Технологическая карта урока – Приложение.
Цели и задачи:
- познакомить учащихся с историей зарождения и создания русских игрушек, художественной ценностью, формировать у учащихся эстетическое восприятие, вести профессиональную ориентацию.
- проследить историю развития русских игрушек (дымковской, матрешки), особенности технологии их изготовления (форма, окраска) и отличительные черты и сходство; возрождение ремесла;
- развивать умение работать с глиной, воспитывать у учащихся аккуратность, усидчивость, терпение;
- воспитывать культурное и эстетическое сознание, бережное отношение к прошлому русского народа, прививать любовь к Родине, к Омской области.
Оборудование: выставка русских игрушек, иллюстрации, карты с изображением мест ремесла.
Структура урока:
- Организационный момент.
- Изучение нового материала. Доклады учащихся.
- Изготовление Дымковской игрушки.
- Подведение итогов.
Ход урока
I. Организационный момент.
Учитель: Здравствуйте дорогие гости и ребята! Сегодня мы с вами проводим интегрированный урок с учителем технологии на тему: «История русских игрушек». Мы расскажем вам об истории зарождения и создания русской матрешки, дымковской игрушке…. Итак, (показывает на карте подмосковный Сергиев Посад)… Слово учителя: на Всемирной выставке в Париже в 1900 году была награждена бронзовой медалью владелица мастерской М.А. Мамонтова за изготовление матрешки. Матрешка и сейчас популярна в России и за границей – это символ нашей страны, она несет идею семейных ценностей, материнства.
II. Изучение нового материала. Доклады учащихся.
1. Сообщение учащегося о матрешке.
2. Слово учителя: в Омской области широко распространены разные виды НХП, но хотелось бы рассказать о ковроткачестве и изготовлении гобеленов. Натуральные омские шерстяные ковры ручной работы ежегодно выставлялись на ВДНХ СССР, на разных международных выставках и были отмечены многочисленными призами и наградами: Брюссель (1961), Генуя (1963), Канада (1965), Сирия (1968), Польша (1977) и на других выставках. По качеству Омские ковры не уступают заграничным изделиям. Известно, что натуральный ручной ковер намного дороже изготовленного машинным способом. Каждый ручной ковер ручной работы требует мастерства ковровщицы, которая в смену выполняет по норме восемь тысяч узлов.
3. Сообщение учащегося о производстве гобеленов.
III. Изготовление игрушки.
Учитель технологии: На уроке технологии вы сделали заготовки для Дымковской игрушки (рассказывает технологию росписи), затем они расписывают игрушки.
IV. Подведение итога.
Учитель: Итак, наш урок подходит к концу. Сегодня мы:
- узнали историю изготовления русских игрушек. Это матрешка и дымковская игрушка, познакомились с НХП Омской области;
- узнали технологию изготовления дымковской игрушки (лепка, роспись);
- сами попробовали изготовить и расписать игрушку;
- познакомились с именами народных мастеров, которые стояли у истоков возникновения ремесла. Их изделия привлекают коллекционеров, ценятся в качестве национальных сувениров.
Спасибо за урок.
Выдаются подарки гостям (дымковские игрушки). Учащимся выставляются оценки.
Использованная литература:
- Романова А.Ф. Нестандартные уроки. География. 8-9 классы. Народные промыслы России. – Волгоград: Учитель, 2003.
- Азарова Л.В. «Изучение родного края», 2005.
- Жижина Е.А. Поурочные разработки по географии: «Население и хозяйство России». 9 класс М.: «ВАКО», 2005.