Цель урока: сформировать у учащихся представление о правильном, безопасном поведении на воде, создать условия для формирования таких личностных качеств как:
- Осторожность;
- Самообладание;
- Ответственность;
- Уважение к себе и окружающим;
- Коммуникативность.
Учебные вопросы:
- Вода – наша жизненная необходимость и смертельная опасность.
- Вы решили пойти купаться. Основные правила безопасности на воде.
Оборудование: Карточки для парной и коллективной работы, логические задачи, глобус.
ХОД УРОКА
1. Мобилизационная часть урока.
- Психологическая готовность детей.
2. Работа над новым материалом.
На доске дети читают девиз урока: “Осторожность – не трусость”.
Как вы понимаете это выражение? Рассуждения детей.
На доске появляется первый вопрос:
Вода – наша жизненная необходимость и смертельная опасность.
Сообщение ученика:
Водные просторы занимают 70% территории Земли. Это природные водоемы (океаны, моря, озёра, реки), а также искусственные водоёмы (пруды, водоканалы, водохранилища и другие). Можем ли мы прожить без воды? Нет. Воду мы пьем, используем для приготовления пищи, для стирки, мытья. Для развития детей большое значение имеет употребление морепродуктов, богатых кальцием, фосфором, йодом и другими необходимыми для нашего организма микроэлементами. Что может заменить нам то удовольствие, которое мы получаем от купания в теплое время в воде? Из этого мы можем сделать вывод, что вода для нас жизненная необходимость.
Учитель:
В то же время мы должны задуматься, что от воды ежегодно гибнут сотни тысяч людей от стихийных бедствий (наводнений, селевых потоков, штормов и других). Немалую долю составляют случаи нелепой гибели людей по причине незнания или грубого нарушения правил поведения на воде. Из этого мы можем сделать второй вывод, что вода для нас смертельная опасность. Сегодня мы с вами поговорим о том, как, наслаждаясь прелестями воды, не стать её жертвой.
На доске появляется второй вопрос:
Вы решили пойти купаться. Основные правила безопасности на воде.
Учитель: Вы решили пойти купаться.
Что вы должны сделать? (Работа в парах постоянного состава). Дети работают над последовательностью своих действий. 2-3 пары озвучивают последовательность действий.
Учитель: Самое главное правило – с вами должны быть взрослые.
Вы должны предупредить родителей, куда вы идёте, с кем вы идете, ориентировочно на какое время вы идете.
- Купаться на водоём вы можете пойти только с разрешения родителей.
Учитель: Вы подошли к водоёму. А что дальше? (Работа в парах постоянного состава). Дети самостоятельно вырабатывают правила, как подготовиться к купанию. 2-3 пары озвучивают выработанные ими правила.
Учитель:
Нельзя сразу бросаться в воду. Ваш организм
еще к этому не готов. Судороги любят
неподготовленных купальщиков.
Учитель: Основные правила безопасности
на воде.
В каждом городе есть специально
оборудованные водоёмы для отдыха и купания. На
них есть специальные службы. Это подготовленные
люди для контроля за порядком, а также для
спасения людей. Здесь постоянно проводится
анализ воды. На многих водоёмах дежурят машины
скорой помощи. Купание в необорудованных местах
запрещено.
Учитель: Есть населенные пункты, где нет мест оборудованных для купания. Следовательно, несмотря на все “нельзя”, мы всё-таки будем купаться. Какие правила мы должны соблюдать, что должны мы знать?
Рассуждения детей. На доске высвечиваются основные правила.
Учитель: Мы должны знать:
- Что представляет собой этот водоем. Если это река, то вдоль каких предприятий она протекает. Нередко в реку сбрасываются все канализационные стоки, отходы химического и других вредных производств. Какие заболевания мы можем получить, купаясь в такой реке? Можем мы в такой реке купаться? Может лучше подумать о своём здоровье?
- Если это пруд, то мы должны знать, откуда прибывает вода, куда она вытекает. Там могут быть мощные шлюзы, или коллекторы, которые просто “засасывают”, проплывающего мимо человека, а, тем более, если он в этом месте ныряет. Это очень опасно. Мы рискуем своей жизнью. Если это озеро, то мы должны знать, нет ли в нем болотистых мест.
