Литературно-музыкальная композиция, посвященная Дню Победы, "Шел солдат домой с войны!"

Разделы: Внеклассная работа


.

Цели и задачи: 

  • сформировать у учащихся знания о Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.;
  • способствовать нравственно-патриотическому воспитанию школьников, воспитывать любовь и уважение к своему народу, к истории своей страны, бережное отношение к ветеранам;
  • развивать творческие способности детей, умение работать в разновозрастном ученическом коллективе.

Оформление:

  • Музыкальное оформление, представлено:  Песни военных лет:  «Рио-Рита», «Священная война», «Хотят ли русские войны?», «Приказ», «Прощание славянки», «Эх дороги», «Журавли», «Эх путь – дорожка фронтовая , «Офицеры», «Фронтовой вальс», «У моей России…», «Большой хоровод».
  • Оформление сцены: плакаты с надписями «9 мая  – День Победы», «Благородность, Верность,  Мужество»,  громкоговоритель,  флаг РФ.

Подбор номеров. Творческий характер  концертной  программы  обеспечивается чтением стихов, исполнением музыкальных произведений, танцевальных номеров.

Место проведения: школьная рекреация.

Оборудование:

  • компьютер,
  • фонограммы,
  • стенгазеты учеников,
  • декорации: лес, дорога, село,
  • выставка книг о войне.

ХОД МЕРОПРИЯТИЯ

Звучит фонограмма песен военных лет.
На сцене стоят 3-е ведущих.
Музыка утихает.

1 ведущий: Добрый день,  всем участникам нашего праздника!

2 ведущий: Здравствуйте. 9 мая 2009 года в 64-й  раз прогремит салют Победы! А в памяти  и поныне живы бессмертные страдания военных лет и безмерное мужество народа.

1 ведущий: В нашем зале присутствуют  ветераны Великой Отечественной войны и труда.

Представление ветеранов на фоне  музыки.

1 ведущий: Слово предоставляется…

Дарят цветы ветеранам.

Стихотворение «День Победы».

Чтец: 

Мы встречаем день Победы,
Он идёт в цветах, знамёнах.
Всех героев мы сегодня
Называем поимённо.
Знаем мы: совсем не просто
Он пришёл к нам – День Победы.
Этот день завоевали
Наши папы, наши деды.
И поэтому сегодня
Ордена они надели.
Мы, идя на праздник с ними,
Песню звонкую запели.
Эту песню посвящаем
Нашим папам, нашим дедам.
Нашей Родине любимой
Слава, слава в День Победы!

2 ведущий: Последним мирным днём  1941 года была суббота. После обычной трудовой недели миллионы советских людей отправились отдыхать. Лишь продолжали дышать жаром домны, дымили трубы, безостановочно работающих предприятий, по железным дорогам мчались грузовые и пассажирские поезда…

1 ведущий: Тишину наступившей ночи, по-летнему тёплой, благоухающей, во многих городах и сёлах нарушали счастливые голоса молодых людей.

На фоне слов ведущих выходит молодёжь, изображают гуляющие пары. Танец-инсценировка  «Рио-Рита»

Музыка   прерывается воем сирен, танцующие  застывают на месте.
Звучит голос диктора.
Танцующие поворачиваются в сторону громкоговорителя.

Слова диктора о начале войны.

Звучит в записи песня «Священная война»,
Танцующие смотрят в зал, музыка утихает.
На фоне плавной музыки люди оживают и ведут монолог.

1 юноша:  Я хотел жить, учиться еще чуть-чуть и я бы стал доктором...
2 девушка:   В нашем селе не было учительницы начальных классов, и я мечтала ею стать...
3 юноша:   Я мечтал дом построить. Свой, добротный, бревенчатый, с узорчатыми ставнями, с окнами на реку...
4 девушка:  А я хотела в театральный поступать…

2 ведущий: Не доучились и не достроили. Виной тому стала...

Вместе: ВОЙНА!

На фоне тревожной музыки юноши и девушки, находящиеся на сцене, уходят.
Исполняется песня «Хотят ли русские войны?»
Слова ведущих на фоне плавной музыки.

3 ведущий: 4 года шла война – это 1418 дней! 34 тысячи часов и 27 миллионов погибших   людей!

2 ведущий:  Если по каждому погибшему из 27 миллионов  в стране объявить минуту молчания, страна будет молчать…32 года!

1 ведущий:   В первые дни войны на фронт пошли те, кто отслужил в 30-х годах. С ними же почти в одно время уходили и парни призывного возраста. У военкоматов выстраивались длинные очереди добровольцев. На столы мобилизационных пунктов ложились груды заявлений с просьбой немедленно отправить на фронт.

