Урок по русскому языку по теме "Нахождение проверочных слов в группе однокоренных слов"

Разделы: Начальная школа


Цели:

  • развивать умения ставить ударения, различать ударные и безударные гласные звуки в корне слова;
  • развивать умения находить в ряде однокоренных слов проверочное слово для слов с безударной гласной в корне слова;
  • формировать интерес к русскому языку;
  • продолжить работу по формированию самооценки учащихся.

Оборудование: карточки с заданием, алгоритм, цветочки синего, белого и желтого цвета, дерево.

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

I. Организация класса. Мотивация
Долгожданный дан звонок,
Начинается урок.
– Уже по календарю наступила весна, но мы с вами живем на крайнем севере, и настоящая весна к нам приходит гораздо позднее. Сегодня на уроке я приглашаю вас на лесную полянку.
(Открываю доску).
– Давайте на уроке позовем к нам весну скорее, так хочется побольше солнышка, тепла. И на нашей полянке тоже еще не совсем наступила весна. Наша задача, работая на уроке оживить ее.
 
II. Минутка чистописания
На доске написаны буквы:
а   о    и    е    я
– Какие это буквы?
– Что вы знаете о них?

– Эти буквы будут нам сегодня помогать открывать новые знания. Сначала сделаем разминку для кисти руки.

– Пропишите эти буквы в тетради.

 

Гласные.
Ответы детей.

Дети выполняют круговые движения вправо и влево кистью руки.

III. Словарная работа
На доске транскрипция слов
Словарь:
[ й, а  б  л  а  н,  а]
[р,  а  б,  и  н  а ]
[ б,  иэ  р,  о  з  а ]
[ а  р,  э  х ]
[а  с,   и  н  а ]
– Запишите слова в тетрадь.
– О чем нужно помнить при обозначении звуков буквами?
(Учитель выставляет  на доску карточки со словарными словами).
– Можем ли мы проверить безударные гласные в этих словах?
– Поставьте ударение. Подчеркните в этих словах орфограммы.
– Как называется орфограмма в этих словах?
 

 

 

Часто произношение не совпадает с написанием.

Написание этих слов нужно запомнить.

 

Безударная гласная непроверяемая ударением.

IV. Постановка проблемы
– Если у нас на дворе у нас весна давайте научимся правильно писать это слово.

В Е И СНА

– Как узнать какую букву надо написать в этом слове?

– Попробуйте определить тему нашего урока.
– Я вам предлагаю группу слов.
(Открываю запись на доске).
Весенний, ветер, веснушки, веснянка, весело, вёсны.
– Все ли слова проверочные к слову весна?
– Почему? 
– Какая главная задача нашего урока?
– Прочитайте оставшиеся слова.   

– Запишите их в тетрадь. Поставьте ударение, выделите корень.
– Подчеркните ударные гласные двумя чертами, а безударные одной.
– Назовите слова с безударной гласной в корне.
– Можно ли проверить безударную гласную в этих словах?
– Как?
– Есть ли среди данных однокоренных слов проверочное слово?
– Какое?
– Объясните, почему вы так решили?
– Подчеркните слово вёсны.
– Как вы понимаете значение этих слов?
– Как понимаете смысл слова веснянка?
– В толковом словаре Ожегова написано:
веснянка – старинная обрядовая восточно – славянская песня, воспевающая приход весны

 

 

Ответы детей.
Нужно подобрать проверочное слово.
Подбор проверочных слов

Нет. Есть лишние слова ветер и весело.
У них другой смысл.
Научиться находить в группе слов проверочное.
Весенний,  веснушки, веснянка, вёсны.
Один ученик работает у доски

Весенний,  веснушки, веснянка.

 

Ответы детей.

Есть.

Весны.
Потому что на гласную в корне падает ударение.

Объяснение значения слов детьми.
Предположение детей.

V. Физминутка

Под музыку «Весенняя плясовая» дети выполняют танцевальные движения.

VI. Работа над новым материалом
1. На доске слова:

Лес, л…са, л…сок.
Лист, л…стья, л…сток.
Сад, с…ды, с…довник.

– Прочитайте первую строку. Какую букву напишем в словах леса, лесок?
– Докажите.

 На доске учитель прикрепляет карточку

ударение

 

корень

 

подчеркни ударную гласную =

 

подчеркни безударную гласную –

 

подчеркни проверочное слово

– Какая безударная гласная в этих словах?
Аналогичная работа ведется со следующими группами слов.
– Можем ли мы сказать, какое слово будет проверочным для слов с безударной гласной в корне слова?
– Продолжите фразу.
Проверочное слово должно быть:

2. Работа с правилом.
– Откройте учебник русского языка на странице 128. Прочитайте правило. О чем нам оно говорит?
– Правило схоже с нашим выводом?

 

 

 

Букву е.
Один учащийся работает у доски.

 

– Сначала ставлю ударение.

 

 

– Выделяю корень.

 

– Подчеркиваю ударную гласную двумя черточками.

 

 

– Подчеркиваю безударную гласную одной чертой.

 

 

– Нахожу и подчеркиваю проверочное слово.

 – Буква е.

Ответы детей.

  • Однокоренным.
  • Ударение должно падать на гласную букву в корне слова.

Ответы детей.

Да.

VII. Первичное закрепление
– Найдите упражнение 221. (Под руководством учителя)
– Прочитайте слова.

– Выделите карандашом в учебнике в словах корень, поставьте ударение.
– Подчеркните ударные гласные = , безударные – .
– Какие из этих слов будут проверочными?
– Выпишите сначала проверочные слова, а затем все остальные. ( На доске открывается запись)
Глаз, глазки, глаза, глазок, глазной.

– Работаем по составленному алгоритму.
– подчеркните проверочные слова. В чем мы еще раз убедились?

 

Глаз, глазка, глазки, глазок, глазной.

 

Глаз, глазки.

Один учащийся работает у доски.

Проверочное слово должно быть однокоренным, ударение должно падать на гласный.

VIII. Самостоятельная работа в парах
– Сейчас выполните работу самостоятельно. Работать будете в парах по составленному алгоритму. У вас на парте лежат березовые листочки.
На листочках даны ряды слов.
1 вариант: зима, зимушка, зимовать, зимовье, перезимовать.
2. вариант: вода, водичка, водный, водяной, воды.
Проверка задания. Самооценка.
– Если нет ошибок – поставьте 5 баллов.
Двое учащихся работают у доски.
IX. Домашнее задание

– Упражнение 222, стр. 129. Я надеюсь, что вы справитесь с домашним заданием, ведь вы сегодня много узнали и научились.

 
X. Итог урока.        Рефлексия

– Чему научились на уроке?
– Что нового узнали?
– А теперь давайте оживим нашу полянку. Листочки переносятся на дерево.
– Какая была тема нашего урока?
– Какую задачу вы ставили перед собой?

– И, в заключение, оценим свою работу на уроке.
Под музыку звуки леса дети прикрепляют на полянку цветочки того цвета как они оценили свою работу и комфортность на уроке.

 

Научиться подбирать проверочные слова из ряда слов.

 

 

 

Синие – Отлично. Мне было легко и все понятно.
Белые – Хорошо. Мне было трудно, но я преодолел все трудности..
Желтые – Мне было трудно. Я ничего не понял.