Урок по литературному чтению по теме "Обобщение по разделу "Люби живое"

Разделы: Начальная школа


Цели урока:

  • Помочь детям повторить и обобщить материал раздела.
  • Развивать память, внимание и творческие способности детей.

Оборудование: учебник. выставка книг, иллюстрации, карточки, кроссворд, презентация.

ХОД УРОКА

1. Организационный момент

– Ребята,  сегодня у нас  урок-обобщение по пройденному материалу.
На этом уроке повторим домашнее задание, затем нам предстоит вспомнить те произведения, которые вошли в раздел «Люби живое» нашего учебника. Мы освежим в памяти произведения писателей, где раскрывалась тема природы. Здесь представлена выставка книг, с авторами которых вы уже знакомы. Все эти книги можно прочитать получив в школьной библиотеке.

2. Проверка домашнего задания

– Давайте вспомним какое произведение мы изучали на прошлом уроке?
– Кто автор?
– Вы прочитали рассказ Виктора Петровича Астафьева со странным названием «Капалуха»
– Кто же такая Капалуха ? (глухарка)
– Где и как обнаружили гнездо Капалухи ребята? (с. 101, посл. абзац)
– Прочитайте описание хатки-гнезда. (с. 102, 3 абзац)      
– Найдите и прочитайте диалог рассказчика с мальчиком.
– Кто из них думает о птицах и окружающей нас природе как о живом, а кто относится к ней беспечно, не задумываясь о последствиях?
– Какое вы представляете себе эту птицу? (Заботливой, самоотверженной матерью, очень смелой)
– Подтвердите своё мнение и найдите в рассказе этот эпизод.  (Капалуха металась в стороне… до слов «А пух-то…»
– Как повела себя Капалуха, когда ушли ребята? Прочитайте. (Два последних абзаца).

3.  Физкультминутка

Мы отлично потрудились
И немного утомились
Приготовьтесь все ребятки!
(Хлопки в ладоши)
Танцевальная зарядка!
(Прыжки на месте)
Дружно, веселее.
Наши ножки постучали
( Топаем ногами)
Дружно. Веселее.
По коленочкам ударим
Тише. Тише, тише
Наши ручки поднимайтесь
Выше, выше, выше.
Наши ручки закружились,
Ниже опустилисьь,
Завертелись, завертелись
И остановились.

4.  Закрепление  и обобщение пройденного материала

 – Хочу обратить ваше внимание на экран.

а) – Как называется рассказ, который начинается со слов?
– Кто автор этого произведения?

Приложение 1. Слайды 1–5.

б)   Карточки для слабоуспевающих. (тесты).

2 ученика работают у доски: находят слова в слове «кораблекрушение».

– Я вам загадаю загадки, а вы должны отгадать о ком идет речь и назвать из какого рассказа этот персонаж.

Мчится без оглядки –
Лишь сверкают пятки.
Мчится что есть духу,
Хвост короче уха.
Живо угадай-ка
Кто же это?... ( Зайка)

В подполье, в коморке
Живет она в корне,
Серая малышка,
Кто же это? …(Мышка)

Квохчет, квохчет,
Детей созывает,
Всех под крыло собирает. (Курица)

в) По опорным словам отгадайте название рассказа:

  • Зайчик, бобр, выдра («Листопадничек»)
  • Собака. Хозяйка, щенки («Малька провинилась»)
  • Мышь, ребята, щука, чайки («Мышонок Пик»
  • Светлячок, Мишка, самосвал («Он живой, и он светится»).

г) Составьте из слов  название рассказов.

Наша                        Пик
Мышонок                обезьянку
Про                           Жучка
Моя                          Родина

д) Проверка работ (иллюстрации, по  карточкам, у доски)

е) Отгадайте кроссворд (Приложение 2)

1. Как звали мышонка мореплавателя?
2. У кого жил Листопадничек-зайчонок зимой?
3. Кто поменял игрушечный самосвал на светлячка?
4. Как по-другому называют птицу Капалуху?
5. Кольцо из каких грибов называют «ведьмин круг»?
6. Как ребята называли растение борщевик?
7. Любимое лакомство Яшки.

5. Итог урока

– Какое слово получилось по вертикали?
– Как вы думаете, почему именно это слово я зашифровала?
– Какой рассказ произвёл на вас большее впечатление? Почему?
– Что нового и интересного вы узнали о природе? О животных?

 6. Домашнее задание: стр. 109-110, ответить на вопросы.

Тест

Фамилия, имя ученика_______________________________________________

1. Кому принадлежат слова: «… охранять природу – значит охранять Родину».

а) Паустовскому;
б) Пришвину;
в) Бианки;
г) Дурову.

2. Листопаднички – это:

а) зайчата;
б) ежата;
в) бельчата;
г) бобрята.

3. Как звали собаку, которая каждое утро бегала в соседнюю деревню кормить своего сына:

а) Жучка;
б) Ярик;
в) Малька;
г) Каштанка.

4. Эти рассказы поведали нам о жизни лесных птиц:

а) «Пиковая Дама»;
б) «Носатик»;
в) «Пищуженец»;
г) «Капалуха».

5. Семья русских цирковых артистов и дрессировщиков животных:

а) Дуровы;
б) Чарушины;
в) Сладковы;
г) Беловы.