Урок ИЗО в 8-м классе "Цвет — элемент композиционного пространства"

Разделы: МХК и ИЗО


Цель урока: формирование умения использовать приемы, средства композиции, развитие эстетического вкуса на примере художественных произведений, построенных с учетом композиционных законов.

Задачи урока:

  • Образовательные: познакомить учащихся с основными понятиями: цветовой круг, теплые и холодные тона, контраст.
  • Развивающие: развивать познавательный интерес, способствовать формированию творческого воображения, развивать вкус и чувство композиции
  • Воспитательные: воспитание интереса к искусству

Оснащение урока:

  • Компьютерный класс
  • Мультимедиапроектор
  • Выставка полиграфической продукции

План урока:

  • Организационный момент
  • Показ компьютерной презентации с последующим объяснением
  • Выполнение самостоятельной работы с использованием компьютера
  • Подведение итогов урока

Организационный момент

Вступление.

Слайд 1. Приложение 1.

Мы с вами уже знаем, что при создании композиции художник использует различные приемы и средства для решения своих идей при создании образа, для передачи состояния или настроения в композиции.

А теперь посмотрите на произведения искусства и ответьте, чем они отличаются?

(Ответ: Эти картины отличаются цветом.)

Постановка проблемы: Какое значение имеет цвет в произведении искусства?

Ход урока

Слайд 2. Приложение 1.

Сегодня мы рассмотрим тему - она выделена цветом.

  1. Гармония, контраст и выразительность плоскостной композиции
  2. Симметрия, асимметрия и динамическое равновесие
  3. Движение и статика
  4. Прямые линии и организация пространства
  5. Цвет – элемент композиционного пространства

Слайд 3. Приложение 1.

Наш мир цветной, но если мы на минуту представим себе, что было бы, если бы мир вдруг стал бесцветным? Все, что нас окружает: цветы, трава, деревья, животные и все стало бы серым, скучным, унылым.

Слайд 4. Приложение 1.

Как изменится наше настроение?

Какие чувства мы будем испытывать?

(Ответ: Люди станут печальными, будут казаться усталыми, скучно жить в сером мире)

Слайд 5. Приложение 1.

Цвет больше, чем любой другой элемент композиции, обращен к нашим чувствам.

Яркая окраска автомобиля, стильно- утонченный цвет интерьера, эффективное платье, неожиданная и броская по цвету реклама или журнал привлекают наше внимание и обостряют восприятие

Слайд 6. Приложение 1.

Цвет - элемент композиционного творчества.

Так ли верно это утверждение, давайте попробуем разобраться.

Цвет - это один из признаков видимых нами предметов, осознанное зрительное ощущение. Восприятие цвета во многом зависит от цветового тона, степени его яркости и насыщенности.

Что привлекает в первую очередь наше внимание в предметах, рекламе?

(Ответ: это форма предмета и его цвет.)

Слайд 7. Приложение 1.

Цветовой круг - система цветов, в которой цветовое многообразие упорядочено на основании объективной закономерности. Он может быть использован как инструмент для ориентировочного расчета результатов смешения цветов, для определения интервалов между цветами при подборе сочетаний.

Вы знаете, что есть цвета, которые невозможно получить путем смешивания каких - либо красок.

Как называются эти цвета? Назовите их.

(Ответ: Основные цвета. Это красный, желтый, синий.)

Что означает понятие - составные цвета, как вы это понимаете?

(Ответ: Цвета, которые можно получить от смешивания основных красок.)

Слайд 8. Приложение 1.

Цветовой круг обычно делят на две части - теплую и холодную.

Взгляните на цветовой круг, и вы без труда определите. Где теплые а где холодные цвета.

Теплые цвета - (красный, желтый, оранжевый) передают силу, властность, активность, радость.

Холодные цвета - (синий, зеленый и их производные) говорят о спокойствии, нежности, апатичности, грусти и вариации этих состояний.

Слайд 9. Приложение 1.

Определите в какой гамме выполнены данные произведения?

Учащиеся выполняют задание.

Слайд 10. Приложение 1.

В конструктивных искусствах создание образа осуществляется через решение как композиционно- конструктивных, так и цветовых задач.

При составлении композиции важно не только эмоционально-чувтвенное отношение к цвету, но и знание законов цветовой композиции, основ цветоведения.

Слайд 11. Приложение 1.

Очень велика роль цвета в плоскостной композиции.

Достаточно ввести цветовое пятно, чтобы все пространство перестало быть монохромным.

Образное впечатление движения, легкости или плотности, веселья или строгости можно создавать при помощи цветных линий и цветовыми формами.)

Слайд 12. Приложение 1.

Цветовое пятно может стать АКЦЕНТОМ, меняющим общее цветовое восприятие работы.

Особое значение для достижения выразительности в декоративной работе приобретают тоновой и цветовой контрасты. Явление цветового контраста заключается в том, что цвет изменяется под влиянием других, окружающих его цветов, или под влиянием цветов, предварительно наблюдавшихся. «Контраст как противопоставление цветов есть основной прием художественного мышления» (Н.Волков) Применение светлового и цветового контрастов повышает возможности изобразительных средств.

Слайд 13. Приложение 1.

Цвет в композиции лучше всего передает настроение и наши чувства.

Слайд 14. Приложение 1.

Задание 1

Создать композицию из 2-3 прямоугольников, 3-4 линий и небольшого круга, который должен стать доминантой в композиции.

Задание 2

Выполнить композицию из разных форм и линий передавая различное эмоцилнально- образное состояние.

  1. В теплой гамме
  2. В холодной гамме

Задание 3

Выполнить композицию из произвольного количества элементов , построенной по принципу цветового контраста.

Работу сделать на цветном фоне.

Слайд 15. Приложение 1.

Свободные формы: линии и тоновые пятна

Свободная линия художественно более выразительна, богаче формами, изгибами, имеет больше оттенков и интонаций.

Свободная линия, цветовой или тональный мазок ничего не изображают, они беспредметны, абстрактны.

Слайд 16. Приложение 1.

Цветовым мазком отвлеченной формы можно передать ощущение осени, листопада, не изображая конкретный лист или лес.

Цветовыми пятнами можно вызвать ассоциации, связанные с морем, шумом набегающих волн, не изображая море и волны.

Слайд 17. Приложение 1.

Задание 4

Характером мазка, линией, цветом, ритмом в абстрактной композиции передайте событие, состояние или ощущение, предварительно сформулировав название работы (например: «Шум дождя», «Суматоха», и т.д.).

Подведение итогов урока.

С какими основными понятиями мы сегодня познакомились?

Каким приемам мы научились для передачи движения и покоя?

Как вы оцениваете свои работы и работы свои друзей?

Просмотр работ и анализ.

Список литературы

  1. Н.М.Сокольникова Основы композиции, Москва, Изд. «Титул», 1993г.
  2. А.С.Питерских, Г.Е.Гуров, Изобразительное искусство. Дизайн и архитектура в жизни человека, Москва, «Просвещение», 2008г.