Цели урока:
- Формирование знаний об авторской точке зрения
- Развитие умения сравнивать, оценивать работу, строить план действий, отражать это графически.
- Воспитание интереса к исследовательской деятельности, навыков культурного общения.
Задачи урока:
- Расширить представление о точке зрения
- Научить детей видеть сквозь слова рассказчика-героя (РГ) сложные авторские оценки
- Научить находить, различать и видеть в художественных произведениях точки зрения автора, рассказчика, героя
Ход урока
1. Приветствие.
2. Актуализация познавательной деятельности.
Учитель обращает внимание детей на схему:
– Кто догадался, о чем мы будем говорить на уроке?
– Сегодня мы начнем работу с проверки домашнего задания и обсудим ваши сочинения.
– Какая задача стояла перед вами?
(Надо было сочинить рассказ от имени неодушевленного рассказчика – героя РГ.)
– Да, надо было так написать, чтобы мы, читатели, увидели мир глазами именно того РГ, от имени которого высказывалась точка зрения (тетрадь, ученический дневник, ученик, учитель).
– Когда вы писали сочинения, вы были авторами. А кем сейчас вы будете? (Читателями.)
– Но нам предстоит не только послушать сочинения, но и выяснить, решил ли автор задачу, удалось ли ему посмотреть на мир с точки зрения РГ.
(Чтение детских сочинений, обсуждение.)
Вопросы для обсуждения:
– показать, чью точку зрения выразил автор: РГ (рассказчика-героя) или РП (рассказчика-писателя).
– кто являлся РГ в этом сочинении?
– удалось ли автору выразить точку зрения?
3. Создание учебной ситуации.
– Какую сложность испытали при выполнении домашнего задания?
– Действительно, раньше мы с вами говорили о точке зрения человека, затем пробовали взглянуть на мир глазами животных. И вот мы попробовали выразить точку зрения неодушевленного предмета. Это было очень сложно.
– Сегодня мы с вами познакомимся с интересным произведением. Написал его известный писатель Ханс Кристиан Андерсен. Он родился и жил в Дании (биография писателя).
– А какие произведения Ханса Кристиана Андерсена вы знаете? (Можно провести викторину по сказкам Х.К.Андерсена.)
Перед прочтением вам предлагается задание: прослушать произведение о определить, какая схема подходит, кто является рассказчиком в произведении(РГ или РП)
- Первичное чтение текста учителем
Вопросы:
– попробуйте определить жанр произведения. (Сказка.)
– кто автор сказки? (Х.К.Андерсен)
– кто рассказчик в этом произведении? (РГ)
– кто является главным героем сказки? (Чайник.)
– Как вы догадались? Ведь когда мы читали рассказ А.Куприна “Сапсан”, РГ стазу
представился читателю: “Я – Сапсан 36 – большой и сильный пес”. А у Андерсена
нет слов: “Я – чайник” (по тексту дети называют признаки, по которым
догадались, что речь идет о чайнике).
– какая схема подходит к сказке? (2, т.к. говорится устами РГ, выражается его
точка зрения.)
– а точка зрения Автора вам понятна?
4. Постановка учебной задачи.
– Наша задача: прочитать текст так, чтобы понять, какова точка зрения РГ и какова точка зрения Андерсена, его оценки. Ведь в этой сказке автора как бы и нет вовсе. Чайник сам про себя все рассказывает. Как понять, жалко автору чайник или он над ним смеется?
Выясним: совпадает ли точка зрения героя с авторской точкой зрения? Как относится Андерсен к чайнику и почему? Меняется ли его отношение к чайнику?
5. Анализ условий решения задачи.
- Акцентное вычитывание текста
На доске словарь (в течение урока постоянно обращаются к словарю)
Смиренен – отсутствие гордости, готовность подчиниться чужой воле
Скромен – не хвастливый, не указывает на свои достоинства, заслуги
Горделивый – выражает собственное превосходство, ведет себя надменно по отношению к другим
Преимущества – выгода, превосходство, исключительное право на что-нибудь
Услаждать – от слова “сладость”, делать приятным
Пантомима – мимическое представление без слов
Мимика – движения, выражающие внутреннее, душевное состояние
Мим-актер, играющий только средствами мимики, без слов
1 часть (чтение учениками).
Вопросы по содержанию:
– о чем рассказывает чайник? (О своих достоинствах, не хочет говорить о недостатках.)
С его точки зрения какой он? (Любит себя.)
– а с точки зрения автора? (Хвастун, гордый.)
– нравится это автору? (Нет.) Но он не выражает открыто свою точку зрения. Можно сказать, что Автор, описывая хвастливые, гордые слова чайника, улыбается, посмеивается над ним.
2 часть (чтение учениками).
– Чайник говорит: скромен, смиренен. Так ли это? (Он хвастает, считает себя лучше всех.)
– понятно ли вам значение слов СКРОМЕН, СМИРЕНЕН? (Обращение к словарю.)
– скромность– это достоинство или недостаток?
– смирение – хорошо или плохо?
– гордость – когда человек гордый, не дает себя унизить, уважает себя. А горделивый?
– может ли это нравиться автору? Почему Автор так долго расписывает достоинства чайника?
– Согласен он с точкой зрения чайника? (Его позиция смешна автору.)
– но обратите внимание, здесь есть интересное высказывание чайника: он считает себя главным, потому что утоляет жажду людей, услаждает их вкус. Как это характеризует чайник? (Он гордится тем, что приносит пользу.)
– Это нравится Автору(да)
– понятно ли вам значение слова УСЛАЖДАТЬ? (Обращение к словарю.)
3 часть (чтение учениками).
– как себя чувствовал чайник, когда его разбили?
– жалко вам чайник?
– а автор по-прежнему продолжает посмеиваться над ним?
4 часть (чтение учениками).
– о чем больше всего переживает чайник? (Что стоит без пользы.)
– сочувствует ли Автор переживаниям чайника?
5 часть (со слов Но вот я стоял, стоял.. )
– изменилась ли точка зрения чайника? Каким он стал?
– как Автор оценивает эти качества, которые стал проявлять чайник?
– по-прежнему точки зрения Автора и чайника расходятся?
– сказка заканчивается грустно или весело?
Вывод: Андерсен задал трудную загадку: понять, за какими словами чайника прячется точка зрения автора. Но вам удалось понять, какой характер у чайника и как его оценивает автор.
6. Итоговая рефлексия.
– а смогли бы вы передать характер чайника?
– Показать каким вы его представили вначале? Сделать это нужно при помощи жестов.
(Обращение к словарю.) МИМ, ПАНТОМИМА
Из предложенных пословиц выберите ту, которая может выражать точку автора или героя сказки:
- Без ручки кружечка-стаканчик.
- Начало хорошее, да конец плохой.
- Всякая вещь хороша на своем месте.
- Битая посуда два века живет.
- По одежке не суди, по делам гляди.
- Примечай будни, а праздники сами придут.
- За чаем не скучаем – по три чашки выпиваем.
7. Домашнее задание.
– Я думаю, вам интересно будет прочитать оригинал сказки и сравнить с вариантом, предложенным в учебнике. Прочитайте сказку Х.К.Андерсена “Штопальная игла”