Современное общество в условиях социокультурных преобразований и глобальной информатизации предъявляет принципиально новые требования к качеству школьного образования в целом и к профессиональной подготовке учителя в частности. Требуется специалист с высоким уровнем развития интеллектуального и творческого потенциала, с научной культурой мышления, с оформившейся компетентностью в сфере информационно-коммуникационных технологий. Развернувшаяся информатизация и компьютеризация учебного процесса вынуждает современного учителя быть готовым к использованию информационно-компьютерных технологий в обучении своему предмету.
Но успешность и эффективность их применения в преподавании можно гарантировать только в том случае, когда учитель имеет широкий кругозор и владеет программными средствами, как общего, так и учебного назначения, способен определить место ИКТ в методической системе преподавания предмета.
Вашему вниманию предлагается педагогически новый подход к обучению детей музыкальной грамотности, ориентированный на современного ребенка, воспитанного в значительной степени под влиянием компьютерной логики и эстетики и телевидения. Основой восприятия такого ребенка становится зрительная информация, зрительные впечатления, а мотивацией к познанию – интерес, а не необходимость. Появилась возможность предложить новые технологии обучения музыке в общеобразовательной школе – это музыкальный компьютер. Компьютеризация музыкального образования может стать, с одной стороны, необходимой мотивацией современного ребенка к различным видам учебной деятельности, с другой стороны, такое обучение позволяет расширить понимание возможностей информационно-компьютерных технологий и быть как средством обучения и так средством для раскрытия и воспитания творческих способностей, для удовлетворения и самореализации через музыкальное искусство. Обучающая музыкальная компьютерная программа может использоваться в различных вариантах. Такая программа для музыкального компьютера в общеобразовательной школе позволяет привлечь максимальное число детей к сфере музыки, независимо от уровня их музыкальных способностей, стать ведущим способом музыкальной деятельности, общедоступным способом музицирования.
В Российском государственном педагогическом университете им. А.И. Герцена (г.Санкт-Петербург) на базе учебно-методической лаборатории «Музыкально-компьютерные технологии» (http://www.muslab.spb.ru/) был разработан инновационный учебно-методический комплекс (ИУМК) «Музыка и информатика». ИУМК «Музыка и информатика» для начальной школы является учебным материалом, созданным на интегративной основе в помощь учителю музыки и информатики, меняющим формы и методы образовательного процесса: учитель организует и активизирует самостоятельную учебную деятельность каждого ученика, при этом меняется позиция и характер работы самого учителя, он перестает быть единственным источником знаний. ИУМК был создан в рамках проекта «Информатизация системы образования» (ИСО), реализованного Национальным фондом подготовки кадров (НФПК). Отличительной чертой данного проекта ИСО явился комплексный подход к проблемам, связанным с информатизацией учебного процесса. А главной задачей - предоставление возможности любому учителю воспользоваться предлагаемыми инновационными учебными материалами и в итоге перейти на принципиально иной качественный уровень преподавания.
По предложению Министерства образования и науки Российской Федерации на базе проекта ИСО была создана своего рода экспериментальная площадка, на которой в систему испытания цифровых образовательных ресурсов (ЦОР) были включены учителя – апробаторы победители конкурса, прошедшего в рамках ПНПО (Приоритетный национальный проект «Образование»). В предметные кабинеты этих учителей были закуплены и установлены «автоматизированные» рабочие места. В межшкольных методических центрах они смогли пройти соответствующую подготовку, повысить свой профессиональный уровень и стать тьютерами для других учителей. Была разработана целая система методической поддержки учителей: созданы сайты поддержки по каждому ИУМК, проводились обучающие семинары, мастер-классы и т.п.
Качество создаваемых комплексов ИУМК на каждом этапе проверялось российскими и международными экспертами. В результате конкурсного отбора осталось около 30 ИУМК по разным учебным предметам, образовательным и межпредметным областям, которые по заключению экспертов соответствовали главным требованиям конкурса: инновационности с ориентацией на новые образовательные результаты и возможности полностью обеспечить потребности организации образовательного процесса по выбранному предмету (предметной области, теме, модулю).
