Публичный ежегодный доклад МОУ СОШ № 10 городского округа, г.Камышин Волгоградской области

Разделы: Администрирование школы


1. Введение.

Муниципальное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 10 городского округа-город Камышин Волгоградской области – образовательное учреждение, ориентированное на обучение и развитие учащихся.

На образовательную ситуацию в школе большое влияние оказывает её расположение в отдалённом районе города и окружение частным сектором. Отсутствие возможности взаимодействия с культурными центрами города и учреждениями дополнительного образования не позволяет обеспечить в достаточной степени удовлетворение интеллектуальных, эстетических, спортивных потребностей учащихся. Отсюда большая потребность в организации школой активной и многообразной досуговой деятельности.

2. Краткая история школы.

Свою историю МОУ СОШ № 10 начинает с 1971 года. Именно тогда в городе Камышине была открыта средняя школа № 10 (директор Королёв В.Н.). Большой вклад в становление и развитие школы внёс Паринов М.С. (директор с 1974 по 1986 г.г.). В 1997 году директором школы была назначена Баринова Валентина Фёдоровна. В течение девяти лет она оставалась на этом посту. Под её руководством образовательное учреждение получает статус специализированной школы с углублённым изучением немецкого языка и становится одним из самых престижных в городе (постановление Администрации г. Камышина Волгоградской области от 10.09.1996 г. № 787 средняя общеобразовательная школа № 10 переведена на углубленное изучение немецкого языка, традиций и культуры немецкого народа. Приказом по Камышинскому гороно от 9 октября 1996 г. в школе № 10 были открыты профильные специализированные классы по немецкому языку). С 1997 по 2002 год в школе работали языковые ассистенты из Германии. Это Сабина Фишер, Анита Беккер, Катрин Креве в целях поддержки контактов в образовательной области, культурного обмена между двумя странами. С 2000 по 2003 год учителями немецкого языка под руководством Зайцевой И.В. осуществлялась апробация билингвального учебника “Природоведение 3 класс”. С 2002 года в течение трёх лет в целях получения дополнительной информации и обмена опытом в области работы с детьми и молодёжью Баринова В.Ф., Зайцева И.В., Бакаева Н.Г. были приглашены в округ Меркиш-Одерланд федеральной земли Бранденбург. С 2003 года и по настоящее время организованы ежегодные визиты сотрудников Управления округа Меркиш-Одерланд в город Камышин. В 2004 году в МОУ СОШ № 10 открыт Музей немецкой культуры (свидетельство № 9923, протокол № 3 от 16 декабря 2004 г. Федерального центра детско-юношеского туризма и краеведения). 1 июня 2006 года директором школы назначена Цыбизова Наталья Михайловна. Определены задачи по созданию условий для самореализации и самосовершенствования всех участников образовательного процесса. В 2007 году МОУ СОШ № 10 стала победителем областного конкурса общеобразовательных учреждений, внедряющих инновационные образовательные программы. В 2007 году МОУ СОШ № 10 стала лауреатом конкурса “ Школа России – 2007”. В 2008 году МОУ СОШ № 10 стала победителем областного конкурса общеобразовательных учреждений, внедряющих инновационные образовательные программы. В 2008 году МОУ СОШ № 10 стала лауреатом конкурса “ Школа России – 2008”, лауреатом конкурса “Академическая школа 2008”, лауреатом Регионального этапа Конкурса инновационных социальных технологий в номинации “Образование”, лауреатом VII областного фестиваля Презентаций учебных проектов.

3. Общая характеристика участников образовательного процесса.

В 2009-2010 учебном году в школе обучается 410 учащихся, из них чуть больше половины – 220 (53,6%) девочки. Средняя наполняемость классов – 20 человек.

Значительная часть родителей – это средний статистический класс по уровню обеспеченности. Представления большинства родителей о будущем детей связаны с продолжением образования. Данные мониторинга социального состава семей учащихся показывают, что в образовательном учреждении сложился следующий микросоциум: процентный состав родителей, имеющих высшее образование, равен 56%, средне-специальное образование – 40%, среднее – 4%. 24 семьи – многодетные, 89 – неполные, 94 учащихся являются единственным ребёнком в семье, 70 детей живут совместно с бабушками и дедушками, 11 детей находятся под опекой, 52 школьника проживают в отдельных квартирах, а 358 – в частных домах.

