Цель:
- Расширить знания о птицах;
- Учить выделять существенные их признаки;
- Воспитывать заботливое отношение к природе;
- Продолжить обучение практическому исследованию.
Оборудование: Учебник “Обитатели земли” А.А Вахрушев, фотографии птиц и животных, фото гнезда, модель яйца, лист картона и салфетки, бумажные самолетики, перья птиц, модель скворечника, видеофильм.
Ход урока
1. Орг. Момент.
2. Актуализация знаний.
А) Индивидуальная работа с карточками.
В чем главная особенность следующих животных:
Насекомые ___________________________________________
Земноводные _________________________________________
Рыбы ________________________________________________
Пресмыкающиеся ______________________________________
Б) Блиц опрос:
а) Что такое природа?
б) Что относиться к неживой природе?
в) Что относиться к живой природе?
В) Разгадать ребус:
3. Новая тема.
Кто догадался о теме урока?
Что вы знаете о птицах?
Игра “Летает – не летает”.
Что умеют делать птицы? (Летать).
Можем ли мы считать способность летать
особенностью птиц? (Ответы детей).
Показать детям иллюстрации белки – летяги, летающей рыбы, бабочки.
Сделайте вывод (значит, могут летать не только птицы).
Слушаем диск с голосами птиц.
Что еще умеют делать птицы? (Петь).
А только ли птицы поют? (Показать иллюстрации:
касатки, кот, дельфин).
Вывод: значит, петь умеют не только птицы.
Загадка:
Без рук, без топорёнка построена избёнка.
(Гнездо).
А птицы умеют вить гнезда?
Показать гнездо ос.
Вывод: умение вить гнезда не главная особенность птиц.
Загадка:
Может и разбиться, может и свариться.
Если хочешь, в птицу может превратиться.
(Яйцо).
Значит, что умеют делать птицы? (Нести яйца).
А кто еще откладывает яйца? (Например
пресмыкающиеся).
Показ иллюстрации: крокодил, черепаха, змеи.
Вывод: откладывать яйца не главная особенность птиц.
Где же нам найти ответ в чем особенность птиц? (В учебнике).
Чтение текста стр. 27
В чем же отличие птиц? (Наличие перьев).
Физ. культ. минутка.
Что же нужно для полета?
Опыт с самолетами (подбросить два самолета, у одного есть крылья, а у другого их нет).
Какой самолет полетит?
Вывод: значит, для полета нужны крылья.
А если сделать крылья и прицепить к человеку, он полетит? Почему?
Опыт. На парту положить лист картона и салфетку. Один ученик дует на картон, а другой на салфетку, пытаясь удержать их в воздухе.
Почему салфетка держалась в воздухе, а картон
упал? (Он тяжелый).
Какая особенность скелета птиц позволяет им
летать? (Предположение).
Что бы подтвердить предположение, читаем текст в учебнике.
Вывод: скелет птиц легкий, т.к кости трубчатые, вместо зубов – клюв.
Взять из пакета перо птицы, рассмотреть, срезать верх. (Работа в группах).
Дети убеждаются, что опахало пера состоит из бородок, отходящих от стержня. От бородок отходят бородочки, как хвоинки на еловой лапе. Бородочки имеют крючочки, как застежка – “липучка”. Вот почему перья такие легкие, прочные, упругие и теплые.
Все ли перья у птиц одинаковые? (Предположения детей).
Работа по учебнику, где дети находят перья: пуховое, покровное, маховое, рулевое.
Вывод: легкость и крылья позволяют птицам ловить воздушные потоки и парить в воздухе.
Чем покрыты лапки птиц? (Щитками).
У кого тело покрыто щитками? (У пресмыкающихся,
у большинства пресмыкающихся также нет зубов).
От кого же произошли птицы? (От пресмыкающихся).
Почему у птиц самочек оперение неброское? (Для
защиты потомства).
Почему осенью птицы улетают в теплые края? (Не
хватает корма).
Кто улетает в теплые края вперед: стрижи или утки?
Почему? (Стрижи т.к исчезает корм – насекомые. А
утки находят корм в водоемах, которые замерзают
позже).
4. Итог.
Кто на уроке сделал для себя открытие и какое?
В чем же главная особенность птиц?
Сейчас весна, еще не поздно обустроить для птиц скворечник. Строить дом для птиц дело сложное. У меня есть чертежи и схемы для построения скворечников. Один скворечник мы сделаем на уроке труда. (Кто хочет сделать с родителями скворечник схемы – приложение).
5. Видеофильм.
Предложить посмотреть фильм о птицах и еще раз полюбоваться природой.
Кто как поет? (Задание на внимательность после просмотра фильма).
Ворона? – (каркает);
Сорока? – (стрекочет);
Филин? – (ухает);
Глухарь? – (токует);
Воробей? – (чирикает).
6. Знакомства с “Красной книгой РФ и Томской области.
Особоохраняемые птицы, включённые в Красную книгу Р Ф.
Краснозобая казарка;
Стерх;
Тонкоклювый кроншнеп;
Чёрный аист;
Малый лебедь;
Савка;
Малый перепелятник;
Зимняк;
Дербник;
Чёрный журавль;
Кречет;
Орлан – белохвост;
Беркут;
Сапсан;
Скопа;
Филин;
Белая сова;
Иглохвостый стриж.
Регионально – охраняемые на территории Томской области.
Серая куропатка;
Черношейная поганка;
Чомга;
Серый гусь;
Большой подорлик;
Чёрный коршун;
Пустельга;
Чеглок;
Кобчик;
Серый журавл;
Кулик – сорока;
Ворбьиный сыч;
Мохноногий сыч;
Ремез;
Серая цапля;
Лебедь – кликун;
Хохлатый осоед;
Осоед;
Большой кроншнеп;
Зимородок;
Бородатая неясыть;
Таёжный сверчо.
7. Домашнее задание: 2,3 задания из учебника по выбору, сообщения о птицах на минутке “Это интересно”, разгадать кроссворд (кроссворд выдан каждому ученику).
На рисунке в клетки впиши названия лесных животных.
- Маленькая перелетная птица с темно-бурым оперением.
- Небольшая птица, превосходный певец.
- Птица, подкладывающая свои яйца в чужие гнезда.
- Крупная птица, гнездящаяся вблизи жилья человека.
- Крупная промысловая птица.
- Сравнительно крупный кулик с длинным прямым носом.
- Мелкая птица, живущая по берегам водоемов, заросших камышом.
- Дневная хищная птица.
Ответы: 1. Стриж. 2. Жаворонок. 3. Кукушка. 4. Аист. 5. Тетерев. 6. Вальдшнеп. 7. Пастушок. 8. Коршун.