- Мы должны знать дно водоёма. Нельзя нырять, не обследовав дно водоема. Мы должны помнить, что есть люди, которые любят собираться на отдых на берегу водоёма. К сожалению, не все они чистоплотны. После отдыха они всё лишнее выбрасывают в воду. Это и битое стекло, и консервные банки, и арматуру, которую использовали для приготовления пищи на костре. Хорошо, если эта арматура ляжет на дно. А если она воткнется и будет торчать, а в этом месте кто-то нырнёт? Поэтому еще раз напоминаю: нельзя нырять не зная дна водоема.
- Надо знать и учитывать течение реки. Есть реки спокойные, течение у них не быстрое, плавное. Но есть реки, у которых часто меняется течение, возникают водовороты периодически и в разных местах. Купаться в таких реках очень опасно. Особенно опасно купаться на горных реках.
3. Физкультминутка.
Учитель: Дети, вы устали. Давайте немного отдохнём. Сейчас у нас физкультминутка.
4. Продолжение изучения нового материала.
Учитель: Мы не умеем плавать. Как быть?
Ответы детей.
Учитель: Надо обязательно научиться
плавать. Начинать надо заниматься в бассейнах.
Потом переходить в открытые водоемы. Начинать
надо с мелководья, в местах, где нет течения, или
тихое течение. По мере приобретения навыков в
плавании, усложнять нагрузку. Необходимо
перебороть страх перед водой. Воды не надо
бояться, но при этом соблюдать правила
безопасности на воде. Мы должны помнить, что ни
один вид спорта так не развивает и не укрепляет
наш организм, как плавание. Плавание
рекомендуется при лечении многих заболеваний,
включая нарушения опорно-двигательного
аппарата, заболеваний позвоночника,
расстройствах нервной системы и многих других.
Очень важно научиться плавать и держаться на
воде на спине. Умение плавать и держаться на воде
на спине – это наше спасение во многих ситуациях:
Если мы заплыли далеко от берега и чувствуем,
что у нас нет сил доплыть до берега, то мы
переворачиваемся на спину, голову держим над
водой, слегка работаем ногами. Мы
восстанавливаем дыхание и немного отдыхаем.
Отдохнув, мы можем спокойно доплыть до берега.
Учитель: Мы решили поплавать на лодке. Плыть на лодке, кажется, надежнее. Люди издавна пользуются лодками для передвижения и рыбной ловли. Что мы должны знать и соблюдать?
Дети высказывают свои мнения.
Учитель: Давайте вместе из того, что вы
сказали, выработаем правила безопасности при
плавании на лодках и других плавательных
средствах.
Кататься на лодке можно только под присмотром
взрослых.
5. Закрепление изученного материала.
Задание №1.
Учитель: Перед вами лежит таблица. Она состоит из двух столбцов. В ней написаны правила безопасности на воде, а так же то чего мы не должны делать, чтобы не подвергать угрозе свою жизнь и здоровье и окружающих нас людей. Ниже находится ещё одна таблица. Она тоже состоит из двух столбцов. В левом столбце заголовок: Правила безопасности на воде. В правом столбце заголовок – Нельзя. Это то, что мы не должны делать. Переставьте в правый столбец правила безопасности, что мы должны соблюдать, а в левый – что нельзя делать.
Нырять в незнакомых местах, не зная дна водоёма. | Надо знать и учитывать течение реки. |
Раскачивать лодку, вовремя передвижения на ней по водоёму. | Когда пришли к месту, сначала подготовьтесь к купанию. |
Идти купаться на водоём с разрешения родителей. | Вставать в лодке, садиться на борт или перегибаться через него. |
Прибежать к водоёму, быстро раздеться и сразу нырнуть. | Дети должны купаться на водоёмах под присмотром взрослых. |
Купаться только в местах специально оборудованных для купания. | Заплывать за буйки. |
Купаться с повышенной или пониженной температурой. | Купаться на водоёмах можно только в теплое время и в тёплой воде. |
Перед катанием на лодке надо проверить исправность лодки, вёсел, нет ли течи. | Играть в водоёмах с удерживанием противника под водой. |
Купаться зимой, если река не замёрзла. | Уметь плавать |
Купаться в прудах и озёрах вдали от болотистых мест и шлюзов | Идти купаться на водоём без разрешения родителей. |
Плавать на камерах, и других самодельных плавательных средствах. | Кататься на лодке под присмотром взрослых. |
Перед катанием на лодке надо проверить наличие в ней спасательных средств. | Купаться без присутствия взрослых. |
Купаться в водоёмах, находящихся вблизи предприятий с вредным производством, а так его в него сливаются канализационные и промышленные стоки. | Если вы решили далеко отплыть от берега, то должны правильно рассчитать свои силы. При первых признаках усталости или ухудшения самочувствия выходите из воды |
Не допускать переохлаждения организма при длительном нахождении в воде. | Заплывать на лодке в места массового купания людей. |
Заполните таблицу
Правила безопасности на воде | Нельзя |
Задание №2. Какие правила безопасности на воде нарушили герои стихотворения. Ученикам раздаются карточки. (Дети работают в парах).
