Значение русского языка в жизни каждого из нас

Разделы: Русский язык


Цели:

  1. Обобщить и систематизировать материал по указанной теме.
  2. Формировать умение работать с литературой и самостоятельно подбирать материал для дискуссии.
  3. Формировать у учащихся представление о роли русского языка в жизни человека, о гуманистической сущности языка.
  4. Воспитывать нравственную позицию гражданина России о моральной ответственности за последствия использования жаргонов, сленгов.

I. Вступительное слово учителя.

XXI век на дворе. А будет еще XXII и XXIII , поэтому мы не должны забывать, что язык – это наша культура, история, богатство. Что значит быть культурным, из чего складывается общий облик культурного человека? Отвечая на этот вопрос, скажем: “Это и культура чувств, и культура общения, и культура речи”. Французский философ Вольтер говорил: “Прекрасная мысль теряет всю свою цену, если дурно выражена”. Сегодня мы попробуем ответить на три вопроса (раздаточный материал):

  1. Считаете ли Вы, что русский язык меняется не в лучшую сторону?
  2. Важен ли для Вас русский язык?
  3. Что необходимо сделать для того, чтобы сохранить русский язык?

II. Правила ведения дискуссии (разговора).

Слайд 1.

У нас есть ведущие ток-шоу (два человека) и я соведущий нашего разговора.

Напоминаю правила ведения дискуссии.

Слайд 2.

  1. С уважением относимся друг к другу.
  2. Чтобы высказаться, поднимаем руку.
  3. Порядок выступлений определяют ведущие.
  4. Свое мнение или позицию аргументируем фактами, примерами жизни, литературы, фильмов и т.д.
  5. Признаем право каждого иметь свою точку зрения, свое особое мнение.
  6. Обсуждаем точки зрения и взгляды, а не людей и личности.

III. Основная часть урока.

Первый ведущий: Добрый день! Мы начинаем ток-шоу, т.е. откровенный, конструктивный разговор на тему: “Значение русского языка в жизни каждого из нас”. Рассмотрим несколько высказываний наших знаменитых писателей прошлых столетий.

Слайд 3.

XVIII век. Гавриил Романович Державин:

“… человек через слово всемогущ:
Язык всем знаниям и всей природе ключ;
Во слове всех существ содержится картина,
Сообществ слово всех и действиев пружина”.

Слайд 4.

XIX век. Николай Васильевич Гоголь:

“Выражается сильно русский народ! И если наградит кого словцом, то пойдет оно ему в род и потомство, утащит он его с собою на службу, в отставку, и в Петербург, и на край света”.

Слайд 5.

XX век. Константин Григорьевич Паустовский:

“Наш язык – наш меч, наш свет, наша любовь, наша гордость”.

Второй ведущий:

Слайд 6.

Илья Ильф и Евгений Петров в романе “Двенадцать стульев” дали гротескный образ Эллочки-людоедки: “Словарь Вильяма Шекспира по подсчету исследователей, составляет 12 тысяч слов. Словарь негра из людоедского племени “Мумбо-Юмбо” составляет 300 слов, Эллочка Щукина легко и свободно обходилась тридцатью”.

Слайд 7. Кадры фильма.

Ученые скажут о том, что Эллочка и ей подобные разговаривают на жаргоне.

Слайд 8.

Жаргон – это буквально “испорченный язык”, цель которого обособить какую-то группу людей от остальной части общества.

XXI век. В сценке-пересказе романа в стихах “Евгений Онегин” многие услышат себя, свою речь.

Инсценировка “Стремный Онегин”. Два школьника беседуют о Пушкине.

- Слышь, дятел, ты “Евгения Онегина” читал?
- Было как-то по приколу. Высшее произведение. А что?
- Да мы сейчас его проходим. А у меня – полный голяк. Если меня завтра дернут – все, приехал! Гусака схвачу на сто процентов.
- Ладно, обломайся! Хочешь, содержание прогоню?
- Давай. Хоть что-нибудь трекну.

