Туризм. Рекреационные ресурсы Зарубежной Европы

Разделы: География


Цели урока:

  • Обучающие:  выработать у учащихся научные  взгляды на взаимосвязь природы и общества, на пространственные особенности этой взаимосвязи;
  • Развивающие:  способствовать  удовлетворению  интересов и потребностей развивающейся  личности средствами учебного предмета география:  любознательность, самостоятельность,  активность, взаимопомощь и т.д.
  • Воспитательные:  способствовать нравственному воспитанию учащихся;  формированию  любви к Родине с широким взглядом на мир и другие народы.

Оборудование: атлас,  учебник,  настенная  карта  «Зарубежная Европа»,  контурные карты, презентации учителя и учащихся.

ХОД УРОКА

I. Вступительное слово учителя: (Приложение 1. Слайды: 1-4) Туристский бум, охвативший в последние десятилетия всю планету, привлекает к себе большое внимание. Помимо экономической выгоды, туризм,  удовлетворяя простое человеческое любопытство, способствует сближению разных народов, укрепляет доверие между народами не политическими методами, а с помощью, так называемой народной дипломатии.  
Туризм – это здоровый образ жизни, а рекреационные ресурсы – ресурсы  отдыха,  туризма, здорового образа жизни – являются достоянием всего человечества.
Эпиграфом нашего урока  являются слова  Н.М.Пржевальского: «А еще жизнь прекрасна потому, что можно путешествовать».

План урока.

  • Что такое  туризм.
  • Факторы, влияющие на развитие туризма.
  • Значение туризма для развития мирового хозяйства.
  • Виды туризма.
  • Пространственная структура международного туризма.
  • Зарубежная Европа – основной туристический центр мира.

1. (Приложение 1. Слайд 5.)   Что означает слово «туризм»? 

Туризм  (франц. touriste.  От  tour –  прогулка, поездка), путешествие (поездка, поход) в свободное время, один из видов активного отдыха. (Энциклопедический словарь).
Международный туризм – один из ведущих, высокодоходных и наиболее динамичных секторов мирового хозяйства (Приложение 1. Слайды 6-7).
За исключительно высокие темпы роста этой отрасли экономики ее часто называют феноменом второй половины 20 века.  В 2000 году Всемирная туристская организация (ВТО) зарегистрировала свыше 700 млн. международных туристских прибытий в мире, в 28 раз больше, чем в 1950 году. (Приложение 1. Слайд 9).

2. Факторы, влияющие на развитие международного туризма, подробно исследовали Н.С.Мироненко, Ю.Д.Дмитревский, А.Ю.Александрова и другие экономико-географы.

Факторы,  влияющие на развитие туризма (Приложение 1. Слайд  10)

– социально-экономические факторы (Приложение 1. Слайд 11)

Общий уровень развития страны, структура ее хозяйства, качество жизни, социально-профессиональный состав общества, его образовательный уровень, степень урбанизированности  и мобильности населения, политическая стабильность в регионе и др.

– рекреационно-ресурсный потенциал территории (Приложение 1. Слайд 12)

Количество и качество природных и культурно-исторических ресурсов, включая объекты Всемирного наследия человечества.

инфраструктурный фактор (Приложение 1. Слайд 13)

Уровень развития производственной и социальной инфраструктуры.

туристская инфраструктура (Приложение 1. Слайд 14)

Средства размещения – гостиницы, кемпинги, туристские базы и др.

фактор географического положения (Приложение 1. Слайд 15)

субъективные факторы (Приложение 1. Слайд 16)

Это изменения, происходящие в психологии человека, его отношение к своей личности, к другим людям и их социальным группам, а так же к окружающей среде.

3. Со своей стороны и международный туризм вносит весомый, с каждым годом возрастающий вклад в развитие мировой экономики. Его значение не ограничивается прямым экономическим эффектом. Оно выходит за рамки туристского сектора, оказывая заметное влияние на весь хозяйственный организм и нередко выступая катализатором социально-экономического развития в регионе. На его долю приходится 7% общего объема инвестиций,  11% – мировых потребительских расходов, 5% – всех налоговых поступлений и треть – мировой торговли услугами.

Значение туризма для развития мирового хозяйства (Приложение 1. Слайд 17)

развитие мировой экономики (Приложение 1. Слайд 18)

В 1950-1960-х гг. мировые годовые поступления от туризма не превышали 10 млрд. долл., в 2000 г. – 476 млрд. долл., а в 2006 г. достигли 730 млрд. долл. Это значит, что они составляют довольно значительную долю в общем мировом экспорте и тем более экспорте услуг.

сфера туризма – крупный работодатель (Приложение 1. Слайд 19)

Она обеспечивает занятость каждого десятого работника в мире. В таких развитых странах, как США, Германия, Франция, Великобритания, в этом секторе экономики трудится больше людей, чем в автомобильной, электронной, текстильной  промышленности и сельском хозяйстве вместе взятых. 

4. (Приложение 1. Слайд 8).   Благодаря усилиям специалистов разных научных профилей, и в том числе географов (из отечественных ученых  –  Н.С.Мироненко, И.В.Зорина, В.А.Квартального, В.С.Преображенского), а также сотрудники ВТО многие сложные терминологические и классификационные вопросы туристской проблематики  в той или иной мере удалось решить. Однако вопрос о видах туризма по-прежнему остается запутанным; существуют различные его трактовки. Вашему вниманию представлена одна из них.

