Цель: анализ материала для оформления классной семейной книги, собранного в результате работы над исследовательским проектом.
Задачи:
- Вовлечь обучаемых и их родителей в исследовательскую работу по изучению семейных корней;
- Формировать гражданские чувства детей через заинтересованность историей своей семьи;
- Развивать толерантность, ответственное отношение к общему делу, устную и письменную речь.
Предварительная работа к празднику:
Посещение музея в с.Вятское.
Написание обучаемыми сочинений-рассуждений “Корни есть не только у дерева”.
Написание обучаемыми мини-сочинений о родственниках на тему “Кем я особенно горжусь в своей семье”.
Написание обучаемыми сочинений “Чему учит меня семья”
Работа над проектом Н.Бахтиной “Я помню! Я горжусь!”
Организация выставок “Семейная реликвия”, “Помни корни свои стар и млад”, “Кем я особенно горжусь в своей семье”, “Вся семья вместе, так и душа на месте”.
Продолжительность: 35-40 минут.
Форма проведения: создание проекта – классной семейной книги “Вещь, свято хранимая”.
Наглядные средства: фотовыставка “Кем я особенно горжусь в своей семье”, сочинения обучаемых по темам: “Моя семья”, “Корни есть не только у деревьев”, выставка “Семейные реликвии”, выставка медалей и орденов.
Музыкальный ряд: музыкальные заставки, песня “Родительский дом” (в исполнении Л.Лещенко).
Техническое оборудование: музыкальный центр, проектор, ноутбук, экран
Ход мероприятия
1. Организационный момент
У. Добрый день, уважаемые гости. Мы рады приветствовать вас на нашем классном часе, посвященном теме, которая нам всем близка – семья.
2. Сообщение темы, целей.
У. На нашем классном часе мы начнем работу над новым проектом. У нас уже прошел целый цикл классных часов, посвященных семье.
1 слайд “Наши семьи”.
У. А сегодня мы будем говорить о том, что
каждой семье дорого – об истории семьи, семейных
традициях, реликвиях. Ребята, давайте вспомним,
что такое реликвия.
У. Правильно реликвия – это вещь, свято
хранимая.
2 слайд Название мероприятия.
Наш классный час посвящается тому, что дорого и бережно передается из поколения в поколение, назовем его “Вещь, свято хранимая”.
3. Основная часть.
3 слайд Фото в музее.
У. Когда мы были с вами в сельском музее, у нас зародилась идея осуществить проект – создать классную семейную книгу, куда мы поместим с вами интересные семейные истории, фотографии, ваши сочинения.
4 слайд Книга.
У. И у нас уже есть первые результаты нашей работы.
Подумайте в течение классного часа, что можно создать еще, используя материал, который мы подготовили.
5 слайд I Подготовительный этап. Гипотеза.
У. Так на подготовительном этапе вы с родителями писали маленькие сочинения рассуждения “Корни есть не только у дерева”.
Послушаем несколько сочинений.
Д. Зачитывают 2-3 сочинения.
У. Почему вы с родителями говорите о том, что
важно знать свои корни?
Вывод: Нужно изучать свои родственные корни. Человек не может жить без родственников. Какую гипотезу мы с вами выдвинули?
Мы с вами выдвинули гипотезу “Нужно изучать свои родственные корни. Если глубже изучим свои родственные корни, то узнаем много новых интересных фактов из истории семьи”.
6 слайд II Основной этап- практический.
С давних пор людей волновали вопросы семейных взаимоотношений. В XIV веке в России распространилась книга – “Домострой”. В ней давались наставления мужу, жене и детям. Там шла речь о самом главном – об ответственности супругов друг за друга, за детей, за престарелых родителей за духовное и нравственное состояние семьи, за материальное благосостояние. Вот, к примеру, одно из наставлений той книги:
“Помни корни свои и стар и млад
Это вашей семьи история…”
У. Первый раздел нашей книги так и назовем “Помни корни свои и стар и млад”.