Инсценировка «Военкомат».
На сцене стол, за которым военком разбирает стопку заявлений

ВОЕНКОМ:  (оторвавшись от дел) Это были наспех вырванные из ученических тетрадей, блокнотов, записных книжек листки.
Заявления были написаны разным почерком и разными людьми.
Рядом с заявлениями отцов и матерей ложились заявления их детей, зачастую написанные еще неустойчивым полудетским почерком.
Родители и дети, седовласые старики и подростки писали о своей готовности встать в ряды защитников Родины.

В кабинет военкома неуверенно входит юноша

ВОЕНКОМ: (заметив юношу) Опять ты! Я же тебе уже сказал свое нет!

ЮНОША: (теребя в руках кепку, переминаясь с ноги на ногу):
Но почему? Почему нет? Мне скоро 18, ну и что месяца не хватает.
Я Ворошиловский стрелок (протягивает удостоверение).
Разве фронту не нужны ворошиловские стрелки? На здоровье я не жалуюсь, вот и справка есть... (с готовностью протягивает очередной документ).

ВОЕНКОМ: У тебя — да. А у матери? Да неужели ты не понимаешь, что на твоих руках мать-инвалид, что ты — единственная ее надежда и опора? Неужели ты хочешь, чтобы она без тебя...

ЮНОША: (перебивая) Посмотрите. (Протягивает листок). Я очень вас прошу, посмотрите.

ВОЕНКОМ: (молча, разворачивает листок, чуть погодя  читает вслух) «Я,  Зинаида  Иванова, прошу зачислить моего сына, Александра Иванова, добровольцем в ряды Красной Армии. А если нужно, я тоже пойду, несмотря на то, что инвалид. Я еще не забыла нагайку немецких интервентов».

Плавная музыка.
Военком  и юноша уходят со сцены.
Исполняется песня «Приказ»

На сцену выходят 2-е (юноша в военной форме и девушка.)
Их диалог идет на фоне негромкой мелодии «Прощание славянки»

Он:

Когда же я увижу снова
Твои дрожащие ресницы…
Когда же я увижу снова
Твои печальные глаза…
Что ж ты молчишь, скажи хоть слово,
Война велит нам разлучиться.
Что ж ты молчишь, скажи хоть слово.
В огонь уходят поезда.

Она:

Зачем назвал меня любимой
Той долгожданной ночью светлой?
Зачем назвал меня любимой?
Теперь мой путь не изменить!
Любовь должна быть неделимой.
Она, как звёздный свет, бессмертна…
Любовь должна быть неделимой,
Войне любовь не разделить!

Он:

Я ухожу, чтоб возвратиться…
Смотри, уже пылает небо.
Я ухожу, чтоб возвратиться,
Над нашим счастьем поднят меч.

Она:

Я верю, встреча повториться,
С тобою буду, где б ты не был…
Я верю,  встреча повториться,
Как тысячи счастливых встреч!

Юноша  уходит,  девушка машет в след платочком. На фоне плавной музыки слова ведущих.

1 ведущий:   

В то утро простился с тобою
Твой муж или брат, или сын
И ты со своей судьбою
Осталась один на один.
Один на один со слезами,
С несжатыми в поле хлебами
Ты встретила эту войну.

Девушка уходит. Исполняется песня «Эх дороги»

3 ведущий: Только в Москве в военкоматы поступило за первую неделю войны 170 тысяч заявлений с требованием немедленно отправить на фронт.

2 ведущий: Летопись всех войн не знала такой мужественной сплоченности и стойкости, какие показал с первых же часов войны наш народ.

3 ведущий:

Среди нас нет тех,
Кто ушёл на фронт и не вернулся.
Вспомним через века, через года,
О тех, кто уже не придёт никогда.
Вспомним!

Инсценировка  песни «Журавли».

1 ведущий:

Тихо, ребята, минутой молчанья
Память героев почтим,
И их голоса когда-то звучали,
По утрам они солнце встречали,
Сверстники наши почти.

Звучит метроном. Минута молчания.

3 ведущий:  Тяжелую войну вынес на своих плечах наш народ. Он проливал кровь, голодал, отдавал фронту последнее.

2 ведущий:  Разрушено 1710 городов и поселков, свыше 70 тысяч сел и деревень. Взорвано около 32 тысяч промышленных предприятий, 65 тысяч километров железнодорожных путей.

3 ведущий: Уничтожено то, что было создано трудом  нашего народа. Выведены из строя заводы, фабрики, затоплены шахты, истоптаны плодородные нивы.

2 ведущий:  Битва под Москвой,  блокада Ленинграда, Сталинградская битва, Курская дуга. И это не полный список сражений за 4 года войны.

1 ведущий:  Но, наконец, Берлин пал. Гитлеровская Германия была разбита.