5. (Приложение 1. Слайд 21). Региональное распределение международных туристских потоков в главных чертах сложилось давно.  Сначала массовых туристских обменов по настоящее время на мировом рынке туризма заметно выделяется Европа. Этот регион пользуется большой популярностью у самих европейцев, а также жителей США и Канады. Вторую позицию долгие годы прочно удерживает Америка. Европа и Америка, прежде всего Северная, являются ключевыми туристскими регионами. На них приходится  четыре пятых всех прибытий в мире. В 21 веке территориальная структура МТ будет меняться при сохранении прежних тенденций развития. По прогнозам ВТО на 2020 год, Европа удержит доминирующие позиции на рынке туризма  717 млн. прибытий. Азиатско-Тихоокеанский регион выйдет на второе место (438 млн. прибытий). Америка, переместившись на ступень ниже, будет замыкать тройку лидеров (284 млн. прибытий).

6. (Приложение 1. Слайд 22)  Зарубежная Европа – основной туристский центр Европы.

Доля Европы в международном туризме превышает 60 %.  Самая посещаемая туристская страна Европы и мира – Франция. Она принимает каждого пятого отдыхающего на старом континенте, в основном из стран ЕС. Наиболее интенсивный туристский обмен существует с Германией, Великобританией и странами Бенилюкс. Кроме Франции, главными принимающими странами Европы являются Испания и Италия. Вместе они ежегодно регистрируют свыше 80 млн. прибытий преимущественно на купально-пляжный сезон.  Основная часть туристских потоков в Европе генерируется Германией и Великобританией. В меньшей мере, но также активны французы и датчане. США являются единственной  неевропейской страной среди первых десяти туристообразующих стран для Европы.

(Приложение 1. Слайд 23) Такой высокий уровень развития туризма можно объяснить рядом предпосылок:

1. (Приложение 1. Слайд 24)  Благоприятные природно-рекреационные условия. К их числу относятся:

– благоприятный климат;
– изрезанность береговой линии;
–  густая речная сеть;
–  мозаичность ландшафтов;
– разнообразное сочетание пейзажей;

2. (Приложение 1. Слайд 25)  Богатство истории, высокий уровень культуры, образования, мозаичность национального и религиозного состава.

3. (Приложение 1. Слайд 26) Страны высокого социально-экономического уровня развития:

– растущие доходы населения;
– высокая урбанизация;
– наличие инфраструктуры.

4. (Приложение 1. Слайд 27)  Мирная обстановка в регионе.

(Приложение 1. Слайды 28-29) Давайте проанализируем статистические данные, показывающие доход  стран  в международном туризме  и расходы на международный туризм.

Доходы от иностранного туризма (млн. долл.)   Расходы на международный туризм (млн. долл.)
США – 31137
Франция – 27527
Италия – 27451
Испания – 25701
Великобритания – 19133
Австрия – 14618
Германия – 12810
Швейцария – 9364
США – 45855
ФРГ – 48054
Япония – 36792
Великобритания – 24737
Франция – 16328
Италия – 12419
Австрия – 11687
Россия – 11599

Теперь рассмотрим международные туристские потоки в Европе (Приложение 1. Слайд 30).
Внутрирегиональный туризм в Европе дает подавляющую часть всех туристских прибытий – около 90%, и только 10% приходится на прибытия туристов в Европу из других регионов мира.  Внутрирегиональный характер туризма в Европе выражен ярче, чем в других регионах мира. Большое число государств на относительно малой территории, между которыми существуют тесные экономические и этнические связи, превосходная сеть наземных транспортных коммуникаций, упрощение туристских формальностей при большом разнообразии природных рекреационных ресурсов и культурно-исторических достопримечательностей и развитой инфраструктуры – все это способствует интенсивному внутриевропейскому туристскому обмену. На его долю приходится   более половины всех прибытий в Европу.

Основные виды туризма в Европ (Приложение 1. Слайд 31)

1. (Приложение 1. Слайд  32)  Приморский  тип туризма:

А) Средиземноморье.

Главный туристический центр Европы, который принимает самое большое количество туристов.

– Лазурный берег (Ницца, Канны, др.);
– Побережье Эгейского моря (Греция);
– Итальянская Ривьера;

Б) Черноморское побережье Болгарии и Румынии (Золотые пески, Варна, Солнечный берег).

В) Побережье Балтийского моря:

– Сопот (Польша);
– Кюлунборг (ФРГ);
– Сен-Мало (Франция);
– Брайтон (Великобритания)

2. Горный туризм. (Приложение 1. Слайд 33)

– Альпы

Среди районов горного туризма в Европе и в мире, несомненно, первое место принадлежит Альпам, которые ежегодно посещают 100-150 млн. человек. В первую очередь это, конечно, район зимнего горнолыжного спорта, но немало туристов приезжают сюда и летом. Страны, находящиеся в этом регионе, получают доходы от туризма, которые составляют до 12% ВВП этих стран.

– Карпаты;
– Судеты;
– Родопы.

3. «Старые камни Европы». (Приложение 1. Слайд 34)

Европейские страны привлекают туристов и достопримечательностями своих городов. По количеству объектов  Всемирного культурного наследия  зарубежная Европа занимает первое место среди регионов мира. Наибольшее их число находится на территории таких стран, как  Италия, Франция, Испания, Великобритания, Австрия, Греция, Чехия, Словакия. (Приложение 1. Слайд 35)

ІІ. Домашнее задание:

1). Составить описание туристического маршрута по желанию (устно или в  виде презентаций, по группам).
2). На контурной карте  обозначить  рекреационные зоны мира (условные   обозначения на карте произвольные).