Программа элективного курса по физике для 9-го класса "Световые явления вокруг нас"

Разделы: Физика


Пояснительная записка

Свет – самое «темное» пятно в физике. Настолько широка и необъятна эта тема, что школьный материал не позволяет объяснить многие явления, существующие благодаря свету. Поэтому любое исследование в этой области физики является актуальным, необходимым не только в практической деятельности, но и в повседневной жизни.
Человек познает окружающий мир благодаря своим органам чувств. Зрительное восприятие является наиболее важным. Человек видит предмет благодаря свету, а точнее, свойствам света – отражению, преломлению, поглощению и т.д. Как влияют некоторые из свойств света на зрительное восприятие? Что нового в зрительном восприятии будет при изменении цветовой гаммы? Что такое цветность? Ответить на все эти вопросы учащиеся смогут, изучив данный элективный курс.
Содержание данного элективного курса направлено на развитие познавательного интереса учащихся, на формирование их научного мировоззрения, научной картины мира, дальнейшей профилизации.
При выборе данной темы мы руководствовались следующим:

  1. Программой. Программа предусматривает изучение темы «Световые явления» в течение 8 часов (8 класс, Перышкин А.В.), 13 часов (9 класс, Громов С.В.). Это количество часов недостаточно для изучения этой темы в полном объеме;
  2. Недостаточностью материала учебника для объяснения часто встречающихся световых явлений в жизни человека;
  3. Возможностью использовать полученные знания в профессиональном выборе.

Цели:

  • Углубить знания о световых явлениях, величинах характеризующих эти явления, законах, которым они подчиняются.
  • Сформировать умения проводить наблюдения световых явлений, описывать и обобщать результаты наблюдений, представлять результаты наблюдений и выявлять зависимости. Применять знания для объяснения разнообразных световых явлений и процессов. Использовать полученные знания и умения для решения практических задач в повседневной жизни.
  • Развивать познавательные интересы, творческие способности, самостоятельность в приобретении знаний.
  • Воспитывать убежденность в возможности познания законов природы, уважения к творцам науки и техники.
  • Создать ориентированную и мотивационную основы для сознательного выбора естественнонаучного профиля.

Задачи:

• Обеспечить расширение и углубление знаний о свете.
• Развивать творческий потенциал школьников на основе использования проектов.
• Развивать у учащихся умения самостоятельно конструировать свои знания.
• Развивать умения самостоятельно ориентироваться в информационном пространстве.
• Развивать у учащихся критическое и творческое мышление, умение видеть, сформулировать и решить проблему.
• Формировать навыки коллективного сотрудничества.
• Представлять работы в форме короткого сообщения с помощью визуальных средств демонстрации.

Содержание программы элективного курса включает в себя не только основные вопросы, предусмотренные ГОСтом, но большое количество дополнительных качественных, исследовательских задач, решение которых развивает у учащихся интерес к предмету, формирует эстетические чувства, воспитывает ответственное отношение к окружающему миру.
Реализация данной программы не требует больших материальных затрат, покупки дополнительных средств и оборудования.
Одним из основных методов работы является метод проектов – один из самых современных методов обучения.
Программа данного элективного курса ориентирована на учащихся 9 класса с разным уровнем учебных возможностей в количестве 10 часов.
Эту программу может реализовывать любой творчески работающий учитель, владеющий методикой проектного обучения.

Содержательная часть

I. Вводное занятие. (1 ч.)
Что такое свет? Исторические сведения. Источники света. Скорость света.
Демонстрации.

  1. Различные источники света.

Рефераты:

  1. Основоположники теории света.
  2. различные взгляды на природу света.

II. Основы геометрической оптики. (3 ч.)

Отражение света. Преломление света. Показатель преломления. Законы отражения и преломления света. Распространение света в оптически неоднородной среде. Зрительные иллюзии, порождаемые преломлением света.
Демонстрации.

  1. Отражение света.
  2. Преломление света.

Лабораторные работы:

  1. Отражение света от плоского зеркала.
  2. Как изменяется угол преломления света в зависимости от угла падения?
  3. Исследование хода луча в треугольной призме.

Конструкторское задание:

  1. Изготовление перископа.
  2. Изготовление калейдоскопа.

III. Видимый и невидимый свет. (4 ч.)
Спектр. Разложение белого света в спектр. Дисперсия. Спектральный анализ. радуга. Невидимые части спектра.
Демонстрации.

  1. Опыт Ньютона по получению призматического спектра.
  2. Спектроскоп.

Лабораторные работы:

  1. Получение спектра паров натрия с помощью спектроскопа.

Конструкторское задание:

  1. Изготовление спектроскопа.

Рефераты:

  1. Спектральный анализ в помощь криминалисту.
  2. Спектральный анализ в технике.
  3. «Если бы солнце было зеленым?...»
  4. Цвет и свет глазами художника.
  5. Световые явления в атмосфере.
  6. Инфракрасное излучение и его применение.
  7. Ультрафиолетовое излучение и его применение.
  8. Глаз – живой оптический аппарат.
  9. Дефекты зрения.
  10. Стереоскопическое зрение.
  11. Световые явления в атмосфере.
  12. Из чего состоят звезды?

IV. Экскурсия «Световые явления вокруг нас». (1 ч.)

V. Презентация проекта. ( 1 ч.)

Межпредметные связи.

Данная программа предусматривает связь с математикой, астрономией, биологией, химией, историей.

