Интегрированный урок (география + технология) по теме "История русской игрушки" в 8-м классе

Разделы: География


Технологическая карта урока – Приложение.

Цели и задачи:

  • познакомить учащихся с историей зарождения и создания русских игрушек, художественной ценностью, формировать у учащихся эстетическое восприятие, вести профессиональную ориентацию.
  • проследить историю развития русских игрушек (дымковской, матрешки), особенности технологии их изготовления (форма, окраска) и отличительные черты и сходство; возрождение ремесла;
  • развивать умение работать с глиной, воспитывать у учащихся аккуратность, усидчивость, терпение;
  • воспитывать культурное и эстетическое сознание, бережное отношение к прошлому русского народа, прививать любовь к Родине, к Омской области.

Оборудование: выставка русских игрушек, иллюстрации, карты с изображением мест ремесла.

Структура урока:

  1. Организационный момент.
  2. Изучение нового материала. Доклады учащихся.
  3. Изготовление Дымковской игрушки.
  4. Подведение итогов.

Ход урока

I. Организационный момент.

Учитель: Здравствуйте дорогие гости и ребята! Сегодня мы с вами проводим интегрированный урок с учителем технологии на тему: «История русских игрушек». Мы расскажем вам об истории зарождения и создания русской матрешки, дымковской игрушке…. Итак, (показывает на карте подмосковный Сергиев Посад)… Слово учителя: на Всемирной выставке в Париже в 1900 году была награждена бронзовой медалью владелица мастерской М.А. Мамонтова за изготовление матрешки. Матрешка и сейчас популярна в России и за границей – это символ нашей страны, она несет идею семейных ценностей, материнства.

II. Изучение нового материала. Доклады учащихся.

1. Сообщение учащегося о матрешке.

2. Слово учителя: в Омской области широко распространены разные виды НХП, но хотелось бы рассказать о ковроткачестве и изготовлении гобеленов. Натуральные омские шерстяные ковры ручной работы ежегодно выставлялись на ВДНХ СССР, на разных международных выставках и были отмечены многочисленными призами и наградами: Брюссель (1961), Генуя (1963), Канада (1965), Сирия (1968), Польша (1977) и на других выставках. По качеству Омские ковры не уступают заграничным изделиям. Известно, что натуральный ручной ковер намного дороже изготовленного машинным способом. Каждый ручной ковер ручной работы требует мастерства ковровщицы, которая в смену выполняет по норме восемь тысяч узлов.

3. Сообщение учащегося о производстве гобеленов.

III. Изготовление игрушки.

Учитель технологии: На уроке технологии вы сделали заготовки для Дымковской игрушки (рассказывает технологию росписи), затем они расписывают игрушки.

IV. Подведение итога.

Учитель: Итак, наш урок подходит к концу. Сегодня мы:

  • узнали историю изготовления русских игрушек. Это матрешка и дымковская игрушка, познакомились с НХП Омской области;
  • узнали технологию изготовления дымковской игрушки (лепка, роспись);
  • сами попробовали изготовить и расписать игрушку;
  • познакомились с именами народных мастеров, которые стояли у истоков возникновения ремесла. Их изделия привлекают коллекционеров, ценятся в качестве национальных сувениров.

Спасибо за урок.

Выдаются подарки гостям (дымковские игрушки). Учащимся выставляются оценки.

Использованная литература:

  1. Романова А.Ф. Нестандартные уроки. География. 8-9 классы. Народные промыслы России. – Волгоград: Учитель, 2003.
  2. Азарова Л.В. «Изучение родного края», 2005.
  3. Жижина Е.А. Поурочные разработки по географии: «Население и хозяйство России». 9 класс М.: «ВАКО», 2005.