Обучение написанию сжатого изложения в научном стиле на лингвистическую тему "Культура речи" в 6-м классе

Разделы: Русский язык


Эпиграф: «Высокая культура речи – это умение правильно, точно и выразительно передавать свои мысли средствами языка...» (С. Ожегов)

Цель: повторить понятие «стили речи», особенности научного стиля; написать сжатое изложение с самостоятельно сделанным выводом.

Оборудование урока:

  • Индивидуальные таблицы норм хорошей речи, стилей речи, видов сжатия информации.
  • Статья «Культура речи» из «Энциклопедического словаря юного филолога».
  • Книга Д.С.Лихачёва «Письма о добром и прекрасном».
  • Материал, подготовленный учащимся, о библиотечной серии словарей издательства «Педагогика».
  • Тетрадь по развитию речи.

Ход урока

1-й этап. Устная работа.

В прошлом году мы знакомились с книгой Д.С. Лихачёва «Письма о добром и прекрасном». 12 письмо было посвящено теме «Как говорить?» Вспомним, что говорил об этом автор, обращаясь к молодым: «…неряшливость в одежде – это прежде всего неуважение к окружающим вас людям, да и неуважение к самому себе….Надо быть одетым чисто и опрятно, в том стиле, который больше всего вам идёт и в зависимости от возраста… «Профессорская» шляпа и чёрный строгий костюм невозможны на пляже или в лесу за сбором грибов».

А как относиться к «неряшливости» в речи? Язык ещё в большей мере, чем одежда, свидетельствует о вкусе человека, о его отношении к окружающему миру, к самому себе.

– Согласны ли вы с таким утверждением?

«По-настоящему сильный и здоровый, уравновешенный человек не будет без нужды говорить громко, не будет ругаться и употреблять жаргонных слов. Ведь он уверен, что его слово и так весомо» (Д.С.Лихачёв).

Этому тоже надо учиться. Учиться хорошей, спокойной, интеллигентной речи надо учиться долго, внимательно прислушиваясь, запоминая, замечая, читая, изучая.

– Вспомните, что значит «Культура речи»? (Раздел науки о языке, в котором рассматриваются вопросы соблюдения правил языка).

Правильность – очень важная сторона речи. (Запись) Правильная, содержательная, выразительная речь – признак культурного, образованного человека.

– Какие нормы русского литературного языка вы помните, можете воспользоваться своими таблицами «Нормы хорошей речи»(орфоэпические, пунктуационные, орфографические, лексические, грамматические, фонетические…)

– Что необходимо делать, чтобы овладеть этими нормами? (Изучать нормы, работать со словарями, прислушиваться к образцам речи, замечать ошибки…)

2-й этап. Работа с текстом.

2.1. Выступление учащегося о библиотечной серии словарей. (Издательство «Педагогика»)

2.2. Цель работы: написать сжатое изложение на лингвистическую тему «Культура речи» с самостоятельным выводом.

2.3. Чтение текста и его анализ. (У каждого ученика на парте свой текст. Работа с карандашом.)

– Определите тему текста.

– Какова основная мысль текста?

– В каком стиле речи написан текст? Докажите. Воспользуйтесь таблицей «Стили речи».

– Каков тип речи данной статьи? Докажите.

– Вспомните, какова схема изложения материала в тексте – рассуждении? (Тезис, аргументы, примеры, вывод).

2.4. Работа над сжатием текста.

– Текст очень большой по объёму. Какой вид сжатия мы с вами предпримем? Обратитесь к своей табличке «Виды сжатия текста»

– Почему именно удаление вы выбрали? (В словаре информация даётся очень чётко, в словарной статье уже выделены главные моменты и перефразировать невозможно. Удаляем информацию, которая не является важной для понимания темы)

– Почему выбрали замену, как вид сжатия? (Не все слова научного стиля возможно запомнить, поэтому можно заменить стилистически нейтральными синонимами.)

