Урок обобщения знаний по теме "Агрегатные состояния вещества"

Разделы: Физика


Цели урока:

  1. Повторить известные агрегатные состояние вещества и процессы перехода из одного состояния в другое.
  2. Откорректировать знания, полученные в результате раздельного усвоения процессов перехода из одного состояния в другой.
  3. Систематизировать откорректированные знания и представить в виде таблиц и графиков.
  4. Способствовать развитию логического мышления умение обобщать и сравнивать
  5. Создать условие для целостного понимания процессов происходящих в быту природе технике.
  6. Активизировать познавательную деятельность на основе привлечения личностного опыта учащихся;
  7. Создать условия для работы в условиях выбора;
  8. Способствовать формированию умения осуществлять выбор;
  9. Выработать навыки работы в команде, небольшой группе и индивидуально.

Ход урока

I. Организационный момент.

Объяснение темы и целей урока .

II. Актуализация опорных знаний.

  1. В каких состояниях может находиться вещество?
  2. Какие процессы могут происходить с веществом?
  3. Приведите примеры этих процессов в быту природе технике.
  4. По графикам зависимости температуры от времени:
    а) определите критические точки температур данного вещества;
    б) используя таблицы, узнайте вещество, участвующее в процессе;
    в) назовите состояние вещества в точках;
    г) укажите процессы, происходящие с веществом и сопровождающее поглощением или выделением энергии;

III. Систематизация знаний (составление таблицы):

Алгоритм составления таблиц:

  1. Название процесса
  2. Что происходит с температурой
  3. Как изменяется внутрения энергия тела.
  4. Поглощается или выделяется тепло?
  5. Формула для вычисления количества теплоты выделяющегося или поглощенного при этом.
  6. Постоянная величина, характеризующая вещество и входящая в формулу.
  7. Физический смысл постоянной величины.

Таблицу заполняют учащееся по одному, выходя к доске (при необходимости с помощью конспекта или учебника).

1. Нагрев. и охлажд. Плавл.и отвердев. Парообраз. и конден. Сгорание топлива
2. tн‹ tк tн›tк tн=tк=tплав.=tкрист. tн=tк tпарообр.=tкрист. t – любая
3. U – увел. U – умен. U – увел. U – умен. U – увел. U – умен. U – уменьш.
4. Поглощ. Выдел. Поглощ. Выдел. Поглощ. Выдел. Выделяется
5.  Q=cm|(tк - tн)|  Q= λm  Q = rm  Q=qm
6. c – удельная теплоемкость λ – удельная теплота плавления r – удельная теплота парообразования q – удельная теплота сгорания
7. Показывает, какое количество теплоты поглощается или выделяется при нагревании или охлаждении на 1. °С, тела массой 1 кг. Показывает, какое количество теплоты выделяется кристаллизации при или поглощается при плавлении 1кг вещества, находящегося при температуре плавления. Показывает, какое количество теплоты выделяется при конденсации или поглощается при парообразовании 1 кг вещества находящегося при температуре кипения. Показывает, какое количество теплоты выделяется при полном сгорании 1 кг топлива.

IV.Закрепление материала.

Описать все процессы, занесенные в таблицу с помощью графика.

V. Итог урока .Рефлексия.

  1. Назовите по графику процессы, которые происходят при постоянной температуре .
  2. Укажите процессы, при которых температура возрастает или убывает.
  3. Выберете процессы сопровождающееся поглощение и выделением энергии.

VI. Домашние задание.

  1. Подобрать репродукции художников, рисунки и музыкальные произведения, в которых отражены агрегатные состояние вещества и их изменение .
  2. Придумать и решить задачу, в которой с веществом происходит более трех процессов.