Слова Левитана об окончании войны

9 мая 1945 года притихший после сражений Берлин взорвался салютом долгожданной победы. Советские воины крепко обнимали друг друга, маршал Жуков на радостях плясал «Русскую». С ликованием праздновала первый день мира вся наша страна. В полночь грянул невиданный ранее салют. Было дано тридцать залпов из тысячи орудий.

3 ведущий:  Сотни тысяч солдат возвращались в родные края.

2 ведущий:  

Шёл солдат домой с войны,
Шёл с далёкой стороны
В гимнастёрочке линялой,
Шёл домой солдат усталый.
За солдатом вдоль села
Тихо музыка плыла.

Исполняется песня «Эх путь-дорожка фронтовая»

На фоне слов ведущих, тихо по сцене ходит солдат, разглядывая всё вокруг себя.

2 ведущий:

Шёл солдат лесной тропинкой,
И сверкали в паутинках
Капли свежих майских рос.
Разлетались птицы робко,
И весел над узкой тропкой
Дым трофейных папирос.

Солдат садиться на привал.

3 ведущий:  

Сел немного отдохнуть.
Воздуха свежего вдохнуть.
Вспомнил будни боевые.

Монолог солдата.

Солдат:   

Где ж товарищи, живые?
Вот бы мне их повидать!
Командиром был я строгим.
Ну, такой уж был мой долг.

Солдат сидит с письмом.
Исполняется песня «Офицеры».

На фоне слов ведущих, солдат разворачивает письмо.

3 ведущий:  

Теплее на фронте
От ласковых писем.
Читая, за каждой строкой
Любимую видишь,
И родину слышишь
Как голос за тонкой стеной.

Женский голос за кадром зачитывает письмо. 

«…Сашка, дорогой, здравствуй! Сегодня 21 июня 1942 года. Ровно год после нашего расставания. Как же давно это было. И ровно год идет война. Из наших товарищей троих уже нет в живых, сотни тысяч людей уже погибли, а войне нет конца.  Я решилась пойти на фронт медсестрой…
Твоя Наташка!»

Солдат уходит.
Исполняется песня «Фронтовой вальс»

 Появляется на сцене солдат медленно идёт на встречу женщине.
Играет безмятежная музыка.

2 ведущий:

Наш солдат идёт вперёд.
Вот река за поворотом.
На мосточке  впереди
Встретил женщину в пути.

Появляется на сцене женщина.
Ведёт диалог с солдатом.

Солдат:

Здравствуй, мать!
Чего грустишь? Ведь победа, радуйся!

Женщина:

Проклятая война забрала всё у меня.
Из деревни нашей  в живых осталась я одна.
Помню как пришли фашисты…

Солдат уходит со сцены.
Женщина читает стихотворение  «Варварство».

Они с детьми погнали матерей
И яму рыть заставили, а сами
Они стояли, кучка дикарей,
И хриплыми смеялись голосами.
У края бездны выстроили в ряд
Бессильных женщин, худеньких ребят.
Пришел хмельной майор и медными глазами
Окинул обреченных... Мутный дождь
Гудел в листве соседних рощ
И на полях, одетых мглою,
И тучи опустились над землею,
Друг друга с бешенством гоня...
Нет, этого я не забуду дня,
Я не забуду никогда, вовеки!
Я видел: плакали, как дети, реки,
И в ярости рыдала мать-земля.
Своими видел я глазами,
Как солнце скорбное, омытое слезами,
Сквозь тучу вышло на поля,
В последний раз детей поцеловало,
В последний раз...
Шумел осенний лес. Казалось, что сейчас
Он обезумел. Гневно бушевала
Его листва. Сгущалась мгла вокруг.
Я слышал: мощный дуб свалился вдруг,
Он падал, издавая вздох тяжелый.
Детей внезапно охватил испуг, –
Прижались к матерям, цепляясь за подолы.
И выстрела раздался резкий звук,
Прервав проклятье,
Что вырвалось у женщины одной,
Ребенок, мальчуган больной,
Головку спрятал в складках платья
Еще не старой женщины. Она
Смотрела, ужаса полна.
Как не лишиться ей рассудка!
Все понял, понял все малютка.
– Спрячь, мамочка, меня! Не надо умирать! –
Он плачет и, как лист, сдержать не может дрожи.
Дитя, что ей всего дороже,
Нагнувшись, подняла двумя руками мать,
Прижала к сердцу, против дула прямо...
– Я, мама, жить хочу. Не надо, мама!
Пусти меня, пусти! Чего ты ждешь? –
И хочет вырваться из рук ребенок,
И страшен плач, и голос тонок,
И в сердце он вонзается, как нож.
– Не бойся, мальчик мой. Сейчас
вздохнешь ты вольно.
Закрой глаза, но голову не прячь,
Чтобы тебя живым не закопал палач.
Терпи, сынок, терпи. Сейчас не будет больно. –
И он закрыл глаза. И заалела кровь,
По шее лентой красной извиваясь.
Две жизни наземь падают, сливаясь,
Две жизни и одна любовь!
Гром грянул. Ветер свистнул в тучах.
Заплакала земля в тоске глухой.
О, сколько слез, горячих и горючих!
Земля моя, скажи мне, что с тобой?
Ты часто горе видела людское,
Ты миллионы лет цвела для нас,
Но испытала ль ты хотя бы раз
Такой позор и варварство такое?
Страна моя, враги тебе грозят,
Но выше подними великой правды знамя,
Омой его земли кровавыми слезами,
И пусть его лучи пронзят,
Пусть уничтожат беспощадно
Тех варваров, тех дикарей,
Что кровь детей глотают жадно,
Кровь наших матерей...

