Урок русского языка в 4-м классе по теме "Правописание безударных окончаний имен прилагательных"

Разделы: Начальная школа


Цель: формирование умения правильно писать безударную гласную в падежных окончаниях прилагательных.

Задачи:

  1. Сформировать умения находить орфограмму в слове.
  2. Закрепить умения обучающихся изменять прилагательные по падежам.
  3. Научить правильно писать безударную гласную в падежных окончаниях прилагательных.

Оборудование: алгоритм правильного написания безударной гласной в падежных окончаниях прилагательных, карточки для самостоятельной работы по уровням, “смайлики” для рефлексии.

Ход урока

I. Организационный момент.

Добрый день всем, всем!
Вот и начат день!
Первым делом гоним лень.
На уроке не болтать,
А только знания получать!

- Итак, начнем урок русского языка. Чтобы все получилось у нас на уроке, что возьмем с собой в дорогу? (Ответы детей).

И девиз нашего урока: “Размышляй, смекай, применяй” (Вывешивается на доску).

II. Актуализация знаний.

- Какую тему изучали на протяжении нескольких уроков? (Имя прилагательное).
- А все ли мы знаем об имени прилагательном? (Нет).
- А хотите ли еще что-то узнать? Сегодня мы с вами продолжим покорять эту огромную сложную вершину под названием “имя прилагательное”.
- Что же вы уже знаете об имени прилагательном? (Часть речи, вопросы, значение, стоит в том же роде, числе и падеже, что и имя существительное, к которому относится, в предложении является второстепенным членом).
- А что научились делать на вчерашнем уроке? (Изменять прилагательные по падежам).
- Насколько хорошо вы это умеете – мы сейчас проверим.
- Измените по падежам с вопросами словосочетание красное яблоко.
- Выделите окончания прилагательных.

(На обратной стороне доски работают два обучающихся).

III. Постановка проблемы.

- Посмотрите на результаты работы наших ребят у доски. Что заметили? (В Р.п. – разные окончания прилагательных: - ого, -ова , в П.п. – то же разные окончания).
- Словосочетание одно, а окончания разные. Почему так получилось? (Версии).
- В какой части слова ошибка? (В окончании) Какое оно? (Безударное).
- Так что же сегодня будем изучать? (Безударную гласную в окончании прилагательных).
- Это тема сегодняшнего урока. (Открывается на доске).
- Чему же вы должны сегодня научиться? (Правильно писать безударную гласную в окончаниях имен прилагательных).
- Что же для этого нужно? Ваши гипотезы? Предложения? (Каждую гипотезу проверяем!)

Если не найдут гипотезу!

- Что помогает нам определить правильное написание безударных гласных в окончаниях имен существительных? (Слова-помощники).
- А какие слова-помощники в этом случае? (Вопросы).

Если не догадались!

- Посмотрите еще раз на доску. Что еще замечаете? (Окончания в вопросах и прилагательных одинаковые!).
- Так какие же слова-помощники? (Вопросы).
- Проверим. Поставим вопросы от существительного к прилагательному.

Поставим ударение. Сравним окончания у вопросов и прилагательных.

IV. Открытие “нового” знания.

- Ура! Мы сегодня с вами совершили открытие!
- Так как же проверить какую гласную надо писать в безударных окончаниях прилагательных?

(Нужно поставить вопрос от существительного к прилагательному, выделить окончание у вопроса и написать такое же в прилагательном).

- А теперь, все, о чем говорили запишем “пошагово”. Что это значит? (Составим алгоритм).
- Работа в группах. Составление алгоритма. Какая группа первая закончит – “презентует” алгоритм, а другие дополняют, исправляют.
- АЛГОРИТМ.
- А теперь сравним с алгоритмом на доске.
- Что заметили? (прил.+ сущ.) Это нужно тогда, когда выписываем словосочетания.
- Итак, мы узнали, что нужно делать, чтобы не ошибиться в написании безударной гласной в окончании прилагательных.

V. Первичное закрепление.

- Упражнение 218. (4 обучающихся у доски). Выполняем с объяснением по алгоритму.

Физминутка. Гимнастика для глаз.

VI. Самостоятельная работа.

- У вас на столах лежат карточки с заданиями по уровням. Внимательно прочитайте задания и выберите то, которое вы сможете сделать. На выполнение 10 минут.

Уровень I – “3”;
Уровень II – “4”;
Уровень III – “5”.

Карточка с заданиями.

Уровень I.

Обозначить падеж имен прилагательных, вставить нужное окончание.

1 вариант 2 вариант
На осенн… ветру Больш… пятном
Широк… поясом Серебрист… ковром
К морск… берегу В дальн… поездку
У дальн… озера Возле извилист… берега

Уровень II.

Измените по падежам словосочетания, выделите окончания.

1 вариант 2 вариант
Веселый денек Большой мир

Уровень III.

Выбери из слов для справок имена прилагательные, измени их и вставь вместо точек в текст. Выдели окончания. Определи падеж.

По … небу едва неслись … и … облака. Они были похожи на … … снег.

Облачка быстро таяли на … небе. Наступила жара.

Слова для справок: ясный, высокий, редкий, весенний, запоздалый, синий.

- Кто сделал, переверните лист. На обратной стороне листа – самопроверка.

(Задания всех уровней выполнены правильно. Выделены окончания. Дети проверяют по этому образцу и исправляют ошибки).

- Встаньте те, кто выбрал уровень I и сделал его без ошибок.
- А теперь те, кто выбрал II и сделал без ошибок.
- И те, кто выбрал III и сделал без ошибок.
- Молодцы! Поставьте себе отметки рядом с заданием.

VIII. Рефлексия.

- Что понравилось на уроке? Чему научились? Как вы думаете, все ли мы узнали об имени прилагательном? (Нет).

- На следующем уроке мы продолжим покорять эту вершину. А сейчас посмотрим, достигли ли мы поставленной цели: правильно писать безударную гласную в окончании прилагательных. У вас на краю парты прикреплены смайлики, а на доске мишень. Прикрепите смайлик на тот уровень, который вы освоили на уроке.

10 – понял тему;
9-7 – еще есть что-то доработать;
6-3 – совсем не понял тему.

- Кто попал сегодня в 10? Молодцы! Спасибо за урок!