Цели урока:
- Повторить известные агрегатные состояние вещества и процессы перехода из одного состояния в другое.
- Откорректировать знания, полученные в результате раздельного усвоения процессов перехода из одного состояния в другой.
- Систематизировать откорректированные знания и представить в виде таблиц и графиков.
- Способствовать развитию логического мышления умение обобщать и сравнивать
- Создать условие для целостного понимания процессов происходящих в быту природе технике.
- Активизировать познавательную деятельность на основе привлечения личностного опыта учащихся;
- Создать условия для работы в условиях выбора;
- Способствовать формированию умения осуществлять выбор;
- Выработать навыки работы в команде, небольшой группе и индивидуально.
Ход урока
I. Организационный момент.
Объяснение темы и целей урока .
II. Актуализация опорных знаний.
- В каких состояниях может находиться вещество?
- Какие процессы могут происходить с веществом?
- Приведите примеры этих процессов в быту природе технике.
- По графикам зависимости температуры от времени:
а) определите критические точки температур данного вещества;
б) используя таблицы, узнайте вещество, участвующее в процессе;
в) назовите состояние вещества в точках;
г) укажите процессы, происходящие с веществом и сопровождающее поглощением или выделением энергии;
III. Систематизация знаний (составление таблицы):
Алгоритм составления таблиц:
- Название процесса
- Что происходит с температурой
- Как изменяется внутрения энергия тела.
- Поглощается или выделяется тепло?
- Формула для вычисления количества теплоты выделяющегося или поглощенного при этом.
- Постоянная величина, характеризующая вещество и входящая в формулу.
- Физический смысл постоянной величины.
Таблицу заполняют учащееся по одному, выходя к доске (при необходимости с помощью конспекта или учебника).
1. | Нагрев. и охлажд. | Плавл.и отвердев. | Парообраз. и конден. | Сгорание топлива | |||
2. | tн‹ tк | tн›tк | tн=tк=tплав.=tкрист. | tн=tк | tпарообр.=tкрист. | t – любая | |
3. | U – увел. | U – умен. | U – увел. | U – умен. | U – увел. | U – умен. | U – уменьш. |
4. | Поглощ. | Выдел. | Поглощ. | Выдел. | Поглощ. | Выдел. | Выделяется |
5. | Q=cm|(tк - tн)| | Q= λm | Q = rm | Q=qm | |||
6. | c – удельная теплоемкость | λ – удельная теплота плавления | r – удельная теплота парообразования | q – удельная теплота сгорания | |||
7. | Показывает, какое количество теплоты поглощается или выделяется при нагревании или охлаждении на 1. °С, тела массой 1 кг. | Показывает, какое количество теплоты выделяется кристаллизации при или поглощается при плавлении 1кг вещества, находящегося при температуре плавления. | Показывает, какое количество теплоты выделяется при конденсации или поглощается при парообразовании 1 кг вещества находящегося при температуре кипения. | Показывает, какое количество теплоты выделяется при полном сгорании 1 кг топлива. |
IV.Закрепление материала.
Описать все процессы, занесенные в таблицу с помощью графика.
V. Итог урока .Рефлексия.
- Назовите по графику процессы, которые происходят при постоянной температуре .
- Укажите процессы, при которых температура возрастает или убывает.
- Выберете процессы сопровождающееся поглощение и выделением энергии.
VI. Домашние задание.
- Подобрать репродукции художников, рисунки и музыкальные произведения, в которых отражены агрегатные состояние вещества и их изменение .
- Придумать и решить задачу, в которой с веществом происходит более трех процессов.