Цель урока: формировать первичное представление о населении и странах Южной Америки.
Задачи урока:
- Познакомить учащихся с историей заселения и освоения материка.
- Сформировать представление о современной политической карте Южной Америки.
- Продолжить формирование умений анализировать и сопоставлять карты разного содержания; работать с таблицами, схемами.
Оборудование: Карта народов и размещения населения, Политическая карта мира и Южной Америки, картины, схемы, книги, учебник стр.180-183, атлас 7 класса, журнал «Гео» № 6. Июнь 2007
Ход урока
1. Организационный этап (1 минута).
2. Актуализация знаний – выдвижение проблемной ситуации с целью подведения к новому знанию.
Портрет Колумба на доске.
Кто это? Чем знаменит этот человек?
У меня в руках журнал «Гео». Статья «Христофор Колумб. Великая ошибка.»
Как вы думайте, почему называется так статья?
- местные жители до сих пор считают, что колонизация великая ошибка
- благо для индейцев
Все правильно, но как найти истину в решении?
- какие источники знаний можно использовать? (учебник, атлас, статья на карточке)
3. Открытие новых знаний
Суть статьи:
Год 1492. Европа пытаетя расширить свои границы. Сердце и мозг Старого света - Апеннинский полуостров. В Италии творят художники, для которых главным является не Бог, а человек. Роскошь Италии во многом зависит от торговли с дальними землями - а она-то и оказалась под угрозой. Столетиями сокровища Азии – шелк, перец, гвоздика, корица, благовония, древесина ценных пород попадали в Европу на итальянских судах, плывущих через Средиземное море. 1453 год турки- османы захватили порт Константинополь. Возникла мощная держава, которая отныне не давала Италии выгодно торговать с Азией.
На арену морских путей выходит Португалия. Ее капитаны все дальше уходят вдоль берегов Африки - в поисках морского пути в Индию, ведь на суше господствуют враги- османы.
В этом молодом человеке из Генуи с юных лет нерасторжимо связаны вера в Бога и жажда золота.
Сначала именно поиски золота подталкивали к исследованиям земель Нового Света. Европейцы искали золото в тропиках, сначала в Африке, затем в западном полушарии. Цвет золота ассоциировался у них с солнцем, они верили, что под солнцем оно лучше растет. Колумб искал золото по всей Вест - Индии и нашел на острове Гаити.
Подготовка учащихся к сознательному усвоению материала.
Ребята, а как давно заселен материк Южная Америка? Как давно пришли сюда люди и откуда и чем занимались?
Учебник стр. 180
(Люди появились на материке 15-17 тыс. лет назад. Древние индейцы из Северной Америки, Африки или Океании. Бродячий образ жизни, занимались охотой, земледелием. Строили дамбы, осушали почву. Выращивали кукурузу, картофель, арахис, тыкву, томаты, фасоль).
Схема на доске, запись в тетради.
Население
Коренное Пришлое
Индейцы
Кто их так назвал? На кого похожи? Почему индийцы - путь в Индию.
Земля имеет форму шара.
Европейцы истребили индейцев эпидемиями болезней, так как не было иммунитета. Смешанные браки между европейцами и индейцами – метисы
Европейцы пришли на земли, истребили индейцев, оставшиеся не хотели работать на европейцев. Девиз индейцев: «Свобода - нет жизни в позоре, лучше - смерть».
Европейцы нашли здесь плодородные земли, кто бы их мог обработать?
Дешевая рабочая сила найдена в Африке.
Африканцы привозились тысячами на кораблях для работы на плантациях.
Белые фазендейро - черные – рабы на 350 лет.
Европейцы – африканцы- мулаты.
Индейцы-негры – самбо.
Многие страны континента многонациональны. Большая часть населения говорит на испанском и португальском языках, в основе которых лежит латынь. В 20 веке переселились немцы, итальянцы, японцы, китайцы.
Вывод: процесс заселения происходил …., сегодня на материке живут представители …. рас, многих наций и народов.
На каких языках говорит большинство населения?
Какая религия в Европе?
Религия – христианство - католицизм. Сносили дворцы и храмы инков и строили католические церкви, монастыри и соборы.
По половому составу – мужчины или женщины?
Кто раньше населял материк Южная Америка?
По политической карте рассмотрите, кто сегодня проживает здесь?
- Подсчитайте, сколько государств располагается?
Проставьте номера в распечатке. - Есть ли колонии (заморские департаменты) в настоящее время на территории материка? Назовите их. Подпишите на контурной карте.
- Существуют ли спорные территории и из-за чего споры? Назовите и подпишите их.
По карте «Народы и Плотность населения мира» стр., определите:
А) район самой большой плотности населения и укажите, на территориях каких государств они находятся
Б) районы самой низкой плотности населения и укажите, на территориях каких государств они находятся. Чем объяснить малую заселенность этих территорий? Равномерно ли распределено население материка? Назовите наиболее плотно заселенные регионы материка.
Чем вызвана высокая плотность заселения этих регионов?
4. Итог урока: рефлексия
Предлагается письменно ответить на вопросы.
- Над какой темой мы работали?
- Какие новые знания открыли?
- Что нового узнали?
- Где могут пригодиться новые знания?
- Какие задания наиболее интересные?
- Что показалось легким и простым, а что вызвало у вас затруднение