Образовательный процесс в школе осуществляют 37 педагогов. 27 (72 %) педагога имеют высшее образование, 4 (12 %) педагога - неполное высшее, 6 (16%) педагогов – средне-специальное.

Диагностика распределения педагогов по квалификационным категориям

В школе разработана программа развития на 2006 – 2010 гг., которая является концептуальным, организационно – педагогическим и управленческим механизмом, обеспечивающим высокое качество образовательного процесса в школе. В настоящее время школа № 10 ориентированна на идеи личностно ориентированного образования. Реализуя личностно ориентированный подход, школа ставит целью не сформировать и даже не воспитать, а найти, поддержать, развить человека в человеке и заложить в него механизмы самореализации, адаптации, саморегуляции, самозащиты, самовоспитания и другие, необходимые для становления самобытного личностного образа и достойной человеческой жизни. Цель программы развития – создание образовательного пространства, ориентированного на самореализацию и самосовершенствование участников образовательного процесса с изучением в школе немецкого языка, традиций и культуры немецкого народа. В школе работают три творческие группы учителей: “Здоровьесберегающие технологии в учебно-воспитательном процессе” (руководитель Петренко Г.Ю.), “Использование современных информационно-коммуникационных технологий” (руководитель Гунина О.Н.), “Знакомство с культурой и традициями немецкого народа” (руководитель Фёдорова Т.Г.). Творческие группы работают над изучением и внедрением в учебный процесс новых педагогических технологий. В учебно-воспитательном процессе школы особое внимание уделяется методам развивающего и личностно-ориентированного обучения, усилению роли индивидуальности, активизации познавательной деятельности в урочное и внеурочное время, роли самостоятельной творческой исследовательской работы учителя и ученика. Всё это реализуется через образовательные программы и организацию дополнительного образования (факультативы, элективные курсы, практикумы, спецкурсы, кружки, дополнительные платные образовательные услуги). Педагогами школы изучены и внедрены образовательные технологии: проблемное обучение, здоровьесберегающие, информационные и проектные технологии, деятельностный подход в обучении, модульное обучение, личностно-ориентированное обучение и игровая технология в начальной школе, педагогика сотрудничества в основной и старшей школах.

Важнейшим показателем работы педагогического коллектива является достаточный уровень результатов обучения учащихся. Качество знаний учащихся позволяет сделать вывод о правильном выборе применяемых учебных программ и методик.

Сведения о продолжении образования выпускников 11-х классов

  2006 год 2007 год 2008 год 2009
Количество выпускников 48 37 20 29
Количество выпускников, поступивших в вузы 31 (65%) 35 (95%) 18 (90%) 23 (79%)
Количество выпускников, поступивших в вузы на бюджетной основе 20 (42%) 24 (65%) 9 (45%) 14 (48%)

Целью воспитательной системы школы является создание условий для развития личности ученика. Работа с учащимися строится по следующим направлениям: интеллектуальное воспитание, нравственное воспитание, трудовое воспитание, эстетическое воспитание и экологическое воспитание. Принципами воспитания в системе являются: сотрудничество, личностно – ориентированный подход, целостное развитие личности. К настоящему времени в школе создана целостная воспитательная система. Разработаны проекты: “Мой родной край”, “Я и коллектив”, “Судьба России – моя судьба”, “Закон, общество и я”, “Я и моя семья”, “Моё здоровье”, “Мир моих увлечений”, “Наши традиции”, посредством которых реализуется содержание основных направлений воспитательного процесса. Традиционно в школе действуют разновозрастные объединения по интересам (кружки вокальный, хоровой, “Кройка и шитьё”, “Дизайн и мода”, “Чудо-мастера”, “Художественное вязание”, “Саратовские гармоники”, “Немецкий фольклор”, “Родной город”, “Художественный труд”, клуб “Экстрим”, “Юные спасатели”, “Юные туристы”, спортивные секции, клуб “Шахматная королева”). Их цель – удовлетворение интересов и потребностей каждого школьника, предоставление каждому возможности проявить себя в одной из сфер дополнительного образования.