- Значит, так Онегин вообще прикольный был. Все его ломало, и от балов он уже не тащился. Короче, не жизнь, а сплошной отходняк. А тут лажа такая: у его предка бабки кончились, и дядя кинулся, но деревеньки оставил. Поначалу соседи к Онегину целыми сарафанами на хвост падали. А он на коня – и линял куда-нибудь. Дальше такой расклад: нарисовался еще один стремак – Ленский, тоже сосед, но с ним они скентовались. И погнали прикалываться на пару. Ленский стихи вяжет, а Онегин с них рубится.

- Ты давай короче, – поторопил рассказчика приятель, – мне через две остановки вылазить.

- Короче Татьяна накатала Онегину стремное письмо. Давай, мол, … а он ей чайник повесил. Потом и Ленскому подлянку замочил. А тот на него как отвяжется: “Дуэль, дуэль!”. Вместо того, чтобы просто помахаться, Онегин его кокнул и дернул из деревни.

- Чем вся эта баня закончилась?

- Они с Татьяной на одном сходняке встретились. И он ей сразу погнал: “Заколебала меня такая жизнь, давай поженимся”. А она ему лепит такую котлету: “Все, парень, отползай. Поезд ушел”. Онегин глухо обломался и свалил в туман. Ну, как, ништяк?

- Да-а, сильная штука. Ты теперь давай к Лермонтову приколись. Мы на следующей неделе “Героя нашего времени” проходить будем.

- Какие жаргонные слова Вы услышали в этой сценке?

Первый ведущий:

Наибольшее распространение в наше время получил молодежный жаргон популярный у студентов и школьников.

- А Ваши родители использовали в своей речи жаргонизмы в юности? А сейчас?

На нашу дискуссию мы пригласили учениц 8-3 класса, которые представят нам итоги социологического исследования, в котором и наш класс принимал участие.

Слайд 9. Социологическое исследование. Отдельная презентация.

Слайд 10.

- Так почему же мы используем в своей речи жаргонизмы?

  • Хочется отмежеваться от мира взрослых.
  • Подчеркнуть свою независимость.
  • Сделать речь более краткой, эмоциональной.

Второй ведущий:

Кем быть? Каким быть? Какой язык избрать? Эти вопросы волнуют нас всех, выбирающих будущее, всех, выходящих из школы на широкую дорогу жизни. Мы изучаем много предметов в школе для того, чтобы лучше понять самый главный – жизнь. За названиями школьных предметов стоят тысячи жизней. Тысячи мук и страстей, радостей и переживаний, побед и поражений.

Первый ведущий:

Нужен ли мне, человеку XXI века, “мильон терзаний” тех, чьи знания наполнили учебники, несмотря на то, что сейчас предоставлена полная свобода языка, свобода общения? Телевидение, радио, безусловно, двигают язык вперед, изменяя его. Но почему, же тогда поэты и писатели выступают с требованиями защитить наш “великий и могучий” язык? Почему все чаще и чаще звучат слова о необходимости бережного отношения к языку?

Слайд 11.

Мы просили вас подумать над вопросами:

  • Считаете ли Вы, что язык меняется не в лучшую сторону?
  • Важен ли для Вас русский язык?
  • Что необходимо сделать для того, чтобы сохранить русский язык?

Свои ответы можете подкреплять высказываниями наших знаменитых соотечественников, поэтов и писателей, которые Вы подобрали к сегодняшнему дню.

Соведущий:

Болезнь указана, а как ее лечить?

  • Начать с себя!

Второй ведущий:

Слайд 12.

Размышляя над вопросами, мы пришли к выводам:

  • Мы обеспокоены тем, что в нашем языке есть слова “паразиты”.
  • Живя в России стыдно не знать русского языка.
  • Развиваясь, русский язык должен оставаться литературным.
  • Русский язык богат и эмоционален.

Ток-шоу не дает единственно верного решения проблемы.

В заключение нашего разговора хочется привести еще один пример.

Первый ведущий:

XX век. Великая Отечественная Война.

Рассказывают, что к коменданту оккупированного Орла пришла молоденькая девушка, учительница русского языка. Она просила разрешения открыть музей Тургенева.

Разрешение комендант дал, выделив для этого маленькую комнату. И вот музей открыт. Посетителей немного. Люди первое время не понимали, к чему эта затея. Однако прошло несколько дней, и посетителей становилось все больше и больше. Побывав в музее они словно преображались: светлел взгляд, тверже становилась походка, выше поднята голова.

