Цели:
- Познакомить детей с понятиями «семья», «поколение», «домочадцы», «генеалогия», «генеалогическое древо»;
- Формирование у учащихся представления о семье, как о людях, которые любят друг друга, заботятся друг о друге;
- Помочь становлению нравственных представлений учащихся о внутрисемейных отношениях, сплотить детей и родителей;
- Развитие семейного творчества и сотрудничества семьи и школы, воспитание у учащихся чувства любви и уважения к родителям, гордости за свою семью, сплочение классного коллектива;
- Воспитывать чувство гордости за свою семью.
Оборудование:
- учебник “Окружающий мир. 2 класс” (под ред. Н.Ф. Виноградовой),
- мультимедийный проектор,
- Презентации Microsoft Power Point, созданные совместно родителями и учениками.
Ход урока
I. Организационный момент.
Учитель: Один!
Дети: Прозвенел звонок.
Учитель: Два!
Дети: Начался урок.
Учитель: Три!
Дети: Красиво встать!
Учитель: Четыре, пять!
Дети: Тихо за партой свое место занять.
II. Сообщение темы урока.
Сегодня наша программа о том, что объединяет всех нас. Что же это такое, когда все вместе: дедушка, бабушка, папа, мама, дети?
Правильно, это семья.
Как вы думаете какова тема урока?
Тема урока «Что такое семья?»
Какие цели на урок мы с вами поставим?
Уточнить что такое …
Что объединяет …
Откройте учебники на стр. 34.
Правильно ли мы назвали тему урока?
А как же появилось слово семья?
Об этом нам расскажет стихотворение.
Когда появилось слово семья?
Когда-то о нём не слыхала Земля –
Но Еве сказал перед свадьбой Адам;
– Сейчас я тебе семь вопросов задам:
Кто деток родит мне, богиня моя?
Ева тихонько ответила: «Я»
– Кто их воспитает, царица моя?
Ева покорно ответила: «Я»
– Кто есть приготовит, о радость моя?
Ева всё также ответила: «Я»
– Кто платье сошьёт, постирает бельё,
Меня приласкает, украсит жильё?
«Я, я», – тихо молвила Ева: «я, я»,
Сказала она знаменитых семь «Я»
Вот так на Земле появилась семья.
А теперь на стр. 34 учебника прочитаем, что о семье нам рассказывает автор.
Кто такие домочадцы? (члены семьи)
Что такое поколение? (люди одного и того же возраста)
Что такое семья мы с вами прослушали, а теперь давайте в учебнике рассмотрим рисунок-схему «Что объединяет членов семьи»:
- живут в одной квартире;
- распределяют деньги на покупки и хозяйство;
- занимаются домашним хозяйством;
- вместе отдыхают и проводят свободное время;
- члены семьи любят и уважают друг друга…
Что их еще может объединять? (ответственность друг за друга, чувство взаимопомощи, нежность, взаимопонимание)
В старину на Руси жили большими семьями, все друг другу помогали, малыши старость уважали, а старики малых жалели. Вместе ели и пили, только не тужили. О такой большой семье есть у меня загадка. Попробуйте посчитать, сколько в этой семье человек.
Задам сейчас задачу я.
Послушай, вот моя семья:
Дедуля, бабушка и брат.
У нас порядок в доме, лад
И чистота, а почему?
Две мамы есть у нас в дому,
Два папы, два сыночка,
Сестра, невестка, дочка,
А самый младший – я.
Какая же у нас семья?
(Всего 6 человек.)
Благодаря этой загадке мы коснулись очень интересной темы: родственных отношений.
Русский человек без родни не живет.
В семейном кругу мы с вами растём!
Основа основ – родительский дом!
В семейном кругу все корни твои!
И в жизнь ты выходишь из семьи!
Семья – самое главное в жизни для каждого из нас. Семья – это люди, те, кого мы любим, с кого берём пример, о ком заботимся, кому желаем добра. Именно в семье мы учимся любви, ответственности, заботе и уважению.
И сейчас ребята расскажут о своих семьях.
Первая номинация «Фоторепортаж» о свой семье (презентации детей).
Есть ли в вашем доме семейный фотоальбом?
В номинации «Семейный альбом» представят свои работы… (фотоальбомы детей)
Наука, занимающаяся родословием называется генеалогия. Так записано в толковом словаре Владимира Даля. Генеалогия (греч.) – наука о родословной, о родословии. Поколенная роспись лишь одного рода, родословная. Генеалогический – значит родословный.
Чтобы более наглядно было видно, всю родословную семьи, т.е. поколения данной семьи составляют генеологические деревья семьи.
И такие генеологические деревья составили ребята в следующей номинации: «Генеалогическое древо» (работы детей).
Физминутка
Дом... Это слово знакомо всем с детства. От него веет уютом и теплом. Дом для каждого из нас – самое главное, самое нужное в жизни. И если в нем царят взаимопонимание и доверие, тепло и уют, это настоящее счастье! А дают нам это счастье мама, папа, дедушка, бабушка, тетя и дядя. Хочется, чтобы все они были дома чаще, чтобы у них было больше свободного времени для детей.
Ребята подготовили стихотворения о членах своей семьи.
Мамочке моей родной
Хочется мне пожелать:
Чаще дома быть со мной,
Чтоб одной мне не скучать,
Чтобы мы читали книжки,
Шили зайчику штанишки.
Рядом с мамой мне светло
И уютно и тепло!
(Фотографии мам.)
Папочке родному
Хочу я пожелать
Бывать почаще дома
И со мной играть.
Сделать дом для Чебурашки,
Поиграть со мною в шашки.
День любимый самый мой,
Когда папа выходной.
(Фотографии пап.)
Хоть мой дедушка седой,
Но душой он молодой –
Помнит он стихи и сказки,
Много в нем любви и ласки.
Я тебе желаю, дед,
Чтобы ты прожил 100 лет!
(Фотографии дедушек.)
С искренней любовью
Бабушке своей
Желаю я здоровья
И долгих – долгих дней.
Еще желаю бабушке
Почаще печь оладушки,
Блинчики и пироги
Из рассыпчатой муки
(Фотографии бабушек.)
О семье составлено много пословиц и поговорок. Давайте вспомним их. Сейчас вам надо закончить пословицу.
- Семья крепка (ладом).
- В родной семье и каша (гуще).
- Вся семья вместе, так и душа на (месте).
- Дитятко, что тесто: как замесил, так и (выросло).
- Зачем клад, коли в семье (лад).
- Русский человек без родни не (живет).
III. Итог урока
Что же такое семья? (близкие родственники, живущие вместе)
Чем для вас является семья? (самое дорогое, что у нас есть)
Семья – это то, что мы делим на всех,
Всем понемножку: и слезы и смех,
Взлет и падение, радость, печаль,
Дружбу и ссоры, молчанья печать.Семья – это то, что с тобою всегда.
Пусть мчатся секунды, недели, года,
Но стены родные, отчий твой дом –
Сердце навеки останется в нем!