7 слайд 1 раздел.
Содержание:
1. Раздел “Помни корни свои и стар и млад”.
2. Раздел “Кем я особенно могу гордиться в
своей семье”.
3. Раздел “Семейная реликвия”.
4. Раздел ““Вся семья вместе, так и душа на
месте”.
У. Семейная связь времен – это тайные нити, которые связывают сегодня с вчера, с позавчера. Вот она – наша история, наша судьба в фотографиях, в именах, в любимых лицах. В каждой семье есть семейные альбомы.
Храни семейные альбомы,
Слуг верных памяти своей!
Благодаря им в нашем доме –
Тревожный отблеск наших дней
Со снимков бледных, пожелтевших
Глядят на нас с тобой в упор
Глаза родных, давно умерших,
Но не забытых до сих пор.
У. В моей семье бережно хранятся фотографии, а еще – письма с фронта. Мы с сыном работаем над проектом “Моя родословная”.
8 слайд Проект “Моя родословная”.
Одним из этапов работы было изучение писем с фронта.
Сотрудничая с учителем марийского языка, мы перевели их на русский язык. Это наша семейная реликвия.
В каждом доме хранятся старые фотографии. С них на нас смотрят родные лица. Мы повторяем их черты. Мы – их продолжение.
У. Вы исследовали вместе с взрослыми ваши семейные альбомы, чтобы ответить на вопрос кем я особенно горжусь в своей семье Результат – ваши мини- сочинения о ваших родственниках. Об этой работе нам расскажут ребята. (2-3 обучаемых читают свои сочинения).
Ваши сочинения мы поместим во 2 раздел нашей книги - “Кем я особенно могу гордиться в своей семье”
9 слайд II раздел.
У. Одной из самых распространенных реликвий
является военные фотографии.
У. Наша одноклассница Наташа вместе с мамой и
папой работают над проектом “Я помню! Я
горжусь!”.
Сегодня в гостях у нас папа Наташи. Они нам расскажут о дедушке Наташи и о семейных реликвиях.
Проект “Кем я могу гордиться в своей семье”.
Выступление “Семейные реликвии – ордена и медали”.
У. Спасибо. Ребята, подумайте и скажите,
почему дедушкины ордена и медали для семьи
Наташи так дороги.
У. Проект Наташи и выступление Н.Ф.Бахтина
поместим в 3 раздел нашей книги.
10 слайд III раздел.
У. Еще одна большая работа была проделана вами. Вам вместе с родителями пришлось проделать исследовательскую работу, прежде чем выбрать вещь, свято хранимую в вашей семье. Об интересной реликвии расскажет Максим.
11 слайд Колыбелька.
У. Почему люди хранят старые вещи – семейные реликвии?
Какие вещи вы сохранили бы для своих внуков? Что они узнают о вас по этим вещам?
У. Интересные факты, фотографии ваших вещей
мы поместим в 3 раздел нашей книги “Семейная
реликвия”.
У. И в старину о доме и семье говорили с
большим уважением. Наверное, поэтому семьи на
Руси были большие и дружные. Подтверждением тому
являются пословицы и поговорки.
Я начну пословицу, а вы постарайтесь вспомнить и досказать ее до конца. Предлагаю отгадывать вам и гостям.
12 слайд Пословицы и поговорки о семье.
Не красна изба углами а … | (красна пирогами). |
В гостях хорошо… | (а дома лучше). |
Где родился, … | (там и пригодился). |
Мир да лад – … | (большой клад). |
Нет ничего краше… | (чем родина наша). |
Не нужен клад … | (когда в семье лад). |
Люби своих … | (помни чужих). |
Каждый кулик … | (свое болото хвалит). |
Чем богаты … | (тем и рады). |
Дома – как хочу … | (а в людях – как велят). |
Какие корешки, такие и ветки … какие родители, | (такие и детки). |
Материнский гнев – что внесений снег … много выпадает, | (да скоро растает). |
На что и клад, | (коли в семье лад). |
В семье любовь да совет, | (так и нужды нет). |
У. В своих дневниках вы делали черновые записи на тему “Что значит для тебя семья”. Послушаем несколько обучаемых.