Немцев заинтересовало, что же вселяет в людей уверенность? Комендант решил посмотреть сам. Вошел в музей и все понял. Первое, что видел каждый, были слова.

- Как Вы думаете какие?

Второй ведущий:

Слайд 13.

Иван Сергеевич Тургенев: “Во дни сомнений, во тягостных раздумий о судьбах моей родины, – ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык! Не будь тебя – как не впасть в отчаяние при виде всего, что совершается дома? Но нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу!”

Данные слова, написанные вдалеке от Родины в XIX веке Иваном Сергеевичем Тургеневым, вдохновляют не одно поколение.

Многие поэты восхищаются силой родного языка.

Чтение стихов наизусть.

Вадим Шефнер. “Слова”.

Много слов на земле. Есть дневные слова –
В них весеннего неба сквозит синева…
Есть слова – словно раны, слова – словно суд, –
С ними в плен не сдаются и в плен не берут.
Словом можно убить, словом можно спасти,
Словом можно полки за собой повести
Словом можно продать, и предать, и купить,
Словом можно в разящий свинец перелить.
Но слова всем словам в языке есть у нас:
СЛАВА, РОДИНА, ВЕРНОСТЬ, СВОБОДА И ЧЕСТЬ.
Повторять их не смею на каждом шагу, –
Как знамена в чехле их в душе берегу.
Кто их часто твердит – я не верю тому,
Позабудет о них он в огне и в дыму.
Он не вспомнит о них на горящем мосту,
Их забудет иной на высоком посту.
Тот, кто хочет нажиться на гордых словах,
Оскорбляет героев бесчисленных прах,
Тех, кто в темных лесах и в траншеях сырых,
Не твердя этих слов, умирали за них.
Пусть разменной монетой не служат они –
Золотым эталоном их в сердце храни!
И не делай их слугами в мелком быту –
Береги изначальную их чистоту.
Когда радость – как буря, иль горе – как ночь,
Только эти слова тебе могут помочь!

Валерий Брюсов. “Родной язык”.

Мой верный друг! Мой раб коварный!
Мой царь! Мой раб! Родной язык!
Мои стихи – как дым алтарный!
Как вызов яростный – мой крик.
Ты дал мечте безумной крылья,
Мечту ты путами обвил,
Меня спасал в часы бессилья
И сокрушал избытком сил…
Твои богатства, по наследству,
Я дерзкий, требую себе.
Призыв бросаю, – ты ответствуй,
Иду, - ты будь готов к борьбе!
Но, побежден иль победитель,
Равно паду я пред тобой:
Ты – Мститель мой, ты – мой Спаситель,
Твой мир – навек моя обитель,
Твой голос – небо надо мной!

Ярослав Смеляков. “Русский язык”.

У бедной твоей колыбели,
Еще еле слышно сперва,
Рязанские женщины пели,
Роняя, как жемчуг, слова…
Ты шел на разбитых копытах,
В кострах староверских горел,
Стирался в бадьях и корытах,
Сверчком на печи свиристел.
Ты, сидя на позднем крылечке,
Закату подставя лицо,
Забрал у Кольцова колечко,
У Курского занял кольцо.
Вы, прадеды наши, в недоле,
Лукаво запрудивши лик,
На мельнице русской мололи
Заезжий татарский язык.
Вы взяли немецкого малость,
Хотя бы и больше могли,
Чтоб им не одним доставалась
Ученая важность земли.
Ты, пахнущий прелой овчиной
И дедовским острым кваском,
Писался и черной лучиной,
И белым лебяжьим пером.
Ты выше цены и расценки –
В году сорок первом, потом
Писался в немецком застенке
На слабой известке огнем.
Владыки и те исчезали
Мгновенно и наверняка,
Когда невзначай посягали
На самую суть языка.

Соведущий:

Обратим внимание на последние строчки стихотворения о сути языка и о том, что кто бы ни покушался на русский язык, он существует. Всем нам хочется, чтобы русский язык не утратил своего значения и чистоты для последующих поколений. Мы носители данного языка, который нам достался от наших предков, значит, мы ответственны за его сохранение. Спасибо всем, кто ответил на наши вопросы, и пожелать бережно относится к родному языку.

Слайд 14.