Буржуазные революции XVII–XVIII вв.

Разделы: История и обществознание


Учитель: Мы начинаем игру “Умники и умницы”. Вопросы игры позволят нам еще раз вспомнить героев и ситуации изученных событий. Вся игра будет состоять из 3-х частей – 3-х агонов, поэтому участники будут называться агонистами. В переводе с греческого языка “агон” означает “соревнование”. Значит, агонистам предстоит сегодня соревноваться друг с другом в том, кто лучше помнит содержание изученного материала.

Но если кто-то из агонистов не сможет ответить на вопрос, не надо расстраиваться – тогда вам помогут зрители, те ребята, которых мы станем называть “теоретиками”. В переводе с греческого слово “теория” означает “праздник, зрелище”. Наши зрители могут не только дать верный ответ на вопрос, но и получить за это орден. А нашим судьям предстоит не только справедливо судить ответы агонистов, но и внимательно наблюдать кто же из теоретиков первым поднял руку для ответа. Позвольте вам представить наше жюри.

Остается добавить, что вот эти поставленные отдельно стулья – места для победителей трех агонов. Итак, я объявляю начало первого агона. Вызываю первых трех агонистов.

Первый агон.

Вопросы для розыгрыша дорожек:

  1. Какой город является экономическим и торговым центром в Нидерландах в XVI веке?
  2. Как в Англии называли дворян-землевладельцев?
  3. Город, где в 1774 году собрался Первый континентальный конгресс.

Зеленая дорожка.

  1. “Он обладал привлекательной внешностью, изящными манерами, увлекался спортом, прекрасно разбирался в живописи. Вместе с тем, он обладал такими чертами характера, как болезненное самолюбие, вспыльчивость, неуравновешенность. Речи его зачастую были лживы, а в отношениях с людьми сквозило лицемерие”. Кто это?
  2. Что является символом победы лейденцев над испанцами? Почему?
  3. В связи с какими событиями Томас Пейн сказал: “Моя ненависть и отвращение к монархии достаточно известны… Но столь же живо и искренне мое сострадание к человеку, находящемуся в беде, – будь он друг или враг…”
  4. Кому принадлежат слова: “Разве можно унести отечество на подошвах башмаков?”

Желтая дорожка.

  1. Когда и где произошло сражение между королем и английским парламентом, чем завершилось?
  2. О ком идет речь? “Он считал, что народ должен просто перебить всех своих врагов. Широкую известность в Париже принесло ему издание газеты “Друг народа”. Так его и прозвали “Другом народа”. Идею уравнения собственности не признавал, считая, что все люди от рождения разные по способностям, отношению к труду, активности.
  3. Почему Французская буржуазная революция названа Великой?

Красная дорожка.

  1. “ Но ведь это бунт! – воскликнул король. “Нет, государь, это революция!”. О каких событиях идет речь?
  2. Где и почему можно было встретить глашатая, зачитывающего такой указ: “Впредь воспрещается печатать, писать, иметь, хранить, продавать, покупать и раздавать все печатные или рукописные сочинения Мартина Лютера, Жана Кальвина и других основателей еретических и бесстыдных сект”…

Второй агон.

Вопросы для розыгрыша дорожек:

  1. Как называли нидерландских партизан?
  2. Как называли последователей кальвинизма в Англии ?
  3. Какой праздник отмечают в США 4 июля?

Зеленая дорожка.

  1. Кому и по какому поводу принадлежат слова: “Он должен умереть, а с ним должна умереть монархия”.
  2. Принц был рано определен на дипломатическую службу. Император возлагал на него большие надежды
  3. и всецело ему доверял. Получил прозвище “Молчаливого”. Он умел молчать и хранить свои тайны от посторонних. Погиб от руки наемного убийцы.
  4. “Вперед, сыны Отчизны милой, мгновенье славы настает”, – пела вся Франция. Откуда эти слова?
  5. Кому принадлежат слова: “Пусть англичане попробуют пули, выплавленные из их короля!”?

Желтая дорожка.

  1. Какое событие получило название “славной революции”?
  2. Кому и в связи с какими событиями принадлежат слова: “Я запретил щадить всякого, кто попадался с оружием в городе, и я предполагаю, что в ту ночь наши солдаты убили около 2000 человек?
  3. О ком идет речь: Закончил военное училище, быстро продвинулся по службе. Смелость его была легендарной. В боях итальянской кампании под ним были убиты 19 лошадей”

Красная дорожка.

  1. О ком речь: “Надменный и ограниченный, но хороший воин с железной выдержкой, поглощенный лишь одним чувством – ненавистью к еретикам. Он признавал лишь один способ управления – силу, вернее террор и знал лишь одно средство – топор палача или костер инквизиции”?
  2. Какой порядок управления закрепляла “Декларация прав”, врученная Вильгельму III.

Третий агон.

Вопросы для розыгрыша дорожек:

  1. Где похоронен Кромвель?
  2. Как назывался корабль, на котором в Северную Америку прибыли первые поселенцы?

Зеленая дорожка.

  1. Парламент в Англии собрался в 1640 году. Какое название он получил и почему?
  2. 20 июня 1792 года толпы народа ворвались во дворец Тюильри. Людовик XYI надел на голову красный фригийский колпак и подошел к окну. Почему он так сделал?
  3. “Юный, неопытный, нерешительный, любил охоту и слесарное ремесло. Болезненный, слабовольный.
  4. Кому принадлежат слова: “На бога надейся, но порох держи сухим”.

Желтая дорожка.

  1. “Якобинец без народа”. Кого и почему так называли?
  2. В каком документе говорится: “Бог создал подданных не ради государя, а, наоборот, государя – в интересах подданных. Раз государь пренебрегает интересами своих подданных, он более не правитель, он – тиран, которому не следует повиноваться”
  3. Когда произошло “Бостонское чаепитие”?

Красная дорожка.

  1. Кого называли великим наставником “юного капитализма”?
  2. Кому принадлежат слова: “Если необходимо будет поддерживать порядок, я повешу 2–3 человека для примера другим”.

Финал

Вопросы для розыгрыша дорожек:

  1. Территория США простиралась на Западе до реки…
  2. Конституция в переводе с латинского означает…
  3. Началом революции во Франции явилось…

Зеленая дорожка.

  1. Какая форма правления установилась в США по Конституции 1787 года?
  2. “После нас хоть потоп”. Кому принадлежат эти слова?
  3. Что явилось главной причиной Нидерландской революции?
  4. Дайте определение парламентарной монархии.

Желтая дорожка.

  1. Что явилось результатом Нидерландской революции?
  2. В 1571 году 400 детей собрались перед дворцом герцога Альбы и устроили игру в “считалочку”. Каждый десятый вылетал. Для чего они это делали?
  3. Где и когда можно было услышать такие слова: “Да здравствует король! На виселицу круглоголовых!”

Красная дорожка.

  1. В чем сходство Нидерландской и Американской буржуазных революций?
  2. О ком речь: “Участвовал в военных действиях против индейцев и французов, имел репутацию способного военачальника. Был богат, удачлив в делах, самостоятелен в принятии решений”.

Подведение итогов.