Урок природоведения на тему "Берегите воду!"

Разделы: Начальная школа


ЦЕЛЬ: учить детей бережно относиться к воде, экономить её.

ЗАДАЧИ УРОКА:

  • формировать знания и убеждения в необходимости охраны воды в природе;
  • развивать память, мышление, речь, умение рассуждать;
  • воспитывать бережное отношение к природе, окружающей нас среде.

ОБОРУДОВАНИЕ:

  • учебник « Мир вокруг нас» 3 класс;
  • иллюстрации с изображением реки;
  • иллюстрации кристаллов воды;
  • индивидуальные карточки с заданиями.
  • две колбы, фильтр, активированный уголь, воронка, штатив, образец загрязнённой воды (для опыта).

Ход урока

I. Организационный момент. 

– Придумано кем-то и просто, и мудро
При встрече здороваться «Доброе утро!»
Доброе утро солнцу и птицам
Доброе утро доверчивым лицам!
И каждый становится добрым, доверчивым
Доброе утро длится до вечера.

– Давайте улыбнёмся и свои добрые улыбки подарим гостям, классу, окружающей нас среде.

Девиз урока: «Учись доброму, худое на ум не придёт!» Сегодня на уроке нас ждут новые открытия.

II. Сообщение темы и цели урока.

– Вы слыхали о воде?
Говорят она везде!

Ученик 1

В луже, в море, океане,
И в водопроводном кране.
Как сосулька, замерзает,
В лес туманом заползает.

Ученик 2

Ледником в горах зовётся,
Лентой серебристой вьётся.
Средь высоких стройных елей
Рушится потоком селей.

Ученик 3

На плите у вас кипит,
Паром чайника шипит,
Растворяет сахар в чае.
Мы её не замечаем,
Мы привыкли, что вода-
Наша спутница всегда.

Ученик 4

Без не нам не умыться,
Ни наесться, ни напиться!
Смею вам я доложить:
Без воды нам не прожить!

– Сегодня на уроке мы продолжим разговор о воде. Тема урока «Берегите воду!»

III. Проверка домашнего задания. 

– Сначала вспомним всё, что мы изучали по теме «Вода». Я предлагаю вам работу по карточкам: жёлтая карточка – задание простое, зелёная карточка

– задание посложней, красная карточка – задание самое трудное. Отметка не зависит от цвета выбранной вами карточки, главное чтобы задание было выполнено правильно.

Жёлтая карточка.

Лёд в реке.              Вода в жидком
Вода в море.   состоянии.
Сосулька.   Вода в твёрдом
Дождь.   состоянии.
Вода в чайнике.    
Снег.   Вода в газообразном
Водяной пар.   состоянии.

Зелёная карточка.

  1. Как выглядит вода в природе в твёрдом состоянии? (лёд, снег)
  2. Где можно наблюдать воду в газообразном состоянии? (туман, пар)
  3. Где можно наблюдать воду в жидком состоянии? (моря, реки, ручейки, лужи и т.д.)

Красная карточка.

Какие свойства воды вы знаете?

  • Вода прозрачна.
  • Вода бесцветна.
  • Вода не имеет запаха.
  • Вода – растворитель.
  • Вода имеет свойство – фильтрование.
  • При нагревании вода расширяется, при охлаждении – сжимается.

– А теперь проверьте задания. (На доске правильный вариант ответов.)

– Ребята, вы хорошо поработали. Кто выполнил работу без ошибок?

– Думаю, те ребята, которые ошиблись уже вспомнили правильный ответ.

IV. Работа по теме урока.

– Ребята, посмотрите на доску, что изображено? (Река)

Течёт река издалека...
Течёт река... Течёт река...
Как хорошо, когда река
И широка, и глубока!

– Что хочется сделать при виде такой реки? (Искупаться)

– Да, ребята, вы правы, но такую чистую воду в водоёмах надо беречь. А зачем? (чтобы люди могли наслаждаться чистой водой, природой, что бы люди не болели и т.д.) Воды на Земле очень много. Океаны и моря покрывают большую часть поверхности нашей планеты. Но воду эту нельзя употреблять в пищу, почему?(потому что она солёная).Людям необходима пресная вода. Пресной воды существенно меньше и 1/3 населения Земли испытывает в ней острый недостаток. Вода нужна людям не только для питья. Для чего ещё? (Для уборки, для стирки белья, приготовления пищи, для полива полей, для охлаждения приборов машин на заводах и фабриках).

– В мире есть места, где пресной воды очень мало, например, районы Южной Азии, Африки, Индии, Китая. В России есть города, где вода подаётся по часам: в Новороссийске- воду подают только по утрам, в крыму с 6 до 10 утра, с 6 до 10 вечера. Нехватка чистой пресной воды ведёт к экологической катастрофе.