Ваши записи мы поместим в 4 раздел книги, которую мы назовем “Вся семья вместе, так и душа на месте”
13 слайд 4 раздел.
У. Нужно ли человеку знать свои корни?
Докажите.
У. Да, мы провели исследовательскую работу. Мы
глубже изучили свои родственные корни и доказали
гипотезу “Если глубже изучим свои родственные
корни, то узнаем много новых интересных фактов из
истории семьи”.
14 слайд Анализ проделанной работы.
Д. История нашей России складывается из истории наших семей. Если не начать изучать свою родословную, мы можем потерять самое дорогое – ценную нить с прошлым. Изучение родословной – это кропотливый труд, пусть он пока начнется с семейного альбома, с сохранившихся семейных реликвий – но он уже сохранит ценную нить с прошлым.
У. Вернемся к вопросу, который был задан вам “Как можно использовать еще материал, который мы собрали. Как сделать так, что бы эти вещи мы могли изучать, разглядывать, любоваться ими.
Д. Создать школьный музей.
У. Действительно, ребята, в школе планируется создать школьный музей, в котором могут быть представлены ваши сочинения, фотографии ваших родственников, ваши семейные реликвии.
У. Посмотрите на наш класс, на что он похож?
Д. На музей.
У. Вспомните, в музее есть экспозиции,
связанные единой темой. У нас тоже получились
экспозиции.
Итог.
15 Слайд Заключительный этап. Защита.
У. Нам осталось оформить классный альбом, сфотографировать выставку, ваши семейные реликвии, продумать выступление. А на защиту мы пригласим наших родителей, это будет следующий классный час.
У. Каждый из вас принял участие в этом проекте вместе со своей семьей.
Ребята, наверняка, у кого-нибудь из вас появилось желание поработать вместе с родителями над своим собственным проектом. Какую тему вы бы выбрали для работы?
У. Да, вы можете изучать историю интересной фотографии, вещи, письма.
А как называется проект, где люди узнают новые факты, проводят поиски.
Д. Исследовательским.
У. Правильно об этом мы еще говорили с
вами в прошлом году.
У. Давайте вспомним произведение С.Голицына,
которое мы изучали на уроках литературы, как он
называет людей, которые исследуют что-то, узнают
новое, изучают историю?
Д. Изыскатели.
У. Я вам желаю, дорогие мои изыскатели,
творческих поисков и удачи. Спасибо за работу вам
и вашим семьям.
Д. Семья – это тот родник, из которого мы черпаем силы всю свою жизнь. Так будьте добрее и внимательнее к своим близким!
И в конце хочется отметить следующее: наряду со всеми праздниками в календаре такими как 1 октября – день пожилого человека, 25 ноября – день Матери, 8 марта – Международный женский день, ООН провозгласил 15 мая Международным Днем семьи.
В семейном кругу мы с вами растем,
Основа основ – родительский дом.
В семейном кругу все корни твои,
И в жизнь ты входишь из семьи,
В семейном кругу мы жизнь создаем,
Основа основ – родительский дом.
У. Завершить классный час мне хочется песней “Родительский дом” в исполнении Льва Лещенко. Спасибо всем за работу.
Фотографии с классного часа:
Рисунок 1 – к разделу “Помни корни свои стар и млад”
Рисунок 2 – к разделу “Кем я особенно могу гордиться в своей семье”
Рисунок 3 – к разделу “Семейная реликвия”
Рисунок 4 – к разделу “Вся семья вместе, так и душа на месте”
Рисунок 5 – сама книга “Вещь, свято хранимая”