В наше время важное место в работе каждого педагога работающего с дошкольниками, занимает дидактическая игра. Она помогает обобщать знания у детей, учит применять полученные знания в новой обстановке, углубляет познавательные интересы. Дети учатся классифицировать, обобщать, сравнивать, то есть развиваются их умственные способности.
В решении задач музыкально-эстетического воспитания дидактическая игра играет особую роль. Музыкальную игру можно определить как духовно-практическое действие, направленное на удовлетворение потребности ребенка в познании окружающего мира и собственного “я” на языке художественных образов. Музыкально-дидактические игры воздействуют на ребенка комплексно, вызывают у него зрительную, слуховую и двигательную активность, тем самым, расширяя музыкальное восприятие в целом.
В основу классификации игр положены задачи формирования у детей восприятия четырех важных свойств музыкальных звуков:
-
высота (развитие звуковысотного слуха);
-
ритмическое отношения (развитие ритмического чувства);
-
тембровая окраска (развитие тембрового слуха);
-
динамические оттенки (развитие динамического слуха).
Как показывает опыт моей работы в данном направлении систематическое применение дидактических пособий вызывает у детей активный интерес к музыке, к самим заданиям, а также способствует быстрому овладению детьми музыкальным репертуаром, приемами игры на детских музыкальных инструментах.
Однако, на протяжении многих лет работы музыкальным руководителем в детском саду, как и все педагоги-музыканты, сталкиваюсь с проблемой: отсутствие в продаже музыкально-дидактических игр и пособий для детей дошкольного возраста. До недавнего времени невозможно было купить даже детские музыкальные инструменты, так как они давно сошли с производства. Сегодня данный рынок наполняется за счет игрушек низкого качества (в основном китайского производства), которые недолговечны и небезопасны.
Проблема изготовления игр, способствующих музыкальному развитию детей, вполне решаема, но думаю, что многим педагогам– музыкантам изготовление бумажных пособий в виде иллюстраций и карточек уже давно не проносит морального удовлетворения, так как на сегодняшний день по эстетическим параметрам они значительно проигрывают зарубежным образцам аналогичного содержания.
Это и натолкнуло меня на мысль о создании музыкально-дидактических игр и инструментов своими руками, по собственному замыслу, которые отвечали бы эстетическим и гигиеническим требованиям.
Первой такой игрой стал “Музыкальный домик”, который является целым комплексом, объединяющим дидактические игры, направленные на решение многих задач музыкального воспитания и др. Игры объединены единым сюжетом, имеют правила, игровые действия. Основное игровое действие – загадывание и отгадывание – присутствует в каждой игре. Оно помогает ребенку в интересной форме услышать, сравнить некоторые свойства музыкальных звуков и затем уже выполнить задание.
Музыкальный домик гномика Дремы
Домик – многофункциональный, От природы – универсальный: Это – комплекс развлечений Сказок, игр и представлений – Для развития движения, Творчества, воображения. Поощряет любознательность Трудолюбие, внимательность! Поднимает настроение Эстетичное строение. Развивает слух ритмический, Тембровый и динамический, Мышцы пальцев рук и мимические! Память, речь и интеллект Развивает сей объект! Будут дети артистичными, Музыкальными и гармоничными, Агрессивные – активными, А пассивные – оперативными |
.
Это пособие разработано в соответствии с основным дидактическим принципом – принципом наглядности, предполагающим опору на слуховые, зрительные, двигательные ощущения и учитывающим наглядно– образное мышление детей дошкольного возраста. Игра предлагается детям в занимательной форме, эстетически оформленный вид игры вызывает у детей желание играть в нее.
Описание.
Оборудование:
-
Персонажи: гномик, дед, баба, внучка, Жучка, кошка, мышка, колобок, заяц, медведь, волк, лиса, лягушка, курочка, петух, цыпленок, репка.
-
Иллюстрации к песням (младший возраст), картинки с текстом для песенного творчества (старший возраст).
-
Игрушки: карусель (в домике), качели, забор-ксилофон, лесенка-металлофон, курочки-передвижки, колыбелька.
Игры:
-
Для развития чувства ритма: “Кто спрятался в домике”, “Узнай попевку”, “Повтори” (курочки), “Кто гуляет во дворе”.
