Открытый урок окружающего мира в 3-м классе "Пернатые изобретатели"

Разделы: Начальная школа


Цель:

  • Расширить знания о птицах;
  • Учить выделять существенные их признаки;
  • Воспитывать заботливое отношение к природе;
  • Продолжить обучение практическому исследованию.

Оборудование: Учебник “Обитатели земли” А.А Вахрушев, фотографии птиц и животных, фото гнезда, модель яйца, лист картона и салфетки, бумажные самолетики, перья птиц, модель скворечника, видеофильм.

Ход урока

1. Орг. Момент.

2. Актуализация знаний.

А) Индивидуальная работа с карточками.

В чем главная особенность следующих животных:

Насекомые ___________________________________________
Земноводные _________________________________________
Рыбы ________________________________________________
Пресмыкающиеся ______________________________________

Б) Блиц опрос:

а) Что такое природа?
б) Что относиться к неживой природе?
в) Что относиться к живой природе?

В) Разгадать ребус:

3. Новая тема.

Кто догадался о теме урока?
Что вы знаете о птицах?

Игра “Летает – не летает”.

Что умеют делать птицы? (Летать).
Можем ли мы считать способность летать особенностью птиц? (Ответы детей).

Показать детям иллюстрации белки – летяги, летающей рыбы, бабочки.

Сделайте вывод (значит, могут летать не только птицы).

Слушаем диск с голосами птиц.

Что еще умеют делать птицы? (Петь).
А только ли птицы поют? (Показать иллюстрации: касатки, кот, дельфин).

Вывод: значит, петь умеют не только птицы.

Загадка:

Без рук, без топорёнка построена избёнка.

(Гнездо).

А птицы умеют вить гнезда?

Показать гнездо ос.

Вывод: умение вить гнезда не главная особенность птиц.

Загадка:

Может и разбиться, может и свариться.
Если хочешь, в птицу может превратиться.

(Яйцо).

Значит, что умеют делать птицы? (Нести яйца).
А кто еще откладывает яйца? (Например пресмыкающиеся).

Показ иллюстрации: крокодил, черепаха, змеи.

Вывод: откладывать яйца не главная особенность птиц.

Где же нам найти ответ в чем особенность птиц? (В учебнике).

Чтение текста стр. 27

В чем же отличие птиц? (Наличие перьев).

Физ. культ. минутка.

Что же нужно для полета?

Опыт с самолетами (подбросить два самолета, у одного есть крылья, а у другого их нет).

Какой самолет полетит?

Вывод: значит, для полета нужны крылья.

А если сделать крылья и прицепить к человеку, он полетит? Почему?

Опыт. На парту положить лист картона и салфетку. Один ученик дует на картон, а другой на салфетку, пытаясь удержать их в воздухе.

Почему салфетка держалась в воздухе, а картон упал? (Он тяжелый).
Какая особенность скелета птиц позволяет им летать? (Предположение).

Что бы подтвердить предположение, читаем текст в учебнике.

Вывод: скелет птиц легкий, т.к кости трубчатые, вместо зубов – клюв.

Взять из пакета перо птицы, рассмотреть, срезать верх. (Работа в группах).

Дети убеждаются, что опахало пера состоит из бородок, отходящих от стержня. От бородок отходят бородочки, как хвоинки на еловой лапе. Бородочки имеют крючочки, как застежка – “липучка”. Вот почему перья такие легкие, прочные, упругие и теплые.

Все ли перья у птиц одинаковые? (Предположения детей).

Работа по учебнику, где дети находят перья: пуховое, покровное, маховое, рулевое.

Вывод: легкость и крылья позволяют птицам ловить воздушные потоки и парить в воздухе.

Чем покрыты лапки птиц? (Щитками).
У кого тело покрыто щитками? (У пресмыкающихся, у большинства пресмыкающихся также нет зубов).
От кого же произошли птицы? (От пресмыкающихся).
Почему у птиц самочек оперение неброское? (Для защиты потомства).
Почему осенью птицы улетают в теплые края? (Не хватает корма).
Кто улетает в теплые края вперед: стрижи или утки? Почему? (Стрижи т.к исчезает корм – насекомые. А утки находят корм в водоемах, которые замерзают позже).

4. Итог.

Кто на уроке сделал для себя открытие и какое?
В чем же главная особенность птиц?

Сейчас весна, еще не поздно обустроить для птиц скворечник. Строить дом для птиц дело сложное. У меня есть чертежи и схемы для построения скворечников. Один скворечник мы сделаем на уроке труда. (Кто хочет сделать с родителями скворечник схемы – приложение).

5. Видеофильм.

Предложить посмотреть фильм о птицах и еще раз полюбоваться природой.

Кто как поет? (Задание на внимательность после просмотра фильма).

Ворона? – (каркает);
Сорока? – (стрекочет);
Филин? – (ухает);
Глухарь? – (токует);
Воробей? – (чирикает).

6. Знакомства с “Красной книгой РФ и Томской области.

Особоохраняемые птицы, включённые в Красную книгу Р Ф.

Краснозобая казарка;
Стерх;
Тонкоклювый кроншнеп;
Чёрный аист;
Малый лебедь;
Савка;
Малый перепелятник;
Зимняк;
Дербник;
Чёрный журавль;
Кречет;
Орлан – белохвост;
Беркут;
Сапсан;
Скопа;
Филин;
Белая сова;
Иглохвостый стриж.

Регионально – охраняемые на территории Томской области.

Серая куропатка;
Черношейная поганка;
Чомга;
Серый гусь;
Большой подорлик;
Чёрный коршун;
Пустельга;
Чеглок;
Кобчик;
Серый журавл;
Кулик – сорока;
Ворбьиный сыч;
Мохноногий сыч;
Ремез;
Серая цапля;
Лебедь – кликун;
Хохлатый осоед;
Осоед;
Большой кроншнеп;
Зимородок;
Бородатая неясыть;
Таёжный сверчо.

7. Домашнее задание: 2,3 задания из учебника по выбору, сообщения о птицах на минутке “Это интересно”, разгадать кроссворд (кроссворд выдан каждому ученику).

На рисунке в клетки впиши названия лесных животных.

  1. Маленькая перелетная птица с темно-бурым оперением.
  2. Небольшая птица, превосходный певец.
  3. Птица, подкладывающая свои яйца в чужие гнезда.
  4. Крупная птица, гнездящаяся вблизи жилья человека.
  5. Крупная промысловая птица.
  6. Сравнительно крупный кулик с длинным прямым носом.
  7. Мелкая птица, живущая по берегам водоемов, заросших камышом.
  8. Дневная хищная птица.

Ответы: 1. Стриж. 2. Жаворонок. 3. Кукушка. 4. Аист. 5. Тетерев. 6. Вальдшнеп. 7. Пастушок. 8. Коршун.

Приложение.