К организации учебной и воспитательной деятельности активно привлекаются органы ученического самоуправления. Качества личности формируются там, где учащиеся вовлечены в самоуправление и могут самостоятельно решать проблемы школьной жизни, влиять на окружающую их социальную среду. В организации деятельности Детского объединения “Содружество” задействованы более 60 человек (15%) от общего числа учащихся). Руководит и курирует работу школьного ученического самоуправления заместитель директора по воспитательной работе и старшая вожатая. На отчётно-выборной конференции ДОС в сентябре 2009 г. президентом была избрана ученица 11 класса Перец Татьяна.

На протяжении ряда лет в школе сложилась система мероприятий, направленных на сотрудничество с родителями, одновременно с традиционными родительскими собраниями, заседаниями родительских комитетов организована работа школьного психолога с целью педагогического просвещения родителей. Активное вовлечение родителей в жизнедеятельность школы происходит через познавательные, творческие, спортивные мероприятия. Самым продуктивным вариантом воспитательной работы является равноправное дружеское взаимодействие родителей, ребёнка и классного руководителя, основанное на позитиве. Председателем общешкольного родительского комитета в 2009-2010 учебном году является Машковская Н.А. В целях содействия осуществлению самоуправленческих начал, развитию инициативы коллектива, реализации прав автономии образовательного, расширению коллегиальных, демократических форм управления в школе создан Совет муниципального образовательного учреждения средней общеобразовательной школы № 10. В состав Совета школы входят директор школы, представители педагогических работников, обучающихся III ступени, общественности, родителей, представители учредителя. Председателем Совета школы в 2009-2010 учебном году избрана Перец Н.Ф.

За годы существования школы многие проводимые мероприятия стали традиционными. При их подготовке ярко проявляется творчество учащихся, преподавателей, родителей и выпускников. Наряду с праздниками, характерными для любого образовательного учреждения, такими как, “День знаний”, “Последний звонок”, “Выпускные вечера”, традиционными стали:

  • Предметные декады с проведением популярных телевизионных игр “Умники и умницы”, КВН, “Счастливый случай”, “Что? Где? Когда?” и пр.
  • Спортивные соревнования, праздники с учащимися и родителями (“Дни здоровья”, “Весёлые старты”, “Папа, мама, я – спортивная семья”, “Папа, мама, я – поющая семья”, турниры по футболу, волейболу, баскетболу и др.)
  • Спортивный праздник-соревнование между командами 10-11 классов, посвящённый Дню защитника Отечества.
  • Новогодний праздник, немецкие фольклорные праздники “Рождество”, “Пасха”, “День святого Мартина”, осенняя выставка-ярмарка.
  • Конкурсы “Школьный звездопад”, “Праздник достижений”.
  • Концерты собственных поэтических сочинений учащихся.
  • Выставки художественных работ учащихся и работ прикладного творчества.
  • Школьные конкурсы “Ученик года”, “Класс года”.
  • Дни открытых дверей для родителей.

Спортивно-оздоровительная работа школы направлена на пропаганду здорового образа жизни; сохранение здоровья школьников; профилактику табакокурения, алкоголизма и наркомании, школьного и дорожного травматизма; приобщение к физической культуре, к регулярным занятиям физическим упражнениям. Традиционными в школе являются общешкольные соревнования по волейболу, футболу, баскетболу, шахматам; Дни здоровья; “Весёлые старты”, соревнования “Папа, мама, я – спортивная семья”; беседы, игровые программы, акции; встречи-беседы с медицинскими работниками. Постоянно действует спортивно-патриотический клуб “Экстрим”, целью которого является создание благоприятных условий для всестороннего развития обучающихся; формирование у обучающихся высоких волевых и нравственных качеств, дисциплинированности; подготовка физически здоровых, способных к выполнению долга гражданина РФ, юношей и девушек. Обучающиеся регулярно проходят медицинские осмотры врачами – узкими специалистами. Отметка о состоянии здоровья фиксируется в листке здоровья в классном журнале, даются рекомендации классным руководителям, преподавателям физкультуры, родителям.