– Кто знает что это такое? (В толковом словаре Ожегова «Катастрофа- это неожиданное и грандиозное событие в истории планеты, влияющее на её дальнейшее существование»).

– Как думаете, сколько литров воды нужно человеку в день? (ответы детей)

– Для поддержания нормального образа жизни каждый день человеку необходимо около 80 литров воды.

– Например, в Германии человек расходует 127 литров, в США – 296 литров, в России – 278 литров. Сотни миллионов людей до сих пор не имеет доступа для чистой воды. В Индии на человека выделяется 25 литров воды, а на Мадагаскаре около 6 литров. И вода не достаточно чистая. А как вы думаете, что происходит из-за потребления грязной воды? (Люди заболевают и погибают).

– Верно, ежегодно из-за болезней, вызываемых нехваткой чистой воды умирает 25 миллионов человек и в основном это дети.

– Огромное количество воды используют фабрики и заводы. Например, завод для изготовления бумаги, он использует воду для производства бумаги, а потом грязную воду сливает в реку.

– Что происходит? (Река загрязняется)

– Другой пример, приезжают отдыхать туристы на берег реки. Они разжигают костёр, кушают, а мусор выбрасывают в реку. Правильно ли они поступают?(Нет, река загрязняется)

– А что происходит с обитателями реки и животными, которые живут рядом? (Рыба умирает, животные заболевают – река гибнет.)

– Чтоделать, не пускать людей к реке? (Нет, людям необходимо отдыхать на природе.)

– Или может закрыть завод? (Нет, т.к. не будет книг, тетрадей, которые выпускает этот завод)

– Ответ на этот вопрос мы найдем с вами в течении урока, а сейчас отдохнём.

V. Физкультминутка. 

Льётся чистая водица,
Мы умеем сами мыться.
Порошок зубной берём,
Крепко щёткой зубы трём.
Моем шею, моем уши,
После вытираемся посуше.

VI. Работа над темой урока. 

1. – Ребята, вернёмся к нашей проблеме, что же делать, чтобы предотвратить катастрофу?

– Давайте узнаем, что предлагает нам автор учебника в статье на стр.58 (чтение статьи « Как охранять воду от загрязнений»)

– Что узнали?

– Оказывается воду можно очищать. Как можно это делать? (строить очистительные сооружения, где воду очищают от ядовитых веществ; загрязненную воду очищают и снова используют в целях экономии воды.)

– Давайте проделаем опыт по очистке загрязнённой воды.

Возьмём колбу с загрязнённой водой, пропустим воду через фильтр с активированным углём. Что вы наблюдаете?(Вода, проходя через фильтр становится чище.) Вот таким же образом очищают воду на предприятиях.

– Такими серьёзными вопросами занимаются взрослые,а вы дети, можете принимать участие в охране воды? Как? (не загрязнять реки, озёра, когда отдыхаем; напоминать взрослым о том, что нужно оставлять после себя чистоту и порядок.)

– Посмотрите на иллюстрации и скажите, какая деятельность человека не вредит воде, а какая приносит вред?(На доске изображения различных видов деятельности человека)

2. – Людям требуется много воды (приблизительно 80 литров в день), но мы часто расходуем её напрасно.

– Когда умываемся, чистим зубы вода, как правило, течёт из крана непрерывно. Человек умывается около 5 минут. За 1 минуту из крана вытекает приблизительно 3 литра воды. Сколько литров воды расходует каждый человек во время умывания? (15 литров)

– А вот если открывать воду только во время споласкивания щётки и полоскания рта, то потребление воды сокращается в 2 раза. Такая экономия должна проводиться в каждом доме, каждой квартире, чтобы принести положительный результат.

3. Ребята, мы с вами говорили о загрязнении воды мусором, ядовитыми веществами – это бытовой мусор, а ещё существует словесный мусор. Как думаете что подразумевается под этим выражением? (загрязнение воды нехорошими словами) Верно.

– Учёные считают, что «вода» – уникальный компонент природы на нашей планете. Она способна хранить информацию. И даже если вода очищена, находится в комнате, где постоянно ссорятся структура воды изменяется. (Показ картинок с изображением кристаллов воды)

– Чистые мысли, чистые поступки делают воду, которая входит в состав нашего организма чистой, а значит мы будем меньше болеть.

– Плохие поступки,ссоры – ведут к болезням.

VII. Итог урока

– Вернёмся к девизу нашего урока «Учись доброму, худое на ум не придёт!»

– Чему доброму мы научились? (Беречь и охранять воду от бытового и словесного мусора, а с этим мы сбережём своё здоровье)

– Наша природа настолько беззащитна и ранима, и от нас с вами зависит насколько красива будет наша планета.

– Спасибо за работу на уроке. Особенно хочу отметить... Урок окончен.

Приложение.