У большой и глубокой реки
Жили-были одни чудаки.
Был у них непослушный характер:
Выплывали они на фарватер,
В незнакомых ныряли местах,
На непрочных катались плотах,
И дырявую лодку качали,
И не знали тревог и печали.
А однажды, во вторник как раз,
Разноцветный надули матрас
И поплыли на нем за буйки…
Больше нет чудаков у реки!
Правильные ответы: Выплывали они на фарватер; в незнакомых ныряли местах; на непрочных катались плотах; дырявую лодку качали; разноцветный надули матрас и поплыли на нем за буйки.
Проверка задания.
Задание №3. Логическая задача.
Задание написано на доске. Дети работают на карточках индивидуально.
Расставьте в правильной последовательности, как вы будете готовить себя к купанию, когда пришли на водоем |
Правильные ответы |
|
1. Нырнули и поплыли | 3. Разделись, остыли | |
2. Несколько раз окунулись в воде | 4. Опустили ноги в воду. | |
3. Разделись, остыли | 2. Несколько раз окунулись в воде | |
4. Опустили ноги в воду. | 1. Нырнули и поплыли |
Задание №4.
Учитель: Дети, вам предлагается расшифровать выражение. Из каждого слова взять только тот слог, который указан в коде, а затем полученные слоги сложить.
Учитель: Прочитайте полученное выражение.
Правильный ответ: Твоя безопасность в твоих руках.
Задание №5. Рассказ водолаза.
Учитель: Вот рассказ Глеба Ивановича, старого, опытного водолаза.
Глеб Иваныч, водолаз,
В день нырял по двадцать раз...
Спас он двести сорок взрослых
И детей три тыщи спас.
У него медаль и орден,
Но махнул он на медаль:
"Если кто-нибудь утонет –
Это будет очень жаль.
Целый день сижу на вышке –
Хулиганят ребятишки:
То воюют на плотах,
То нырнут не в тех местах,
Заплывают за буйки
И идут на дно реки...
Я искал бы лучше клад!
Рыбу я ловить бы рад!
Но в реке заместо рыбы
Должен я ловить ребят...
В общем, я скажу всем так,
Что купанье – не пустяк!"
Так закончил свой рассказ
Глеб Иваныч, водолаз.
Учитель: Глеб Иванович рассказывает о том, что ребятишки нарушают правила безопасности на воде. Какие нарушения вы заметили? Дети отвечают: “воюют на плотах”, “ныряют не в тех местах”, “заплывают за буйки”. Учитель: Любое нарушение имеет свои последствия. О каких последствиях напоминает Глеб Иванович? Дети отвечают: “идут на дно реки...”, тонут. Учитель: Это ещё одно напоминание нам о необходимости соблюдения тех правил безопасности на воде, о которых мы сегодня говорили на уроке. А какой вывод сделал Глеб Иванович в своём рассказе.
Дети отвечают: “Что купанье – не пустяк!”
6. Подведение итога урока:
Учитель: Чему научились на уроке? (Ответы детей).
Учитель: Мы с вами говорили о том, как надо себя вести, когда мы купаемся, чтобы не случилось несчастье. Но если все-таки что-то произошло и на ваших глазах кто-то тонет. Что делать? Об этом мы с вами поговорим на следующем уроке.
Домашнее задание: составьте схему – перечень, что нужно делать для обеспечения безопасных условий во время купания.