– Напоминаю, к каждому аргументу (доказательству) мы приводим небольшой пример из текста.

Адаптированная статья «Культура речи» из «Энциклопедического словаря юного филолога». (После работы в классе.)

Культура речи – это умение, во-первых, правильно говорить и писать и, во-вторых, употреблять языковые средства в соответствии с целями и условиями общения.

Правильной признаётся речь, которая согласуется с нормами литературного языка – произносительными, грамматическими, лексическими. Эти нормы предписывают, например: надо говорить вада, не вода, класть и положить, а не ложить и покласьи т.д. Речь, в которой встречаются факты, противоречащие литературной норме, нельзя назвать культурной.

Однако правильность речи лишь первая ступень подлинной речевой культуры. Можно говорить или писать правильно, но однообразно, бесцветно, вяло. Такой речи недостаёт выразительности. А она достигается умелым и уместным употреблением лексики разных стилей, разнообразием синтаксических конструкций; в устной речи особенно ценно богатство интонаций.

Владение выразительными средствами языка и умение использовать их в зависимости от ситуации общения – второе, помимо правильности, условие культурной речи.

Надо иметь чёткое представление о стилях речи. Так, книжные слова уместны в жанрах книжно-письменной речи – научной статье, докладе… В бытовой речи неуместны слова идентичный вместо одинаковый, нежели вместо чем, ибо вместо потому что.

С другой стороны, в деловом документе не употребляются разговорные слова и обороты (докопаться, остолбенеть, как бы не так…)

Стилистическая целесообразность употребления языковых средств, их соответствие потребностям общения – важные принципы культуры речи. Эти принципы лежат в основе и нормализаторской деятельности лингвистов при разработке ими справочников и пособий по стилистике и культуре речи, в пропаганде лингвистических знаний в печати и по радио.

3-й этап. Составление плана изложения.

План Рабочие материалы
1. Тезис.
Культура речи – это умение правильно говорить и писать, употреблять языковые средства в соответствии с ситуацией общения. 
Правильно употреблять языковые средства, цель, условия.
2. Доказательства.
а )Нормы литературного языка.
б) Выразительные средства.        
Произносительные, грамматические, лексические.во-первых,… во-вторых,… богатство интонаций, разнообразие синтаксических конструкций, лексика стилей.
3. Вывод
Культура речи – часть общей культуры человека.
Уровень воспитания, поведения, духовного развития, ума. Это показатель внутренней культуры человека.
Итак, можно сделать вывод…
Таким образом…

– В словарной статье есть вывод?

– Какой вывод вы можете сделать в конце работы?

Прочитаем строки из письма юным читателям «Как говорить?» Д.С.Лихачёва: «Наша речь – важнейшая часть не только поведения…, но и нашей личности, нашей души, ума, нашей способности не поддаваться влиянию среды, если она затягивает».

– О чём свидетельствует уровень культуры речи человека? (Запись вывода в таблицу)

– С помощью каких конструкций можно ввести вывод в текст изложения? (Запись в таблицу)

4-й этап. Устные варианты изложения.

Чтение текста ещё раз.

Варианты пересказов.

5-й этап. Написание изложения.

Написание изложения самостоятельно.

6-й этап. Домашнее задание.

Подготовить ответ на вопрос: «Особенности научного стиля». Индивидуальное задание: пересказ статьи «Норма в языке» из «Энциклопедического словаря юного филолога» с.189. Подготовка вопросов по содержанию статьи.

Литература:

  1. Энциклопедический словарь юного филолога/для среднего и старшего школьного возраста. М.:Педагогика,1984. С.139.
  2. Государственная итоговая аттестация выпускников 9 классов в новой форме. Русский язык. 2009/ФИПИ.-М.: Интеллект-Центр, 2009. С.10.
  3. Лихачёв Д.С. Письма о добром и прекрасном. М.:Детская литература,1989. с.77-80.