от внешних признаков сорняков позволяет выработать правильный захват сорняков рукой.
Труд в природе связан с расширением кругозора детей, получением доступных знаний, например, о почве, посадочном материале, трудовых процессах, орудиях труда. На основе собственного опыта ребенок наглядно убеждается в потребностях живых организмов. Например, дети узнают о том, что влага- источник питания, она поддерживает растения в определенном жизненно активном состоянии. Дети начинают понимать зависимость организма от среды, последовательность роста и растений (появление всходов, облиствление, цветение, плодоношение), в процессе труда устанавливают закономерности и связи (последовательные, временные, причинные), существующие в жизни природы. Это способствует формированию элементов материалистического миропонимания. Дети подводятся и к основному выводу: человек, зная потребности живых организмов, может влиять на их рост и развитие, т.е. они узнают о роли человека в управлении природой. Систематическая коллективная работа объединяет ребят, воспитывает у них трудолюбие и ответственность за порученное дело, доставляет им радость. Работая на участке (в огороде, цветнике, ягоднике), а также в уголке природы, дети овладевают простейшими практическими навыками обращения с сельскохозяйственным инвентарем, усваивают приемы ухода за растениями, получают много сведений о росте и развитии растений.
Труд в природе способствует и развитию наблюдательности, любознательности детей, воспитывает у них интерес к сельскохозяйственному труду и уважение к людям, которые им занимаются. Труд в природе помогает воспитывать любовь к ней. Любить природу-это значит воссоздавать и преумножать богатство нашей Родины, бережно относится к живому, к результатам труда.
Наряду с наблюдениями труда окружающих большое место занимает собственная трудовая деятельность детей. Все дошкольные учреждения имеют природные уголки, огороды, цветники, теплицы, где дети могут работать. В уголках природы живут хомячки, белки, птички, имеются аквариумы с рыбками. Все это предоставляет возможность для ознакомления детей с жизнью растений и животных и освоения навыков по уходу за ними.
На протяжении многих лет мы используем в ДОУ исследовательские занятия для детей 5-6 лет по освоению природы. Эти занятия направлены: на развитие умений выявлять проблемы, решать их путем трудового воспитания, строить гипотезы, наблюдать за явлениями природы, делать умозаключения, делать выводы.
«Уголок нетронутой природы» - это одно из «экологических пространств», который расположен на территории детского сада, предназначен для детей всех возрастов. Это небольшая озеленённая территория, которая не подвергается никакому воздействию: на ней нет построек и посадок, не косят траву и не убирают опавшие листья, не вытаптывают слишком частыми прогулками с детьми. В нашем «уголке нетронутой природы» сложился естественный биоценоз – стали произрастать те растения, которые сами посеялись и нашли благоприятные условия. Нашли себе приют насекомые, построив два муравейника на местах поваленных деревьев, живет и трудолюбиво работает лекарь деревьев – дятел, забавная озорная семья белок, которые развлекая ребят, не только прыгают по деревьям, но и важно передвигаются по забору вокруг детского сада.
Дети с интересом знакомятся с дикорастущими растениями: подорожник, одуванчик, разные злаковые травы, пижма.
Под елью устроен «барометр»: на пересечении с нижней веткой укреплена в земле стойка с условными делениями. Всякий раз, когда стоит сырая, дождливая погода, ветка насыщается влагой и под ее тяжестью опускается вниз и, наоборот, в сухую погоду поднимается выше нулевой отметки.
Очень много интересного и полезного из жизни обитателей природы узнают дети, путешествуя по экологической тропе, где дети знакомятся с различными природными явлениями живыми и неживыми объектами, трудятся, проводят наблюдения, организовывают игры. Воспитателями разработаны маршруты и запланированы наблюдения за объектами природы на экологической тропе для средней и старшей группы. Наша экологическая тропа расположена на территории детского сада, т.к. участок большой и имеется природное разнообразие, интересные объекты. Для каждой экологической тропы создан паспорт.
Научить каждого ребёнка любить и беречь окружающий мир, мы считаем невозможным без помощи родителей. Если родители хотят, чтобы их ребенка любили в детстве и уважали, когда он станет взрослым, пусть научат его любить труд.

Для работы с детьми используем различные формы и методы по трудовому воспитанию через экологическое обучение.
Очень распространён у нас в ДОУ такой метод работы как «Уроки доброты». Они проводятся индивидуально или с небольшой подгруппой детей в минуты их обращения к миру природы.
Если говорить о трудностях в работе, то, прежде всего это проблемы с участком – территория возле детского сада обширная и возможности ее использования практически неограниченны. Хотелось бы иметь огородные грядки для наблюдения за ростом овощей, пышные цветники, фитогрядку, альпийскую горку, площадку для опытов. Проблема в том, что все наши старания уничтожаются приходящими в вечернее время «гостями», на которых не действуют ни уговоры, ни угрозы.
В дальнейшем мы планируем продолжать работу по защите нашего участка, а весной провести акцию «Детский сад – территория детей», развесить рисунки, плакаты с просьбами не разрушать наш труд
Не следует чрезмерно увлекаться словесными методами воздействия на личность, которые направлены прежде всего к его сознанию (разъяснение, убеждение, нотации), а учитывать конкретность, образность мышления, формировать конкретные трудовые умения и навыки, привычку трудиться (требование, упражнение, создание воспитывающих ситуаций, положительный пример и пр.).
Воспитание трудолюбия - это прежде всего трудовая организация всего уклада, всего строя детского сада и в семье, а не слова и назидания.
Очень важно, чтобы поручения, которые выполняют ребята в детском саду и дома, носили общественно полезную направленность. Хорошие поступки по отношению к окружающим могут стать привычкой, превратится в устойчивую черту характера только в том случае, если ребенок не время от времени совершает их, а постоянно, пока они не станут потребностью. Доброта, забота о человеке, потребность доставлять радость другим - вот что должно служить мотивом, побуждающим ребенка к труду.

 Литература:
1. Ковальчук Я.И., Васильева А.И.Трудовое воспитание дошкольников. -Мн.: Народная асвета,1983.с.35-37
2. Трудовое воспитание детей дошкольного возраста: (Из опыта работы) / Сост.Л.В. Русскова; Под. Ред .М.А. Васильевой. -М.: Просвещение, 1984.с.51-55
3. Кононко Е.Л. Трудовое воспитание детей в семье.- К.: Рад. Шк., 1988
4. Маркова Т.А. Воспитанте трудолюбия у дошкольников: Кн. Для воспитателя дет. Сада.- М.: Просвещение, 1991.
5. Воспитание дошкольника в труде/ В.Г.Нечаева, Р.С.Буре, Л.В.Загик и др.; Сост. Р.С.Буре; Под ред. В.Г.Нечаевой.-3-е изд., испр. и доп.- М.: Просвещение, 1983 с.84-124
6. Нравственно-трудовое воспитание детей в детском саду/ А.М. Виноградова, Г.Н. Година, С.А.Козлова и др.; Под. Ред. Р.С.Буре.- М.: Просвещение, 1987
7. Уроки трудового обучения. 1 класс. Пособие для учителя. Сост. И.Г.Майорова.М., «Просвещение», 1973
8. Доклад на тему: «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста» (из опыта работы) Сост.Н.М.Каблаш.- ДОУ «Незабудка» ,2006
9. Журнал «Управление ДОУ», №3-2007