По замыслу проекта ИСО эти инновационные продукты помогут учащимся достичь нового уровня образования, необходимого как для жизни в современном обществе, так и в обществе, контуры которого еще только формируются. Прежде всего, ИУМК предназначены для творческого учителя, готового и способного самостоятельно строить процесс обучения.
Инновационный учебно-методический комплекс «Музыка и информатика» вошел в группу лучших разработок, при поддержке НФПК прошел успешную апробацию в пилотных регионах страны и внедряется в образовательный процесс школ Петербурга и Ленинградской области, Мурманска и Петрозаводска, Челябинска и Челябинской области и др.
Программа ИУМК «Музыка и информатика» разработана в соответствии с основными идеями и подходами художественно-педагогической концепции обучения музыке в школе: формирования у детей любви и понимания музыкального искусства, воспитания в них музыкальной культуры как части духовной культуры в целом. Основу содержания программы составляет русская и зарубежная классическая музыка, народная и современная музыка.
Кроме того, программа базируется на изучении основ информатики для овладения умением использовать компьютерную технику как практический инструмент для работы с применением музыкально-компьютерных технологий. Весь процесс обучения информатике идет на музыкальном материале. Авторы ставили цель сформировать у учащихся навыки самостоятельной постановки и решения творческих задач, критического отношения к существующим сведениям и информации, интеллектуального вовлечения в нужную проблему; сформировать и развить практические навыки музицирования и игры на клавиатуре, и как итог - воспитание в детях активной позиции к познанию.
Абсолютно оригинальная, опирающаяся на лучшие традиции художественно-эстетического образования России и инновационный зарубежный опыт, обучающая музыкальная компьютерная программа «Музыка и информатика» рассчитана на 3 года обучения. В этом комплексе предполагается изменить традиционно принятый учебный процесс — делить класс на две группы и проводить уроки музыки и информатики параллельно. Опираясь на лучшие образцы классической музыки, комплекс рассматривает внедрение музыкально-компьютерных технологий с их уникальными возможностями, что отвечает современному уровню образовательной среды. Полученные знания полностью соответствуют требованиям, общего образования по предметам «Информатика и ИКТ» и «Музыка» в рамках предметной области «Искусство», что способствует формированию ключевых компетенций на раннем этапе развития, а также создает необходимую базу для дальнейшего развития творческого потенциала учащихся, обучения на предпрофильной и профильной ступени.
ИУМК «Музыка и информатика» содержит в себе методические материалы (методические поурочные рекомендации для учителя, рабочая тетрадь для ученика) и обучающую программу, содержащую все необходимые элементы для обеспечения учебного процесса, в том числе электронную рабочую тетрадь для учащегося, наглядные мультимедийные пособия, систему интерактивного тестирования и др.
Рис.1 Рабочие тетради по музыке и информатике и поурочные методические рекомендации для учителя
По каждой теме учебного года дополнительно предлагается справочно-информационный материал.
- краткий биографический очерк о композиторе, чья музыка звучала на уроках: текст, фото, музыкальные фрагменты, видеоматериалы;
- репертуар для слушания музыки;
- песенный репертуар;
- фонохрестоматия;
- нотная хрестоматия;
Материал может быть использован как дополнительный модуль к стандартной образовательной программе по музыке и информатике, либо предложен в виде факультативного курса, а возможно построить обучение, полностью основываясь на данном методическом комплексе.
В методических поурочных разработках для учителя подробно дается инновационная часть: работа с midi-клавиатурой. Разделы, известные для учителя – слушание музыки, работа над выразительными средствами музыки и т.п., даются в дополнительных материалах и в виде электронной поддержки урока: фонограммы, инструменты и т.д., и кратких рекомендаций.
Открытая электронная среда программы дает возможность учителю не только воспользоваться базой данных, предложенных авторами, но и использовать свои творческие материалы или файлы ПК и CD-DVD.
Рис.2 Диск с электронной программой ИУМК «Музыка и информатика»
Разработанные материалы представлены в Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов (http://www.school-collection.edu.ru), которая является частью Федерального центра информационных образовательных ресурсов (ФЦИОР) и бесплатно доступна всем школам РФ.
Инновационная программа «Музыка и информатика» в общеобразовательной школе в силу своего демократизма – возможность обучения музицированию для любого ребенка без специального отбора – приобретает особую социальную направленность и значимость.