Урок литературного чтения во 2-м классе (авторская программа Г.Н. Кузиной – З.Н. Новлянской; система Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова)

Разделы: Начальная школа


Цели урока:

  1. Формирование знаний об авторской точке зрения
  2. Развитие умения сравнивать, оценивать работу, строить план действий, отражать это графически.
  3. Воспитание интереса к исследовательской деятельности, навыков культурного общения.

Задачи урока:

  1. Расширить представление о точке зрения
  2. Научить детей видеть сквозь слова рассказчика-героя (РГ) сложные авторские оценки
  3. Научить находить, различать и видеть в художественных произведениях точки зрения автора, рассказчика, героя

Ход урока

1. Приветствие.

2. Актуализация познавательной деятельности. 

Учитель обращает внимание детей на схему:

– Кто догадался, о чем мы будем говорить на уроке?

– Сегодня мы начнем работу с проверки домашнего задания и обсудим ваши сочинения.

– Какая задача стояла перед вами?

(Надо было сочинить рассказ от имени неодушевленного рассказчика – героя РГ.)

– Да, надо было так написать, чтобы мы, читатели, увидели мир глазами именно того РГ, от имени которого высказывалась точка зрения (тетрадь, ученический дневник, ученик, учитель).

– Когда вы писали сочинения, вы были авторами. А кем сейчас вы будете? (Читателями.)

– Но нам предстоит не только послушать сочинения, но и выяснить, решил ли автор задачу, удалось ли ему посмотреть на мир с точки зрения РГ.

(Чтение детских сочинений, обсуждение.)

Вопросы для обсуждения:

– показать, чью точку зрения выразил автор: РГ (рассказчика-героя) или РП (рассказчика-писателя).

– кто являлся РГ в этом сочинении?

– удалось ли автору выразить точку зрения?

3. Создание учебной ситуации.

– Какую сложность испытали при выполнении домашнего задания?

– Действительно, раньше мы с вами говорили о точке зрения человека, затем пробовали взглянуть на мир глазами животных. И вот мы попробовали выразить точку зрения неодушевленного предмета. Это было очень сложно.

– Сегодня мы с вами познакомимся с интересным произведением. Написал его известный писатель Ханс Кристиан Андерсен. Он родился и жил в Дании (биография писателя).

– А какие произведения Ханса Кристиана Андерсена вы знаете? (Можно провести викторину по сказкам Х.К.Андерсена.)

Перед прочтением вам предлагается задание: прослушать произведение о определить, какая схема подходит, кто является рассказчиком в произведении(РГ или РП)

  • Первичное чтение текста учителем

Вопросы:

– попробуйте определить жанр произведения. (Сказка.)
– кто автор сказки? (Х.К.Андерсен)
– кто рассказчик в этом произведении? (РГ)
– кто является главным героем сказки? (Чайник.)
– Как вы догадались? Ведь когда мы читали рассказ А.Куприна “Сапсан”, РГ стазу представился читателю: “Я – Сапсан 36 – большой и сильный пес”. А у Андерсена нет слов: “Я – чайник” (по тексту дети называют признаки, по которым догадались, что речь идет о чайнике).
– какая схема подходит к сказке? (2, т.к. говорится устами РГ, выражается его точка зрения.)
– а точка зрения Автора вам понятна?

4. Постановка учебной задачи.

– Наша задача: прочитать текст так, чтобы понять, какова точка зрения РГ и какова точка зрения Андерсена, его оценки. Ведь в этой сказке автора как бы и нет вовсе. Чайник сам про себя все рассказывает. Как понять, жалко автору чайник или он над ним смеется?

Выясним: совпадает ли точка зрения героя с авторской точкой зрения? Как относится Андерсен к чайнику и почему? Меняется ли его отношение к чайнику?

5. Анализ условий решения задачи.

  • Акцентное вычитывание текста
    На доске словарь (в течение урока постоянно обращаются к словарю)
    Смиренен – отсутствие гордости, готовность подчиниться чужой воле
    Скромен – не хвастливый, не указывает на свои достоинства, заслуги
    Горделивый – выражает собственное превосходство, ведет себя надменно по отношению к другим
    Преимущества – выгода, превосходство, исключительное право на что-нибудь
    Услаждать – от слова “сладость”, делать приятным
    Пантомима – мимическое представление без слов
    Мимика – движения, выражающие внутреннее, душевное состояние
    Мим-актер, играющий только средствами мимики, без слов

1 часть (чтение учениками).

Вопросы по содержанию:

– о чем рассказывает чайник? (О своих достоинствах, не хочет говорить о недостатках.)

С его точки зрения какой он? (Любит себя.)

– а с точки зрения автора? (Хвастун, гордый.)

– нравится это автору? (Нет.) Но он не выражает открыто свою точку зрения. Можно сказать, что Автор, описывая хвастливые, гордые слова чайника, улыбается, посмеивается над ним.

2 часть (чтение учениками).

– Чайник говорит: скромен, смиренен. Так ли это? (Он хвастает, считает себя лучше всех.)

– понятно ли вам значение слов СКРОМЕН, СМИРЕНЕН? (Обращение к словарю.)

– скромность– это достоинство или недостаток?

– смирение – хорошо или плохо?

– гордость – когда человек гордый, не дает себя унизить, уважает себя. А горделивый?

– может ли это нравиться автору? Почему Автор так долго расписывает достоинства чайника?

– Согласен он с точкой зрения чайника? (Его позиция смешна автору.)

– но обратите внимание, здесь есть интересное высказывание чайника: он считает себя главным, потому что утоляет жажду людей, услаждает их вкус. Как это характеризует чайник? (Он гордится тем, что приносит пользу.)

– Это нравится Автору(да)

– понятно ли вам значение слова УСЛАЖДАТЬ? (Обращение к словарю.)

3 часть (чтение учениками).

– как себя чувствовал чайник, когда его разбили?

– жалко вам чайник?

– а автор по-прежнему продолжает посмеиваться над ним?

4 часть (чтение учениками).

– о чем больше всего переживает чайник? (Что стоит без пользы.)

– сочувствует ли Автор переживаниям чайника?

5 часть (со слов Но вот я стоял, стоял.. )

– изменилась ли точка зрения чайника? Каким он стал?

– как Автор оценивает эти качества, которые стал проявлять чайник?

– по-прежнему точки зрения Автора и чайника расходятся?

– сказка заканчивается грустно или весело?

Вывод: Андерсен задал трудную загадку: понять, за какими словами чайника прячется точка зрения автора. Но вам удалось понять, какой характер у чайника и как его оценивает автор.

6. Итоговая рефлексия.

– а смогли бы вы передать характер чайника?

– Показать каким вы его представили вначале? Сделать это нужно при помощи жестов.

(Обращение к словарю.) МИМ, ПАНТОМИМА

Из предложенных пословиц выберите ту, которая может выражать точку автора или героя сказки:

  1. Без ручки кружечка-стаканчик.
  2. Начало хорошее, да конец плохой.
  3. Всякая вещь хороша на своем месте.
  4. Битая посуда два века живет.
  5. По одежке не суди, по делам гляди.
  6. Примечай будни, а праздники сами придут.
  7. За чаем не скучаем – по три чашки выпиваем.

7. Домашнее задание.

– Я думаю, вам интересно будет прочитать оригинал сказки и сравнить с вариантом, предложенным в учебнике. Прочитайте сказку Х.К.Андерсена “Штопальная игла”