Цели:
- развивать умения ставить ударения, различать ударные и безударные гласные звуки в корне слова;
- развивать умения находить в ряде однокоренных слов проверочное слово для слов с безударной гласной в корне слова;
- формировать интерес к русскому языку;
- продолжить работу по формированию самооценки учащихся.
Оборудование: карточки с заданием, алгоритм, цветочки синего, белого и желтого цвета, дерево.
Деятельность учителя |
Деятельность обучающихся |
|||||
I. Организация класса. Мотивация | ||||||
Долгожданный дан звонок, Начинается урок. – Уже по календарю наступила весна, но мы с вами живем на крайнем севере, и настоящая весна к нам приходит гораздо позднее. Сегодня на уроке я приглашаю вас на лесную полянку. (Открываю доску). – Давайте на уроке позовем к нам весну скорее, так хочется побольше солнышка, тепла. И на нашей полянке тоже еще не совсем наступила весна. Наша задача, работая на уроке оживить ее. |
||||||
II. Минутка чистописания | ||||||
На доске написаны буквы: а о и е я – Какие это буквы? – Что вы знаете о них? – Эти буквы будут нам сегодня помогать открывать новые знания. Сначала сделаем разминку для кисти руки. – Пропишите эти буквы в тетради. |
Гласные. Дети выполняют круговые движения вправо и влево кистью руки. |
|||||
III. Словарная работа | ||||||
На доске транскрипция слов Словарь: [ й, а б л а н, а] [р, а б, и н а ] [ б, иэ р, о з а ] [ а р, э х ] [а с, и н а ] – Запишите слова в тетрадь. – О чем нужно помнить при обозначении звуков буквами? (Учитель выставляет на доску карточки со словарными словами). – Можем ли мы проверить безударные гласные в этих словах? – Поставьте ударение. Подчеркните в этих словах орфограммы. – Как называется орфограмма в этих словах? |
Часто произношение не совпадает с написанием. Написание этих слов нужно запомнить.
Безударная гласная непроверяемая ударением. |
|||||
IV. Постановка проблемы | ||||||
– Если у нас на дворе у нас весна
давайте научимся правильно писать это слово.
– Как узнать какую букву надо написать в этом
слове? – Запишите их в тетрадь. Поставьте ударение,
выделите корень. |
Ответы детей. Нет. Есть лишние слова ветер и весело. Весенний, веснушки, веснянка.
Ответы детей. Есть. Весны. Объяснение значения слов детьми. |
|||||
V. Физминутка Под музыку «Весенняя плясовая» дети выполняют танцевальные движения. |
||||||
VI. Работа над новым материалом | ||||||
1. На доске слова:
– Прочитайте первую строку. Какую букву
напишем в словах леса, лесок? На доске учитель прикрепляет карточку
– Какая безударная гласная в этих
словах? 2. Работа с правилом. |
Букву е.
– Сначала ставлю ударение.
– Выделяю корень.
– Подчеркиваю ударную гласную двумя черточками.
– Подчеркиваю безударную гласную одной чертой.
– Нахожу и подчеркиваю проверочное слово. – Буква е. Ответы детей.
Ответы детей. Да. |
|||||
VII. Первичное закрепление | ||||||
– Найдите упражнение 221. (Под
руководством учителя) – Прочитайте слова. – Выделите карандашом в
учебнике в словах корень, поставьте ударение. – Работаем по составленному алгоритму. |
Глаз, глазка, глазки, глазок, глазной.
Глаз, глазки. Один учащийся работает у доски. Проверочное слово должно быть однокоренным, ударение должно падать на гласный. |
|||||
VIII. Самостоятельная работа в парах | ||||||
– Сейчас выполните работу
самостоятельно. Работать будете в парах по
составленному алгоритму. У вас на парте лежат
березовые листочки. На листочках даны ряды слов. 1 вариант: зима, зимушка, зимовать, зимовье, перезимовать. 2. вариант: вода, водичка, водный, водяной, воды. Проверка задания. Самооценка. – Если нет ошибок – поставьте 5 баллов. |
Двое учащихся работают у доски. | |||||
IX. Домашнее задание – Упражнение 222, стр. 129. Я надеюсь, что вы справитесь с домашним заданием, ведь вы сегодня много узнали и научились. |
||||||
X. Итог урока.
Рефлексия – Чему научились на уроке? – И, в заключение, оценим свою работу на уроке. |
Научиться подбирать проверочные слова из ряда слов.
Синие – Отлично. Мне было легко и все понятно. |