-
Для звуковысотного слуха: “Лесенка”, “Кого встретил колобок”, “Качели”, “Кто как идет” (+ ритм), “Мышка и мишка” (+ ритм).
-
Для развития динамического слуха: “Где спрятался колобок?”
-
Для различения темповых изменений: “Карусель”.
-
Песенное творчество: “Музыкальный домик”, “Кто подошел к теремку” (инсценирование), “Придумай песенку”
Сказки, инсценировки:
“Теремок”, “Колобок”, “Репка”, “Курочка ряба”, Песня “тень-тень-потетень” (инсценирование), игра “К нам гости пришли” (3 сестры).
Психогимнастика:
Этюды на выражение различных эмоций: “Изобрази героя”, “Определи настроение”, “Пожалей”.
Ознакомление с игрой происходит с помощью песни. (Приложение 1).
Следующей стала игра “Три сестры”.
Всем музыкальным руководителям знакома проблема неправильно интонирующих мелодию детей, т.е. у таких детей отсутствует координация между голосом и слухом. Они часто имеют органичный звуковой диапазон (в пределах примарных тонов). Иногда дети от природы обладают низким разговорным голосом (что связано с использованием преимущественно грудного механизма фонации). Так же часто распространена опасность срыва голоса из-за попыток форсировать звучание (в основном среди мальчиков, т.к. среди них больше “крикунов”), что может привести к перенапряжению голосовых связок и даже образованию на них так называемых “узелков крикунов”. Правильное звучание голоса – это фактор здоровья (охрана детского голоса) и общей культуры общения.
|
С целью расширения диапазона певческого голоса, профилактики крикливости в пении, “гудошного” (монотонного) пения и фальшивого интонирования много и была создана игра “Три сестры”.
Комичные персонажи игры – Кричалка, Пищалка и Ворчалка (с соответствующими выражениями лиц) – демонстрируя детям “как не надо петь”, помогают им взглянуть на проблему неточного интонирования как бы со стороны, и даже посмеяться над ней (юмор здесь выступает как универсальное лекарство от возможных к стрессам, которые могут возникнуть у детей из-за чрезмерных нагрузок во время интенсивного обучения (в любой деятельности) или осознание собственных недостатков). Игра стимулирует детей к более точной координации голоса и слуха, правильному интонированию, оказывает благотворное (щадящее) воздействие на психику и поднимает общий тонус каждого ребенка (это помимо решения специфических проблем развития музыкального слуха).
Описание.
Игрушки “Три сестры”, как и “Гномик Дрема” – это игрушки с сюрпризом: они изготовлены из пластиковых баночек, голова прикреплена к крышке. (Лица игрушек выражают различные эмоции). Внутри баночек находятся призы за правильные ответы – нотки, конфеты и т.д. Этот “секрет” позволяет взрослому поддерживать интерес к обучению и реализовать общепедагогический прием – поощрение, так любимый всеми детьми. (Приложение 2).
Затем появилась игра “Птичка и медведь”, она также предназначена для развития звуковысотного слуха у дошкольников.
Описание.
Пособие изготовлено по принципу книжки – “раскладушки”, где все элементы изображений имеют полуобъем. Главные персонажи действуют по принципу игрушек – “дегрунчиков” (их конечности – лапы медведя и крылья птички – приводятся в действие нитями, выведенными книзу, с бусинками на конце (для лучшего манипулирования нитями). (Приложение 3).
Когда дети правильно определяют высоту (“голоса”), соответствующий персонаж “реагирует” на это своими движениями (что, конечно, приводит детей в восторг). К игре прилагается ксилофон (самодельный: длина брусков от 24 см. до 11 см., звучание брусков подбирается на любом музыкальном инструменте). Все описанные игры я включаю и как элементы музыкальных занятий, и в индивидуальной работе с детьми, и как фрагменты развлечений. (Приложение 4). Каждая игра требует от детей самостоятельных действий в восприятии и различении музыкальных звуков. Умение вслушиваться, различать гот или иной музыкальный звук является показателем определенного уровня музыкально-сенсорного развития у детей. А это, в свою очередь, дает детям возможность использовать игры в самостоятельной музыкальной деятельности и, следовательно, положительно влияет на развитие музыкальности детей в целом, о чем говорит повысившийся интерес детей к разным видам музыкальной деятельности, активизации творчества и исполнительства.
|