В целях социальной защиты, сохранения здоровья школьников проводится работа по организации горячего питания школьников

Сведения об организации питания в МОУ СОШ № 10

  2007 год 2008 год 2009 год
Всего Питаются бесплатно Всего Питаются бесплатно Всего Питаются бесплатно
Количество обучающихся 464 181 439 220 410 238

Для обеспечения безопасности учебного процесса администрация школы заключила договор с охранным предприятием “Легион”. Администрация школы для безопасного пребывания учащихся в школе разрабатывает и утверждает график дежурства представителей администрации по школе и учителей по рекреациям. В помощь дежурным представителям педагогического коллектива назначается дежурный класс, для которого разработана инструкция и перед началом дежурства она доводится до сведения учащихся. Для предупреждения чрезвычайной ситуации в МОУ СОШ № 10 на вахте установлена тревожная кнопка, которая выведена на пульт охранного предприятия “Легион” для быстрого реагирования.

В школе организована работа по профилактике правонарушений. В ее работе принимают участие заместитель директора по правовому воспитанию, классные руководители, социальный педагог, психолог, учащиеся, родительская общественность. Работает Совет профилактики правонарушений среди несовершеннолетних учащихся, приняты планы работы месячников по профилактике правонарушений, наркомании, табакокурения; культуры поведения и правовых знаний; организованы лекции специалистов по данным вопросам, организовано взаимодействие со школьным психологом, работают агитбригады, учащимися школы выпускаются листовки, буклеты, рубрики правовой тематики в школьной газете “Десяточка”. В школе введена должность общественного инспектора по охране прав детства (Сучок Е.Ф.), который курирует работу по выявлению и оказанию помощи детям, попавшим в трудную жизненную ситуацию: проводит консультации, собеседования с родителями; обследует материально-бытовые условия жизни опекаемых детей; наблюдает за состоянием здоровья; оказывает помощь в обеспечении учебниками через школьную библиотеку; организует летний отдых опекаемых детей. В школе отлажена система реагирования на асоциальное поведение учащихся. Она строится на принципах выявления причин и устранения условий для рецидивов подобного впоследствии.

К наиболее важным результатам можно отнести:

  • Растёт удовлетворённость педагогов, учащихся и их родителей жизнедеятельностью школы;
  • Большинство выпускников школы проявляет высокий уровень конкурентоспособности при поступление в высшие и специальные учебные учреждения;
  • Ученики и коллектив школы занимают призовые места в городских, зональных и областных олимпиадах, конкурсах, смотрах, выставках, соревнованиях, конференциях:

4. Ресурсное обеспечение образовательного процесса.

Школа располагает современной материально-технической базой, обеспечивающей необходимые условия для учебной деятельности, развития способностей и интересов учащихся: 28 кабинетов (из них 3 кабинета-лаборатории); 1 кабинет информатики и ИКТ; кабинет технического труда; кабинет обслуживающего труда; спортивный зал (площадь 304 кв. м.), раздевалки для девочек и мальчиков; открытый стадион на территории школы с футбольной площадкой, малыми спортивными формами, детской площадкой для подвижных игр; актовый зал на 150 мест; комнату ученического самоуправления; библиотеку на 20287 экземпляров справочной, художественной, научно-популярной, методической литературы, из них 2881 экземпляров учебной литературы; медицинский кабинет; кабинет психолога, логопеда; кабинет стоматолога; столовую на 180 мест. В школе имеются в наличии технические средства обучения: 12 мультимедийных проекторов, 52 компьютера, 2 интерактивные доски, 26 принтера, оборудованное рабочее место библиотекаря – 1, оборудованное рабочее место администратора – 4, все кабинета имеют теле-, видео- и аудиоаппаратуру.

В 2009 году укреплены оконные блоки на лестничном пролёте, оборудован и оформлен кабинет логопеда, кабинет заместителя директора по УВР, проведён ремонт школьной библиотеки; закончена работа по обновлению осветительных ламп; приобретены справочная и научно-популярная литература в библиотеку, наглядные пособия в учебные кабинеты.

5. Заключение.

Нерешёнными проблемами школы остаётся:

  • Необходим капитальный ремонт спортивного зала, обновление спортивной площадки;
  • Нуждается в обновлении дидактическая база кабинета истории.

Основными направления развития школы на 2010 год:

  • Формирование у учащихся потребности в обучении, саморазвитии;
  • Создание условий для удовлетворения образовательных потребностей учащихся;
  • Всестороннее развитие человека, охватывающее интеллектуальный, нравственный, культурный, эстетический, политический рост личности;
  • Обеспечение сохранности жизни и здоровья учащихся;
  • Раскрытие творческого потенциала учащихся и педагогов.