Звучит унылая музыка, женщина изображает скорбь.
Ведущие зачитывают слова.

1 ведущий:   

Русские матери!
Сколько в войну сыновей вы утратили.
В горе своем сединой убеленные,
Над обелисками низко склоненные.

2 ведущий:

Русские матери — сердцем открытые,
Как не сломились вы горем убитые.
Светлой зарею взошли над Россией,
Стали звездою ее негасимою.

1 ведущий:  

В белые вьюги, в цветении смородины
Низкий поклон вам от ласковой Родины,
Вашим сынам, что стоят обелисками,
Вечная память и скорбь материнская.

Музыка утихает. Женщина уходит.
На сцене появляется солдат. Тихо идёт по дороге.

2 ведущий:

И опять дорожка вьётся,
Он и плачет, и смеётся,
Вот он, милый край.
Здесь шагнуть уже маленько,
Здесь маячит деревенька,
Как забытый рай.

3 ведущий:  

Как длинна была дорога
От родимого порога
Через всю войну!
Так беги же, недотрога,
К покосившемуся немного
Дому своему!

На встречу солдату выбегает девушка. Сцена встречи.

2 ведущий: Возвращались домой солдаты, возвращались победители. Много было радости и ликования.

Монолог читает девушка и солдат.

Девушка:

Забыть нельзя разорванное небо,
Друзей своих могильные холмы,
И каравай простреленного хлеба
В хозяйственных ладонях старшины…
Забыть нельзя! Ужели мы забудем?
Уж слишком много испытали бед.
И неспроста в огне военных буден
Мы поседели в восемнадцать лет.

Солдат:

Мы ведём войну священную,
Мы несём страду военную
За красу твою нетленную,
За сокровища твои.
Битвы кончатся кровавые,
Мы придём домой со славою,
И опять в леса кудрявые
Возвратятся соловьи.

Солдат и девушка уходят.
Исполняется песня «У моей России».

Солдат выходит на сцену.

1 ведущий:  

Шёл солдат с войны домой,
Шёл дорогою прямой,
В гимнастёрочке линялой,
Шёл домой солдат бывалый.
И пройдя огонь и бой,
Что солдат принёс с собой?

2 ведущий:

Два раненья, три медали,
Имена друзей, что пали,
Много басен для беседы
А ещё принёс победу…

На фоне слов ведущих на сцену выходят все выступающие.

1-й ученик. Мир – это счастье для всех детей, для всех людей. Без мира нет детства, нет будущего.

2-й ученик. Мир – это утро, полное надежд и света. Это день, заполненный трудовыми заботами и свершениями.

3-й ученик. Мир – это цветущие сады и золотые поля пшеницы. Мир – это школа, в окнах которой солнце.

4-й ученик. Мир – это гул тракторов и комбайнов, а не скрежет танков. Мир – это жизнь, а не смерть.

5-й ученик. 

Нам нужен мир – тебе и мне,
И всем на свете детям.
И должен мирным быть рассвет,
Который завтра встретим.

1-й ученик. 

Нам нужен мир – трава в росе,
Улыбчивое детство,
Нам нужен мир, прекрасный мир,
Полученный в наследство.

2-й ученик. 

Кому мешает этот мир
С цветами на опушке?
Кто в этот мир, чудесный мир
Прицелился из пушки?

3-й ученик.  

Зачем же вновь пугают нас
Со злобой затаенной
То страшной атомной войной,
То бомбою нейтронной?

4-й ученик. 

«НЕТ» – заявляем мы войне,
Всем злым и черным силам…

5-й ученик. 

Должна трава зеленой быть,
А небо – синим-синим!

1-й ученик. 

Ты слышишь, друг, звенят ручьи,
Поют на ветках птицы,
На замечательной земле
Нам повезло родиться.

2-й ученик. 

Так пусть она цветет всегда,
Пускай шумит садами,
Пусть люди смотрят на нее
Влюбленными глазами!
Исполняется песня «Большой хоровод»