Методические рекомендации.

1. Требования к уровню знаний и умений, полученных в результате обучения:

— учащиеся должны знать понятия: падающий, отраженный и преломленный лучи; углы падения, отражения и преломления; показатель преломления, спектр, дисперсия, спектральный анализ;
— учащиеся должны знать законы отражения и преломления света;
— уметь описывать и объяснять результаты наблюдений и экспериментов;
— применять полученные знания для решения физических задач;
— приводить примеры практического применения физических знаний;
— воспринимать и на основе полученных знаний самостоятельно оценивать информацию, содержащуюся в сообщениях СМИ, научно-популярных статьях;
— использовать новые информационные технологии для поиска, обработки и предъявления информации по физике в компьютерных базах данных и сетях ( сети Интернета);
— использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности;
— использовать приобретенные знания и умения в повседневной жизни для обеспечения безопасности жизнедеятельности.

2. Основной технологией обучения является проектная технология, предусматривающая создание проекта по теме: «Как прекрасен этот мир, посмотри!»
На вводном занятии учитель знакомит учащихся с темой, целями и задачами проекта, основополагающим вопросом « Почему трава зеленая, а небо голубое?» и план – сеткой по изучению всей темы.
Учащиеся делятся на группы по желанию, но в каждой группе присутствуют учащиеся с разным уровнем учебных возможностей.
На каждом последующем занятии учащиеся решают частную проблему.
Учитель заранее разрабатывает групповые маршруты по изучению данной темы на каждое занятие с учетом уровня учебных возможностей учащихся. Каждый маршрут содержит задания для учащихся с низким, средним и высоким уровнем учебных возможностей.
Учитель знакомит учащихся

  • с основными этапами разработки проекта:

– подготовкой.
– планированием,
– исследованием,
– получением результатов,
– представлением отчета в виде страницы к каждому занятию,
– оценкой результатов и процесса (оценочный лист), оформление портфолио группой;

  • требованиями к страницам проекта, рефератам, оформлению лабораторных, конструкторских и творческих заданий,
  • с критериями оценки.

3. Рекомендуется упор в деятельности учащихся сделать на самостоятельную работу с источниками информации, исследование, конструирование.

4. Использовать методы: продуктивный (частично-поисковый, решение проблемы).

5. Использовать формы работы: индивидуальную, парную, групповую.

6. Конечным результатом должна стать презентация проекта, созданного группой учащихся.

7. Отчет о проделанной работе группа представляет в виде портфолио или оценочного листа контроля.

Критерии эффективности реализации программы:

  1. Углубление знаний учащихся о световых явлениях.
  2. Сформированность умений наблюдения световых явлений, описывать и обобщать результаты наблюдений, применять знания для объяснения световых явлений в природе и решения практических задач.
  3. развитие познавательного интереса учащихся к предмету и выбор естественнонаучного профиля в дальнейшем обучении.

Литература:

  1. Громов С.В., Родина Н.А. Физика 9кл. – М.:Просвещение,1973.
  2. Перельман Я.И. Занимательная механика. Знаете ли вы физику? – М.: ООО «Издательство АСТ», 2001.
  3. Билимович Б.Ф. Световые явления вокруг нас: Кн. для внеклас. чтения учащихся 8-10 кл.– М.: Просвещение, 1986.
  4. Тарасов Л.В., Тарасова А.Н. Беседы о преломлении света / Под ред. В.А. Фабриканта.– М.: Наука. Главная редакция физико-математической литературы, 1982.– (Библиотечка «Квант»вып.18).
  5. Блудов М.И. Беседы по физике: Кн. для учащихся ст. классов сред. шк. / Под ред. Л.В. Тарасова.– 4-е изд. дораб. – М.: Просвещение, 1992.
  6. Перышкин А.В., Чемакин В.П. Факультативный курс физики 7 кл: Пособие для учащихся–2-е изд. перераб. – М.: Просвещение, 1980.
  7. Тарасов Л.В. Физика в природе: Кн. для учащихся.– М.: Просвещение, 1988.
  8. Кац Ц.Б. Биофизика на уроках физики: Кн. для учителя: Из опыта работы.– 2-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 1988.
  9. Сергеев А.В. Наблюдения учащихся при изучении физики на второй ступени обучения: Пособие для учителя. – Киев: Рад. шк., 1988.
  10. Колтун М.М. Мир физики: Научно-художественная лит-ра – 2е изд. – М.: Дет. лит.,1987.
  11. Дягилев Ф.М. Из истории физики и жизни ее творцов: Кн. для учащихся. –М.: Просвещение,1986.
  12. Спасский Б.И. Физика в ее развитии: Пособие для учащихся.М.: Просвещение, 1972.
  13. Энциклопедия для детей . Том 16. Физика. Ч.2./ Глав. ред.В.А. Володин. –М.:Аванта+, 2000.
  14. Кабардин О.Ф. и др. Факультативный курс физики: 10 кл.: Учебн. пособие для учащихся. – 3-е изд., перераб. – М.: Просвещение,1987.
  15. Тульчинский М.Н. Качественные задачи по физике в средней школе: Пособие для учителей. – Изд 4-е, перераб. – М., Просвещение 1972.
  16. Пеннер Д.И., Корж Э.Д. Программированные задания по физике для 10 класса: Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 1987.
  17. Компакт-диск Открытая физика. Часть 2. Под ред. С.М. Козелла – ООО Физикон, 2002.

Приложение 1